Подростковая конформность как фактор принятия решения о прививке от гриппа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 октября, печатный экземпляр отправим 14 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калинина, М. А. Подростковая конформность как фактор принятия решения о прививке от гриппа / М. А. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51.1 (289.1). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65591/ (дата обращения: 27.09.2020).



В данной статье анализируется влияние уровня конформности у подростков на принятие решений о вакцинации против гриппа. Было проведено два типа эксперимента: в первом случае была дана положительная оценка прививке от гриппа, во втором — делался акцент на негативных последствиях вакцинации. До и после проведения эксперимента с помощью специально разработанной анкеты изучалась степень согласия делать прививку от гриппа.

Ключевые слова: подростковая конформность, эксперимент, вакцинация от гриппа.

На протяжении всей своей жизни человек живет в социуме. Развивается, выстраивает взаимоотношение в обществе, влияет на него и подвергается влиянию, чтобы его поступки соответствовали совокупности установленных законов, норм и правил.

Подростковый возраст — важный период в жизни человека. Он связан с физиологическими изменениями, со стремлением стать взрослым, быть принятым обществом в статусе самостоятельного человека. Для правильного выстраивания взаимоотношений с подростками важно понимать, какие факторы влияют на их мнение, на принятие решений.

Подросток — несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов. По мнению многих отечественных ученых, подростковый возраст считается самым трудным в воспитательном отношении

Следует отметить, что Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин рассматривали подростковый возраст как в норме стабильный, несмотря на то, что реально он может протекать весьма бурно. Часто родители, окружающие люди, общество не готовы считать подростка взрослым. Для подростка характерна позиция «Я-взрослый», гипертрофированная потребность в самостоятельности.

В данной работе мы рассматриваем проблему влияния уровней конформности в подростковом возрасте на принятие решения о вакцинации против гриппа.

Таким образом, целью нашего исследования является изучение специфики принятия решения о прививке от гриппа в зависимости от уровня конформности у подростков.

Объект исследования — уровень конформности подростков.

Предмет исследованиявлияние уровня конформности на принятие решения о прививке от гриппа.

Задачи исследования:

  1. Изучить особенности подростковой конформности в ситуации принятия решения о прививке от гриппа.
  2. Провести экспериментальное исследование о влиянии уровня конформности на принятие решения о прививке от гриппа.
  3. Проанализировать полученные результаты исследования.

Гипотеза исследования: решение подростков о прививке от гриппа зависит от уровня их конформности и выбранного способа убеждения.

Для детального изучения проблемы влияния уровня подростковой конформности на принятие решения о вакцинации против гриппа были использованы следующие методы: теоретические методы исследования (метод классификации и систематизации, а также сравнительно-сопоставительный метод), диагностические методы (для изучения уровня конформности был использован тест — личностный опросник «Конформность — внушаемость», предложенный С. В. Клаучеком и В. В. Деларю в 1997 году.

Была разработана анкета, направленная на изучение степени согласия делать прививку, о полученном опыте вакцинации против гриппа и заболеваемости после неё.

В нашем исследовании приняли участие 36 подростков из трёх 7 классов школы № 2097. На всех подростках сначала была проведена методика изучения уровня конформности. Вформирующем эксперименте приняли участие подростки из двух 7 классов, которые составили 1 и 2 экспериментальные группы, на которых в дальнейшем был проведён эксперимент, а учащиеся из третьего 7 класса составили контрольную группу.

В первом эксперименте (1 группа) подросткам предлагалось просмотреть презентацию и фрагмент видео, на которых была дана положительная оценка прививки от гриппа. Вирусы представляют угрозу здоровью людей повсюду. В зимнее время грипп является довольно распространенным заболеванием. Однако оно может стать причиной осложнения на почки и сердце [2]. При попадании чужеродных белков в организм вырабатываются антитела — белки, уничтожающие инфекцию [3].

До и после презентации подростки заполняли разработанную нами анкету о согласии делать прививку, полученном опыте вакцинации против гриппа и заболеваемости после неё.

Во втором эксперименте (2 группа) подросткам также предлагалось просмотреть презентацию и видео, но только на них был сделан акцент на возможных осложнениях и негативных последствиях после вакцинации. Перед вакцинацией взрослого человека, а тем более ребенка следует обязательно проконсультироваться с лечащим врачом, так как прививка может стать и причиной негативных последствий, вплоть до летального исхода [4].

Также до и после презентации подростки заполняли разработанную анкету. Учащиеся третьего 7 класса составили контрольную группу, которая только один раз заполняла разработанную анкету. Ни одна из презентаций им не показывалась. На контрольном этапе эксперимента подростки всех групп заполняли разработанную анкету.

Таблица 1

Характеристика выборки исследования

Для изучения подросткового конформизма был использован тест С. В. Клаучека и В. В. Деларю «Конформность — внушаемость». Конформизм — изменение поведения или убеждений под влиянием реального или воображаемого давления группы [1]. Анализ результатов исследования среди всех подростков показал, что у 70,6 % подростков наблюдается умеренная конформность, а у 24,9 % — слабая. Ни у одного из подростков не было выявлено повышенной конформности или внушаемости.

Для проведения эксперимента мы разделили подростков на 3 группы: 1 группа — экспериментальная, 2 группа экспериментальная. 3 группа контрольная. При распределении подростков у нас оказалось следующее распределение конформности.

Рис. 1. Результаты изучения подростковой конформности в группах (в %)

При распределении обучающихся, группы были примерно равными по показателям конформности.

В начале нашей экспериментальной работы мы опросили подростков о согласии сделать прививку по степени от 1 до 5, где 1 означало полное не согласие, 5-полное согласие. Анализ результатов степени согласия делать прививку от гриппа показал примерно одинаковое распределение по группам (Хср1=2,6; Хср2=2,5; Хср3=2,78). То есть вне зависимости от проведения вида эксперимента подростки в группах имели равные показатели согласия или не согласия делать прививку от гриппа.

Также мы спросили, делали или нет они прививку раннее. Результаты исследования показали, что в 1 группе 60 %, во 2 группе 50 %, а в 3 группе 33,3 % подростков делали прививку раннее. При этом мы также поинтересовались у подростков: «Болели ли они гриппом в прошлом году?». Результаты исследования показали, что в 1 группе 60 %, во 2 группе 30 %, а в 3 группе 55,6 % подростков болели гриппом в прошлом году.

Также мы решили уточнить, сколько подростков болели гриппом после прививки и без неё. Оказалось, что в 1 группе после проведённой вакцинации заболело 66,7 %, а наибольший процент заболеваемости пришёлся на 3 группу — 87,6 %.

Нам также стало интересно, сколько подростков не делали и не болели. Выяснили, что в среднем более половины подростков не болели без прививки от гриппа. Максимальный процент во 2 группе — 70 % и в 3 группе — 66,7 %.

В нашем исследовании было проведено два типа формирующего эксперимента. В первом эксперименте (1 группа) подросткам предлагалось просмотреть презентацию и фрагмент видео, на которых была дана положительная оценка прививки от гриппа. На видео авторитетный специалист высказывает положительное мнение о вакцинации от гриппа. Во втором эксперименте (2 группа) подросткам также предлагалось просмотреть презентацию и видео, но только на них был сделан акцент на возможных осложнениях и негативных последствиях после вакцинации.

До и после презентации подростков спросили, насколько они согласны делать прививку. Выяснили, что произошло изменение результатов в 1 группе, где подросткам давалась положительная оценка прививке от гриппа (Хср1 до=2,6; Хср1 после=3,6), а результаты во 2 группе остались без изменения (Хср2 до=2,5; Хср2 после = 2,4).

В дальнейшем нам было интересно выяснить, оказывает ли влияние на принятие решения о прививке уровень конформности подростка. Поэтому мы в каждой группе разделили подростков по уровню конформности.

В 1 группе у подростков со слабой конформностью результат остался неизменным (Хср1 до=3; Хср1 после=3), а во второй группе показатели снизились (Хср2 до=2,8; Хср2 после =2,2). Отсюда следует, что подростки со слабой конформностью не меняют своё мнение при уговаривании, но сильно меняют при отговаривании.

Рис. 2. Результаты опроса о согласии делать прививку до и после проведения эксперимента у подростков со слабой конформностью (в средних значениях)

Однако подростки с умеренной конформностью почти не меняют своё мнение при отговаривании (Хср2 до=2,46; Хср2 после=2,4), но поддаются влиянию при уговаривании (Хср1 до=2,33; Хср1 после=4).

Рис. 3. Результаты опроса о согласии делать прививку до и после проведения эксперимента у подростков с умеренной конформностью (в средних значениях)

В результате данного исследования пришли к следующим выводам:

  1. Подросток конформист не берёт ответственности за свои дела, сложнее принимает самостоятельные решения, в дальнейшем становясь безынициативным и податливым.
  2. В ситуации принятия решения о прививке от гриппа на подростков в большей степени оказывает влияние эффект побуждения к действию, чем отговаривания.
  3. Подростки со слабой конформностью своё решение о прививке от гриппа не меняют при уговаривании, но изменяют в ситуации отговаривания от неё.
  4. Подростки с умеренной конформностью более подвержены влиянию при уговаривании, но почти не меняют своё мнение при отговаривании в ситуации принятия решения о прививке от гриппа.

Результаты исследования могут в дальнейшем использоваться педагогами и другими специалистами при проведении среди подростков профилактических мероприятий, направленных на принятие решения о прививке от гриппа.

Литература:

  1. Беличева С. А. Сложный мир подростка. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. — 129 с.
  2. Борисов Л. Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунологии.- М., 2005. — 736 с.
  3. Российское информационное агентство LIVE24 [Электронный ресурс] URL: https://live24.ru/obschestvo/5110-mnenija-uchenyh-o-polze-privivok-protiv-grippa-razoshlis.html
  4. Вакцинация — за и против. Мнения авторитетных специалистов [Электронный ресурс] URL: https://sibmama.ru/Privivki-za-protiv.htm (дата обращения 26.11.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, грипп, группа, прививок, принятие решения, подростковый возраст, проведение эксперимента, разработанная анкета, влияние уровня, ситуация принятия решения.


Ключевые слова

эксперимент, подростковая конформность, вакцинация от гриппа

Похожие статьи

Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового...

данные констатирующего эксперимента в экспериментальной группе показали, что 20 % подростков не знают последствий зависимости

проведение констатирующего эксперимента в контрольной группе показало следующий результат: проблемное поведение — у 45...

Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие...

Вданной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между выбором конструктивных способов решения конфликтных ситуаций старших подростков с их самооценкой и уровнем притязаний.

Психолого-педагогическое исследование агрессивности...

В подростковом возрасте дети переживают сложный, часто противоречивый период.

Подростковый кризис заключается в том, что подросток начинаетощущать себя личностью, равноправным членом семьи, класса, общества.

Влияние эмпатии на поведение подростков в ситуациях...

При изучении особенностей поведения подростков в ситуациях фрустрации мы получили следующие

При изучении уровня эмпатийных тенденций у подростков, принимавших участие в

Они стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения.

Коррекция профилактики наркомании в старших классах

Также была проведения беседы для подростков на тему:«То, что Вы хотели знать об этом, но

Эксперимент показал, что статистически достоверные изменения произошли в группе

Хвеженко С.П., Матусевич М.С. Методические подходы к комплексному решению проблемы...

Психолого-педагогические условия профилактики употребления...

Именно, подростковый возраст (в силу физиологических, психологических изменений и

На психическом уровне ПАВ могут стать способом решения тех или иных проблем.

С целью диагностики склонности подростков к ПАВ использовались следующие методики: анкета «Что...

Влияние внешних ограничений на процесс принятия группового...

В рамках социальной психологии групповое принятие решения рассматривается с точки зрения его эффективности для группы в целом, часто оставляя в стороне интересы отдельно взятого индивида. Здесь выделяются этапы процесса принятия группового решения, различные...

Вопросы планирования семьи и репродуктивного здоровья...

В работе рассмотрены вопросы планирования семьи и заботы о репродуктивном здоровье, представлены результаты опроса общественного мнения, проведенного с помощью размещения оригинальной анкеты в сети Интернет.

Пути взаимодействия педагогов и родителей в профилактике ПАВ...

В статье предложены разработанные авторами методические рекомендации по профилактике ПАВ среди подростков родителям и педагогам. Рекомендации включают в себя правила эффективного взаимодействия с подростками; работу с родителями; информационную подачу...

Похожие статьи

Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового...

данные констатирующего эксперимента в экспериментальной группе показали, что 20 % подростков не знают последствий зависимости

проведение констатирующего эксперимента в контрольной группе показало следующий результат: проблемное поведение — у 45...

Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие...

Вданной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между выбором конструктивных способов решения конфликтных ситуаций старших подростков с их самооценкой и уровнем притязаний.

Психолого-педагогическое исследование агрессивности...

В подростковом возрасте дети переживают сложный, часто противоречивый период.

Подростковый кризис заключается в том, что подросток начинаетощущать себя личностью, равноправным членом семьи, класса, общества.

Влияние эмпатии на поведение подростков в ситуациях...

При изучении особенностей поведения подростков в ситуациях фрустрации мы получили следующие

При изучении уровня эмпатийных тенденций у подростков, принимавших участие в

Они стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения.

Коррекция профилактики наркомании в старших классах

Также была проведения беседы для подростков на тему:«То, что Вы хотели знать об этом, но

Эксперимент показал, что статистически достоверные изменения произошли в группе

Хвеженко С.П., Матусевич М.С. Методические подходы к комплексному решению проблемы...

Психолого-педагогические условия профилактики употребления...

Именно, подростковый возраст (в силу физиологических, психологических изменений и

На психическом уровне ПАВ могут стать способом решения тех или иных проблем.

С целью диагностики склонности подростков к ПАВ использовались следующие методики: анкета «Что...

Влияние внешних ограничений на процесс принятия группового...

В рамках социальной психологии групповое принятие решения рассматривается с точки зрения его эффективности для группы в целом, часто оставляя в стороне интересы отдельно взятого индивида. Здесь выделяются этапы процесса принятия группового решения, различные...

Вопросы планирования семьи и репродуктивного здоровья...

В работе рассмотрены вопросы планирования семьи и заботы о репродуктивном здоровье, представлены результаты опроса общественного мнения, проведенного с помощью размещения оригинальной анкеты в сети Интернет.

Пути взаимодействия педагогов и родителей в профилактике ПАВ...

В статье предложены разработанные авторами методические рекомендации по профилактике ПАВ среди подростков родителям и педагогам. Рекомендации включают в себя правила эффективного взаимодействия с подростками; работу с родителями; информационную подачу...

Задать вопрос