К вопросу о применении метода Case-study и использовании Интернет-ресурсов как активных методов обучения иностранному языку в техническом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Статья просмотрена: 709 раз

Библиографическое описание:

Агафонова Е. А. К вопросу о применении метода Case-study и использовании Интернет-ресурсов как активных методов обучения иностранному языку в техническом вузе // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 114-116. — URL https://moluch.ru/archive/29/3283/ (дата обращения: 17.08.2018).

В настоящее время педагогами-новаторами созданы и успешно используются игровые технологии, технологии индивидуализации обучения, проблемное обучение, коммуникативные технологии и др. Все они основаны на методах активного обучения, поэтому с полным правом именуются интенсивными образовательными технологиями. К ним, прежде всего, относятся компьютерные и сетевые технологии, технологии тотальной индивидуализации обучения и другие методы обучения, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе.

В частности, метод Case-study позволяет сделать акцент на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Применение метода Case-study на занятиях по иностранному языку позволяет решать задачи развития творческого и критического мышления студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать и актуализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной, прикладной, творческой деятельности студенты используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений. При этом создаются условия, в которых студенты:

  1. приобретают новые знания, используя различные ресурсы, в том числе, Интернет - источники;

  2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  3. приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают навыки говорения;

  4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения и системное мышление).

  5. развивают умения информационного поиска. [5]

Case–study – это специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. Гарвардская Школа Бизнеса определяет метод кейсов как метод обучения, при котором студенты и преподаватели активно участвуют в непосредственном обсуждении конкретных ситуаций или задач. Таким образом, суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей. Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению.

Кейс - явление сложное; он должен содержать максимально реальную картину и конкретные факты, а также иметь стабильный набор характеристик. Каждый кейс должен включать в себя следующие аспекты: проблемный, конфликтогенный, ролевой, событийный, деятельностный, временной, пространственный. Задача студентов – осмыслить предложенную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует ранее усвоенный комплекс знаний, чётко сформулировать и квалифицировать проблему и выработать определённый алгоритм деятельности, который ведёт к решению проблемы.

Существует широкий круг образовательных задач и возможностей метода Case-study:

  1. приобретение новых знаний и развитие общих представлений;

  2. развитие у обучающихся самостоятельного критического и стратегического мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою;
  3. приобретение навыков анализа сложных и неструктурированных проблем;

  4. приобретение навыков разработки действий и их осуществления;

  5. возможность и умения работать в команде;

  6. возможность и умения находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Для того, чтобы будущие выпускники технического вуза могли чувствовать себя уверенно в реальной жизненной ситуации, они и на занятиях должны быть поставлены в такие условия, при которых с помощью иностранного языка они могли бы решить нужные для себя проблемы. [3]

Применение кейс-метода на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе преследует определенную цель, а именно: совершенствование коммуникативной компетенции (лингвистической и социокультурной). Знакомство с кейсом - чтение текста по конкретной теме в оригинале или с небольшими сокращениями и незначительной адаптацией и последующий перевод, самостоятельный поиск решения (внутренняя монологическая речь на иностранном языке), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная, также на английском языке) – всё это примеры коммуникативных задач. Аудиторное общение, связанное с работой над кейсом, которому присущи спор, дискуссия, аргументация, описание, сравнение, убеждение и другие речевые акты, тренирует навык выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения норм и правил англоязычного общения. Комментарии студентов по содержанию кейса оцениваются преподавателем по следующим навыкам: аналитический, управленческий, навык принятия решения, навык межличностного общения, творческий подход, навык устного и письменного общения на иностранном языке (лексико-грамматический аспект). Поэтому метод Case-study включает одновременно и особый вид учебного материала и особые способы его использования в учебной практике иностранного языка. К таким видам, в частности, можно отнести и Интернет - источники.

Использование информационных технологий в обучении иностранному языку позволяет обучающимся иметь доступ к широкому спектру современной информации с целью развития различных компетенций. Применение компьютерных средств, информационных источников сети Интернет способствуют развитию высокого уровня информационной компетентности, формированию профессионального мышления на иностранном языке, повышению мотивации к изучению учебных предметов. [6]

Кроме того, современные тенденции модернизации образовательных программ требуют внедрения активных методов обучения студентов. Именно такими методами и являются Case-study и использование Интернет источников. Интернет обладает неисчерпаемыми информационными возможностями. Но, являясь информационно-предметной средой, это лишь средство реализации учебных целей и задач, определённых целями образования. Поэтому, прежде всего, следует определиться, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранным языкам могут оказаться полезными ресурсы и услуги, предоставляемые всемирной сетью.

Информационная система Интернет предлагает своим пользователям многообразие информационных ресурсов: веб-страницы всех газет мира на английском языке, страноведческие сайты, энциклопедии. Студенты на практических занятиях по иностранному языку работают, используя компьютерные словари, а также на страноведческих сайтах, которые дают возможность получить полезную информацию о быте и культуре страны изучаемого языка. Также в сети Интернет можно найти множество сайтов, посвященных обучению иностранной грамматике. Не вызывает сомнений тот факт, что такой вид работы является продуктивным при отработке и актуализации грамматических и лексических навыков и интересен студентам, отражает современную реальность – компьютеризацию всех сфер деятельности человека. Наиболее положительным в использовании Интернета является его информативность, а также велика его роль в повышении мотивации обучения, а, следовательно, эффективности обучения. Студенты технического вуза наглядно представляют себе, для чего им нужны хорошие языковые знания. Все это развивает самостоятельность в изучении языка, формирует информационную и языковую компетенции будущих специалистов, способствует развитию аналитических способностей.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг включает в себя:

  1. электронную почту (e-mail); телеконференции (usenet); видеоконференции;

  2. возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
  3. доступ к информационным ресурсам
  4. справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy) и поисковые системы (Google, Yandex, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite); разговор в сети (Chat).

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с данными ресурсами может быть успешно интегрирована в процесс обучения иностранному языку с использованием метода Case-study.


Литература:

  1. Гринченко Т.В. Активные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе: Вісник СевНТУ. Вип. 105: Педагогіка: зб. наук. пр. — Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2010.

  2. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: httpHYPERLINK "http://www.casemethod.ru/"://HYPERLINK "http://www.casemethod.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.casemethod.ru/".HYPERLINK "http://www.casemethod.ru/"casemethodHYPERLINK "http://www.casemethod.ru/".HYPERLINK "http://www.casemethod.ru/"ru

  3. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”», “Cambridge University Press” 2001 г.

  4. Мануйлов В. Современные технологии в инженерном образовании // ВОР. 2003. №3 С. 117

  5. Панина Г.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  6. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2001.

  7. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. – 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, задача, умение, информационная система, проблемное обучение, технический вуз, Интернет - источники, Интернет, метод обучения.


Похожие статьи

Использование методов проблемного обучения иностранному...

Методы проблемного обучения предлагаются как эффективное средство обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Ключевые слова:методы проблемного обучения, метод проектов, метод кейсов, обучение иностранному языку, учебный процесс.

Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения...

Использование методов проблемного обучения иностранному языку в рамках языковой подготовки в неязыковом вузе.

К вопросу о применении метода Case-study и использовании Интернет-ресурсов как активных методов обучения иностранному языку в техническом вузе.

Использование интернет-ресурсов при изучении иностранного...

Ключевые слова: иностранный язык, Интернет-ресурсы, образовательный процесс, мотивация, видеоматериалы, коммуникативный метод.

Мотивация является важнейшим составляющим звеном обучения иностранному языку в вузе.

К вопросу использования учебных интернет-ресурсов в обучении...

Использование сети Интернет при обучении иностранному языку. Дидактический потенциал использования электронных и

К вопросу о применении метода Case-study и использовании Интернет-ресурсов как активных методов обучения иностранному языку в техническом вузе.

Обучение иностранному языку в техническом вузе...

Основная цель языкового обучения в техническом вузе состоит в подготовке такого специалиста, практическое владение иностранным языком которого позволяло бы ему эффективно работать со специализированной иностранной литературой...

Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, группа, студент, метод обучения, активное обучение, сотрудничество, работа, обучение

Обучение реферированию научной литературы в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе.

Интегрирование современных информационных технологий...

Дается анализ интернет-сайтов по обучению иностранному языку для студентов вузов. Ключевые слова: компетентность преподавателя, интенсивная методика, новые формы в традиционных видах обучения, ИКТ в обучении иностранному языку.

Проблемное обучение на уроках английского языка...

Изучив психолого-педагогическую литературу по вопросам проблемного обучения, мы выяснили, что проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий.

Поэтапное обучение иностранному языку в технических вузах

В данной статье рассматриваются методы обучения иностранному языку в технических вузах. Особое внимание уделяется поэтапному подходу которое является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогической наукой...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование методов проблемного обучения иностранному...

Методы проблемного обучения предлагаются как эффективное средство обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Ключевые слова:методы проблемного обучения, метод проектов, метод кейсов, обучение иностранному языку, учебный процесс.

Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения...

Использование методов проблемного обучения иностранному языку в рамках языковой подготовки в неязыковом вузе.

К вопросу о применении метода Case-study и использовании Интернет-ресурсов как активных методов обучения иностранному языку в техническом вузе.

Использование интернет-ресурсов при изучении иностранного...

Ключевые слова: иностранный язык, Интернет-ресурсы, образовательный процесс, мотивация, видеоматериалы, коммуникативный метод.

Мотивация является важнейшим составляющим звеном обучения иностранному языку в вузе.

К вопросу использования учебных интернет-ресурсов в обучении...

Использование сети Интернет при обучении иностранному языку. Дидактический потенциал использования электронных и

К вопросу о применении метода Case-study и использовании Интернет-ресурсов как активных методов обучения иностранному языку в техническом вузе.

Обучение иностранному языку в техническом вузе...

Основная цель языкового обучения в техническом вузе состоит в подготовке такого специалиста, практическое владение иностранным языком которого позволяло бы ему эффективно работать со специализированной иностранной литературой...

Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, группа, студент, метод обучения, активное обучение, сотрудничество, работа, обучение

Обучение реферированию научной литературы в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе.

Интегрирование современных информационных технологий...

Дается анализ интернет-сайтов по обучению иностранному языку для студентов вузов. Ключевые слова: компетентность преподавателя, интенсивная методика, новые формы в традиционных видах обучения, ИКТ в обучении иностранному языку.

Проблемное обучение на уроках английского языка...

Изучив психолого-педагогическую литературу по вопросам проблемного обучения, мы выяснили, что проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий.

Поэтапное обучение иностранному языку в технических вузах

В данной статье рассматриваются методы обучения иностранному языку в технических вузах. Особое внимание уделяется поэтапному подходу которое является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогической наукой...

Задать вопрос