Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петухова, Е. С. Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста / Е. С. Петухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51.1 (289.1). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65655/ (дата обращения: 25.04.2024).



Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи современной мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста. В ней представлено пилотажное исследование. Приведены первичные данные, позволяющие отследить то, как дети совмещают потребность в еде и развлечение. Полученные данные будут интересны и полезны родителям, психологам, педагогам.

Ключевые слова: мультипликация, младший школьный возраст, мультипликационный герой, пищевое поведение, социальное научение, рефлекс.

Как часто при походе в кино возникает соблазн купить попкорн или включить телевизор на кухне во время приема пищи? Сколько печенья, попкорна и т. п. можно съесть не заметив, при просмотре любимого сериала? Какой стереотип нам преподносят с экранов наших гаджетов и телевизоров? Всем известный мультипликационный сериал «Смешарики» показывает различное отношение к употребляемой еде. Лосяш не скрывает, что за чтением может скушать, все что есть под рукой. Нюша предпочитает кушать конфеты ведерками, а Совунья пытается всех накормить «правильной, но часто не вкусной едой». В сериалах и фильмах нам демонстрируют сцены, где главные персонажи поглощают сладости в разных ситуациях в больших количествах, в том числе и во время просмотра телепередач. Это один из механизмов формирования пищевого поведения, известный нам с детства и активно поддерживаемый многими родителями.

Пищевое поведение — ценностное отношение к пище и ее непосредственному употреблению, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, поведение, ориентированное на образ собственного тела, и деятельность по формированию этого образа. Оно включает в себя установки, формы поведения, привычки и эмоции, касающиеся еды, которые индивидуальны для каждого ребенка. Пищевое поведение оценивается как гармоничное или девиантное в зависимости от многих параметров – от места, которое занимает процесс приема пищи в иерархии ценностей, от количественных и качественных показателей питания [3; с.15]. Пищевое поведение определяется личностным отношением ребёнка к пище и способам её приема. Нарушения пищевого поведения все чаще проявляются в раннем возрасте, имеют в своей основе физиологические и психологические причины. Важным компонентом развития ребенка является правильная организация пищевого поведения ребенка родителями.

Часто дети младшего школьного возраста не проявляют желания кушать то, что дают им родители, поэтому взрослые прибегают к насильственному кормлению. Это становится причиной проявления разных форм протеста, которые сопровождаются соматоформными расстройствами со стороны пищеварительной системы [2]. Но родители находят другой выход из сложившейся ситуации. Во время кормления детей они начинают включать телевизор (чаще всего с мультфильмами). Ребенок отвлекается от еды и отстраняется от самого процесса кормления, погружаясь целиком в сюжет мультфильма. В таком состоянии дети легко и быстро съедают все, что дают им взрослые. Это происходит бессознательно. Так вырабатывается условный рефлекс на прием пищи.

Пищевое поведение основывается на двух факторах физиологическом и психологическом. К физиологическим параметрам относятся: потребление и переваривание пищи, эндокринные и вегетативные процессы, динамическая стабильность внутренней среды организма и всех его функциональных систем, особенно, пищеварительной. Психологические параметры пищевого поведения и его нарушений в большей мере определяются личностным отношением ребёнка к принятию пищи и его способов. Причиной расстройства со стороны пищевого поведения может являться: неприемлемые для ребёнка способы принятия пищи. Преобладающий процент детей младшего школьного предпочитает кушать во время просмотра телепередач (Табл.1). Как правило, это происходит во время завтрака, перед школой, во время обеда, ужина. Во многих семьях стоит телевизор на кухне, что позволяет взрослым смотреть новости, фильмы и сериалы. Дети берут пример и начинают смотреть телевизор на кухне. Таким образом у детей начинает формироваться неправильное пищевое поведение.

Таблица 1

Пищевое поведение во время просмотра мультиков ифильмов

Кушаю во время просмотра мультиков

Не кушаю

во время

просмотра

мультиков

Иногда кушаю во время просмотра мультиков

Кушаю во время просмотра фильмов

Не кушаю во время просмотра фильмов

Иногда кушаю во время просмотра фильмов

2

классы

46 %

21 %

33 %

50 %

31 %

19 %

3

классы

71 %

23 %

6 %

60 %

33 %

7 %

4

классы

71 %

24 %

5 %

84 %

13 %

3 %

Опираясь на классическое обусловливание (респондентное, или обусловливание по Павлову) пища – безусловный стимул, так как она является «естественным подкрепляющим стимулом». В качестве условного стимула для детей можно рассматривать мультфильмы и фильмы. Взрослые сами способствуют возникновению условного рефлекса, когда пытаются быстро накормить детей младшего возраста, включив телевизор. Это может повторяться каждый день, во время всех приемов пищи. Поэтому у детей младшего школьного возраста при просмотре мультиков и фильмов возникает желание перекусить [4, стр. 51–54].

Возникает проблема злоупотребления едой: сладкой, соленой, острой (по факту в контексте работы психоактивным веществом). Пища поступившая в организм, способна повлиять на состояние детской психики; таким образом, еда становится мощнейшим психоактивным компонентом. Комбинация «мультфильмы/ фильмы — еда» способна усилить приятный эффект. Для получения удовольствия недостаточно употребить пищу, нужно занять себя мультфильмом или фильмом. Это приводит к изменению состояния, что можно расценивать как «отдых для мозга» или бегство от скуки.

В большинстве классификационных систем к нарушениям пищевого поведения отнесены ожирение, анорексия и булимия. Ожирение, хотя в его развитии участвуют и другие факторы, обычно рассматривается как опасное для здоровья из-за избыточного веса, приобретенного в результате постоянного переедания; в некоторых развитых странах он отмечается более чем у 50 % населения. Такие индивиды привыкают к потреблению больших количеств пищи с целью испытывать физическую «полноту» и душевную расслабленность или уменьшить тревогу. В своих поисках психологического комфорта от пищи они могут нацеливаться на простые углеводы, особенно шоколад [4; с.204–206]. Учитывая выше изложенное, стоит продолжить работу в данном направлении и выяснить: влияет ли эмоциональный фон просматриваемых мультфильмов, фильмов на количество и качество употребляемой пищи? Интересно будет просмотреть физиологические параметры школьников: вес, рост, пищевые аллергии, проблемы с ЖКТ.

Данный вопрос следует рассмотреть в контексте социального научения Альберта Бандуры. Ведь, в основе научения через наблюдение лежит образная репрезентативная система, которая вызывает в памяти живую картину событий, на данный момент физически отсутствующую. Это значит, что некоторые типы поведения, пищевое в том числе, запоминаются в виде образов. Сенсорная стимуляция активизирует ощущения, которые дают толчок восприятию внешних событий. В результате повторяющегося воздействия модельные стимулы со временем вырабатывают стойкие и легковоспроизводимые образы моделируемого поведения.

В рамках нашего исследования сенсорная стимуляция в виде мультипликации побуждает детей поглощать пищу. Многократно повторяющийся сценарий действий, поощряемый взрослыми, мультики- еда, еда- мультики, вырабатывает девиантное пищевое поведение [1; с. 44].

Стоит учитывать, что эмоциональные реакции в равной степени усваиваются как на основе личного опыта, так и путем наблюдений. Моделями поведения могут служить взаимоотношения, действия людей. Аффективная экспрессия других- демонстрации эмоций, передаваемых посредством голосовых сигналов модели или с помощью мимики и жестов, являются эмоционально возбуждающими для наблюдателей. Также и эмоции мультипликационных героев могут сформировать у ребенка определенные эмоциональные реакции на внешнее окружение путем простого наблюдения через экран любого гаджета [1; с. 97–98]. К примеру, ребенок может подражать любимому мультипликационному персонажу и его пищевому поведению. Ребенок может отказываться от нелюбимой еды любимого персонажа.

Таким образом, следует обратить особое внимание родителей, врачей, психологов, педагогов на пищевое поведение детей и наличие связи между его нарушением и просмотром мультфильмов и фильмов. Это обусловлено, тесной связью физиологических и психологических параметров в процессе развития пищевого поведения у ребёнка и его нарушения, а также единством в функциональной системе пищеварения и питания [4].

Литература:

  1. Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с. ISBN 5–8071–0040–9
  2. С. Н. Зинченко, В. Г. Козачук, О. А. Майструк// Нарушения пищевого поведения у детей раннего возраста// 1Национальная медицинская академия последипломного образования имени П. Л. Шупика, г. Киев, Украина 2ГУ «Украинский медицинский центр реабилитации детей с органическим поражением нервной системы Министерства здравоохранения Украины», г. Киев// SOVREMENNAYA PEDIATRIYA.2016.5(77)
  3. И. Г. Малкина-Пых // Терапия пищевого поведения // «Эксмо», — (Справочник практического психолога) // 2003
  4. Холмс Д. // Литература Х72 Анормальная психология/ /— СПб.: Питер, 2003. — 304 с. — (Серия «Концентрированная психология»). ISBN 5–94723–292–8
Основные термины (генерируются автоматически): пищевое поведение, ребенок, младший школьный возраст, время просмотра мультиков, время просмотра фильмов, пища, фильм, сенсорная стимуляция, социальное научение, условный рефлекс.


Ключевые слова

пищевое поведение, младший школьный возраст, мультипликация, рефлекс, мультипликационный герой, социальное научение

Похожие статьи

Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое...

После просмотра мультфильмов дети очень впечатлены и зачастую пытаются

У некоторых детей после просмотра снижается эмоциональное напряжение и тревожность

Выявлено, как влияют мультфильмы на психологическое состояние детей младшего школьного возраста.

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших...

Для детей младшего школьного возраста, существуют специальные передачи, которые имеют не

Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое...

Рассматривается влияние мультфильмов на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста...

Влияние мультипликационных и художественных фильмов на...

После просмотра мультфильма «Котенок по имени Гав» ситуация изменилась: у 23 детей настроение стало радостное, а у 9 детей — нейтральное, грустное у 8 детей. Следовательно, просмотр данного мультфильма не вызвал негативного воздействия на настроение детей.

Влияние мультфильмов на психологическое состояние детей...

Когда ребенок смотрит мультфильмы, он словно отключается от всего того, что его окружает.

Младший школьный возраст – это новый этап в формировании личности ребенка.

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие...

Особенности влияния мультипликационных фильмов на...

Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое... Герои данных мультфильмов не несут в себе положительной

Рассматривается влияние мультфильмов на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста: педагогические возможности...

Мультфильмы: добро или зло, или Как мультфильмы влияют на...

Важным показателем является время просмотра мультфильмов. Как показали результаты опроса наибольшая доля опрошенных проводят значительную часть дня перед экраном телевизора в среднем просмотр мультфильмов занимает от 2 до 5 часов.

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие...

Дошкольный возраст (период времени от трех до шести лет) вносит большой вклад в

Следует отметить, что в возрасте до трех лет детям вообще не рекомендуется просмотр

При этом, дети полностью погружаются в просмотр мультфильма и концентрируют внимание...

Формирование культуры здорового питания в младшем...

Дети младшего школьного возраста начинают более осознанно контролировать свои

нарушения пищевого поведения, младший школьный возраст (7–10 лет), психические

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей...

Влияние современных мультфильмов на культуру поведения...

Поведение детей дошкольного возраста в последнее время пристально изучается специалистами.

В наше время мультфильмы, в особенности диснеевские, мало общего имеют со сказками и несут в себе иные функции, а музыкальным оформлением становятся...

Похожие статьи

Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое...

После просмотра мультфильмов дети очень впечатлены и зачастую пытаются

У некоторых детей после просмотра снижается эмоциональное напряжение и тревожность

Выявлено, как влияют мультфильмы на психологическое состояние детей младшего школьного возраста.

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших...

Для детей младшего школьного возраста, существуют специальные передачи, которые имеют не

Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое...

Рассматривается влияние мультфильмов на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста...

Влияние мультипликационных и художественных фильмов на...

После просмотра мультфильма «Котенок по имени Гав» ситуация изменилась: у 23 детей настроение стало радостное, а у 9 детей — нейтральное, грустное у 8 детей. Следовательно, просмотр данного мультфильма не вызвал негативного воздействия на настроение детей.

Влияние мультфильмов на психологическое состояние детей...

Когда ребенок смотрит мультфильмы, он словно отключается от всего того, что его окружает.

Младший школьный возраст – это новый этап в формировании личности ребенка.

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие...

Особенности влияния мультипликационных фильмов на...

Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое... Герои данных мультфильмов не несут в себе положительной

Рассматривается влияние мультфильмов на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста: педагогические возможности...

Мультфильмы: добро или зло, или Как мультфильмы влияют на...

Важным показателем является время просмотра мультфильмов. Как показали результаты опроса наибольшая доля опрошенных проводят значительную часть дня перед экраном телевизора в среднем просмотр мультфильмов занимает от 2 до 5 часов.

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие...

Дошкольный возраст (период времени от трех до шести лет) вносит большой вклад в

Следует отметить, что в возрасте до трех лет детям вообще не рекомендуется просмотр

При этом, дети полностью погружаются в просмотр мультфильма и концентрируют внимание...

Формирование культуры здорового питания в младшем...

Дети младшего школьного возраста начинают более осознанно контролировать свои

нарушения пищевого поведения, младший школьный возраст (7–10 лет), психические

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей...

Влияние современных мультфильмов на культуру поведения...

Поведение детей дошкольного возраста в последнее время пристально изучается специалистами.

В наше время мультфильмы, в особенности диснеевские, мало общего имеют со сказками и несут в себе иные функции, а музыкальным оформлением становятся...

Задать вопрос