Затруднения студентов при выполнении лабораторных работ по курсу информатики в техническом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 августа, печатный экземпляр отправим 2 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 23.12.2019

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Чернова, С. С. Затруднения студентов при выполнении лабораторных работ по курсу информатики в техническом вузе / С. С. Чернова, С. А. Чиглинцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 359-362. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65639/ (дата обращения: 06.08.2020).



В статье отражены результаты констатирующего эксперимента по выявлению недостатков в методике проведения лабораторных занятий по курсу информатики, приведены методика исследования и анализ обработки полученных данных, а также выявлена необходимость корректировки методики проведения лабораторного практикума в техническом вузе.

Ключевые слова: технический университет, информатика, лабораторные занятия, анкетирование, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, логические структуры, учебные элементы, уровни обученности.

Одной из основных задач современного высшего образования является подготовка выпускников, способных не только квалифицированно решать типовые задачи, ориентироваться в рабочей ситуации повышенной сложности, но и стремящихся к постановке новых целей, постоянному творческому росту и развитию, самообразованию. Освоение студентами технических вузов новых методов информатики для решения информационных задач способствует развитию у будущего специалиста умения видеть информационную составляющую в технической задаче.

В настоящее время преподаватели технических вузов сталкиваются с недостаточным усвоением базовых знаний по информатике студентов первого курса, что становится серьезным препятствием в формировании базовых компетенций будущих специалистов [1, с. 181]. Известны работы, в которых предложены методы решения этой проблемы путем формирования рекомендаций для изучения дисциплин на основе базовых знаний, обучающихся [2, с. 180].

В настоящей работе излагается видение необходимости разработки новых подходов к процессу обучения информатике студентов первого курса Уфимского государственного авиационного технического университета. (УГАТУ).

В первом семестре 2019/20 учебного года было проведено анкетирование студентов 1 курса. Результаты анкетирования получены от 52 студентов и вместе с вопросами, вариантами ответов приведены ниже:

Вопрос 1. Нравилось ли Вам изучать информатику в школе?

а) нравилось;

б) не нравилось;

в) не всегда нравилось;

г) затрудняюсь ответить;

д) иное (укажите).

Результаты ответов студентов-первокурсников на первый вопрос анкеты приведены на рис 1.

Рис. 1. Результаты ответов на 1 вопрос

Анализ результатов анкетирования показал, что 65 % студентов 1-го курса нравилось изучать информатику в школе, 20 % не всегда нравилось и только 5 % опрашиваемых не любили изучать информатику в школе. Это обстоятельство, безусловно, благоприятствует дальнейшему усвоению курса информатики в техническом вузе. Некоторые студенты отмечают, что большинство уроков было направлено только на решение тестовых задач.

Вопрос 2. Что Вас привлекало больше всего при изучении информатики?

а) выполнение лабораторных работ;

б) выступление с докладом по какой-либо научной проблеме;

в) решение практических задач;

г) выполнение контрольных и самостоятельных работ, тестов;

д) над этим не задумывался;

е) иное (укажите).

Результаты ответов на второй вопрос анкеты приведены на рис. 2.

Рис. 2. Результаты ответов на 2 вопрос

Необходимо отметить, что наиболее предпочтительными формами деятельности опрашиваемых на уроках информатики в школе была работа на компьютере, связанная с решением практических задач.

Вопрос 3. Считаете ли Вы необходимым изучение информатики в техническом вузе?

а) да;

б) нет;

в) не задумывался;

г) иное (укажите).

Рис. 3. Результаты ответов на 3 вопрос

Согласно результатам ответов, большинство студентов считают, что изучение курса информатики в техническом вузе необходимо (рис. 3).

С целью определения направления дальнейшей работы по преодолению затруднений изучения курса информатики было проведено анкетирование студентов первого курса, изучающих дисциплину «Информатика» (3 группы), с целью выявления и корректировки недостатков в методике проведения лабораторных занятий по информатике.

В анкету включены четыре вопроса с несколькими вариантами ответов, причем студенты могли дополнить каждый вопрос своими, важными для них, комментариями. Можно было выбрать несколько вариантов ответа, но вначале указать первый по приоритету. Перед анкетированием студентам объяснили его цель и рассказали о правилах заполнения анкет.

Результаты опроса получены от 28, 25 и 22 студентов 1-й, 2-й, 3-й групп соответственно и являются источником дополнительной информации к проведенному ранее исследованию, которое выступает в качестве констатирующего эксперимента. Итоги анкетирования вместе с вопросами, а также с вариантами ответов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Анализ анкетирования студентов первого курса УГАТУ

Вопрос и варианты ответов

Количество

студентов, выбравших вариант

ответа, %

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Назовите причины, мешающие Вам успешно выполнять лабораторные работы по общей информатике

а) иногда недостаток времени для

подготовки к лабораторной работе

18

28

18

б) отставание лекционного курса

от лабораторных работ

4

4

в) недостаток времени, выделяемого

для выполнения заданий

7

21

4

г) непонимание содержания инструкций по лабораторной работе

14

21

д) отсутствие предварительных

консультаций по предстоящим работам

е) небольшое количество контрольных

вопросов по теоретическому материалу и ходу лабораторной работы

7

7

ж) нерегулярная подготовка к лабораторным работам

4

з) пробелы в знаниях

39

20

66

и) иное (укажите)

11

3

4

Всегда ли Вы понимаете содержание инструкции лабораторной работы?

а) всегда понимаю

22

14

13

б) почти всегда понимаю

78

79

78

в) редко понимаю

7

9

г) над этим не задумывался

д) иное (укажите)

Каково Ваше мнение об объеме заданий на лабораторной работе?

а) объем заданий большой

8

14

4

б) нормальный

85

79

96

в) маленький

г) иное (укажите)

7

7

В чем Вы видите недостатки лабораторных занятий?

а) несовершенство методических инструкций

11

28

10

б) несогласованность во времени проведения лекций, практических и лабораторных занятий

14

4

в) несовершенство оборудования и приборов, используемых в работах

50

45

48

г) малая заинтересованность в выполнении

11

3

17

д) недостаточно самостоятельности

7

4

е) недостаток или отсутствие творческих задач или заданий

11

3

17

ж) иное (укажите)

11

Как показывает анализ результатов тестирования, основными причинами, мешающими успешному выполнению лабораторных работ студентами первого курса, являются пробелы в знаниях, недостаток времени и непонимание содержания инструкции по лабораторным работам (табл. 1). Вероятно, эта причина обусловлена разным уровнем подготовки у студентов, ростом объема и уровня трудности изучаемого материала и невозможностью осилить его без прочных базовых знаний. Некоторые студенты отмечают, что у них в школе было мало занятий по информатике и в основном они были направлены на решение тестовых задач. Также было мало практических заданий на компьютере, и уже в университете студентам сложно выполнять большой объем работ за короткое время.

В своих комментариях к вариантам ответа студенты отмечают, что объем материала очень большой, и желательно информатику разделить на 2 семестра. Увы, раньше на курс отводилось 2 семестра, лабораторных работ было 12, лекций 20. Сейчас же информатику сократили до 15 лекций и 9 лабораторных в 1 семестр (специальность — информационные системы и технологии). Вследствие этого объем самостоятельной работы студента сильно увеличился, что вызывает трудности у студентов при выполнении и сдаче лабораторных работ в срок.

Таким образом, основываясь на полученных результатах анкетирования студентов первого курса, можно сделать вывод, что традиционные методика и организация лабораторных занятий и методические описания недостаточно эффективно организуют студентов на самостоятельный поиск необходимых знаний, связанных с выполнением лабораторных работ в различных программах на компьютере, не способствуют повышению уровня и прочности знаний. Учитывая результаты опроса студентов первого курса, необходимо по-новому взглянуть на организацию и методику проведения лабораторных занятий и учесть все недостатки при работе со студентами первого курса.

Решение данной проблемы видим в использовании нового метода при подготовке и проведении лабораторных занятий по информатике в техническом вузе. В дальнейшем планируется внести изменения в указания к лабораторным работам для улучшения усвоения учебного материала по информатике.

Литература:

  1. Серкова В. И. Особенности изучения информатики в техническом вузе. — Наука. Техника. Инновации Сб. материалов VII международной научно-технической конференции. Уфа: НИЦ «АЭТЕРНА», 2017.
  2. Валеев С. С., Низамова Г. Ф., Милушкина С. С. Алгоритмы формирования рекомендаций для изучения дисциплин на основе анализа знаний обучающихся. Инновационные технологии в образовании: материалы всероссийской научно-практической конференции –Уфа: УГАТУ, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): работа, лабораторная работа, технический вуз, результат ответов, студент, вариант ответов, методика проведения, недостаток времени, констатирующий эксперимент, задача.


Похожие статьи

Сравнение методик преподавания общего курса физики на...

Проведение лабораторных практикумов в вузах Швейцарии будем рассматривать на примере Швейцарской высшей технической школы Цюриха. Для обучающихся на непрофильных специальностях общий курс физики изучается, обычно, в течение трёх-четырёх семестров.

Организация лабораторного практикума при изучении физики...

При отсутствии бланка лабораторной работы студент также не допускается к выполнению работы. Данное требование вводится в основном, для экономии времени при выполнении лабораторной работы. Следующим, основным этапом занятия является выполнение работы.

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

Лабораторно-практическая работа — это такой метод обучения, при котором студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают...

Повышение уровня сформированности профессиональных...

лабораторная работа, инструментальный эксперимент, военный вуз, курсант

Результат выполнения лабораторной работы в формате Microsoft Excel представлен на рисунке 3.

Задача введения компьютерной техники в процесс обучения в настоящее время решена, и...

Анализ результатов экспериментальной работы по...

В задачу формирующего эксперимента входило доказательство необходимости и достаточности выделенных

Констатирующий эксперимент проводился с целью выяснения отличий между контрольной и экспериментальной группами по исходному уровню готовности.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Методика проведения педагогического эксперимента и результаты опытно-экспериментальной работы / О. В. Сидоров

Формирование познавательной активности студентов технических... Уровень развития познавательной активности определяется по...

Методы, критерии и показатели оценки профессиональной...

Констатирующий эксперимент — это наблюдение за работой учащихся во всех видах учебной

Формирующий эксперимент — это обучение студентов приемам анализа своего и

Затем подбираются такие вопросы, чтобы группы в своих ответах четко различались.

Применение ИКТ в натурном эксперименте лабораторного...

Как показывает практика и анализ работ, проводимых в высших учебных заведениях, к

Анализ работ по теме развития и проведения лабораторного практикума по физике показал

Кроме того, традиционная методика проведения практикума имеет много плюсов, поэтому...

Познавательная и творческая активность студентов

Лабораторно-исследовательский эксперимент требует от студентов творческой инициативы

Важным здесь является фактор создания такого варианта установки модели, на которой

Привлечение к учебной исследовательской работе студентов УИРС способствует...

Основные этапы научного исследования | Статья в журнале...

Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается

Методика проведения педагогического эксперимента и результаты. Методика организации самостоятельной работы студента по...

Похожие статьи

Сравнение методик преподавания общего курса физики на...

Проведение лабораторных практикумов в вузах Швейцарии будем рассматривать на примере Швейцарской высшей технической школы Цюриха. Для обучающихся на непрофильных специальностях общий курс физики изучается, обычно, в течение трёх-четырёх семестров.

Организация лабораторного практикума при изучении физики...

При отсутствии бланка лабораторной работы студент также не допускается к выполнению работы. Данное требование вводится в основном, для экономии времени при выполнении лабораторной работы. Следующим, основным этапом занятия является выполнение работы.

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

Лабораторно-практическая работа — это такой метод обучения, при котором студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают...

Повышение уровня сформированности профессиональных...

лабораторная работа, инструментальный эксперимент, военный вуз, курсант

Результат выполнения лабораторной работы в формате Microsoft Excel представлен на рисунке 3.

Задача введения компьютерной техники в процесс обучения в настоящее время решена, и...

Анализ результатов экспериментальной работы по...

В задачу формирующего эксперимента входило доказательство необходимости и достаточности выделенных

Констатирующий эксперимент проводился с целью выяснения отличий между контрольной и экспериментальной группами по исходному уровню готовности.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Методика проведения педагогического эксперимента и результаты опытно-экспериментальной работы / О. В. Сидоров

Формирование познавательной активности студентов технических... Уровень развития познавательной активности определяется по...

Методы, критерии и показатели оценки профессиональной...

Констатирующий эксперимент — это наблюдение за работой учащихся во всех видах учебной

Формирующий эксперимент — это обучение студентов приемам анализа своего и

Затем подбираются такие вопросы, чтобы группы в своих ответах четко различались.

Применение ИКТ в натурном эксперименте лабораторного...

Как показывает практика и анализ работ, проводимых в высших учебных заведениях, к

Анализ работ по теме развития и проведения лабораторного практикума по физике показал

Кроме того, традиционная методика проведения практикума имеет много плюсов, поэтому...

Познавательная и творческая активность студентов

Лабораторно-исследовательский эксперимент требует от студентов творческой инициативы

Важным здесь является фактор создания такого варианта установки модели, на которой

Привлечение к учебной исследовательской работе студентов УИРС способствует...

Основные этапы научного исследования | Статья в журнале...

Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается

Методика проведения педагогического эксперимента и результаты. Методика организации самостоятельной работы студента по...

Задать вопрос