В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженность в подростковом возрасте. Данное исследование позволяет понять сложности, с которыми сталкиваются родители, педагоги, сами подростки при столкновении с данными психическими явлениями, и разработать рекомендации по профилактике и их преодолению.
Ключевые слова: апатия в подростковом возрасте, лень подростков.
Данная тема представляет собой особую актуальность, так как, несмотря на схожие проявления лени и апатии последняя может быть симптомом серьёзных заболеваний (таких как депрессия, апатико- абулический синдром, психозы, шизофрения и т. д.), которые необходимо распознать как можно раньше. В настоящее время данная проблема недостаточно освещена в литературных источниках. Существует большое количество исследований, посвященных проблеме проявления апатии при депрессии (О. П. Вертоградова, К. А. Кошкин), болезни Паркинсона (М. Р. Нодель, Н. Н. Яхно, Н. В. Федорова, А. В. Никитина), шизофрении (Бомов П. О., Будза В. Г., Алимова Л. В.) а также посвященным синдрому апатии в целом (Т. Г. Вознесенская). Однако работы, освещающей проблему схожести лени и апатии, особенно в детском возрасте, нет.
Цель работы — выявить признаки апатии (тревожные сигналы) в поведении подростка, которые могут свидетельствовать о том, что ему нужна помощь профессионала. Для этого был проведен анализ имеющейся по данной тематике литературы.
Объект исследования: апатия и лень в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте.
Лень и апатия — два явления, которые в психологической литературе непосредственно связаны с волевой сферой человека. Так, лень определяется как психическое явление, для которого характерно отсутствие желания делать что-либо, требующее волевого усилия, а также как переживание удовольствия от безделья [3, 9]. Под апатией понимается психическое расстройство, сопровождающееся снижением жизненного тонуса, безразличием к себе и всему окружающему, характерное для депрессивных, эндогенных и психоорганических расстройств. При этом, апатия может приводить к абулии — вялости, отсутствию инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли [12].
Постараемся более детально изучить оба психических явления, и описать причины возникновения, а также особенности проявления лени и апатии у подростков.
Лень, как явление, интересует многих специалистов из разных областей науки, где каждый стремится охарактеризовать причины ее возникновения по — своему. Так, в педагогике принято считать, что лень обусловлена несформировавшимися механизмами саморегуляции и воли, дефиците мотивации, а также в случае постановки перед ребенком слишком трудных для него задач [7, 10]. Во врачебной практике подобное состояние зачастую объясняется естественными биоритмами, потребностью в отдыхе и экономии сил. Лень здесь рассматривается как один из способов адаптации к динамическому, постоянно меняющемуся окружающему миру [10]. В современной психологии, лень рассматривается с двух разных позиций. Выделяют прирожденную и случайную лень. Первая — качество личности, характеризующиеся отсутствием работоспособности. В этом случае наблюдается в первую очередь слабость волевых процессов [9]. Люди с прирожденной ленью как правило нерешительные и с трудом выполняют деятельность любого типа.
Случайная (ситуативная/ мнимая/ переходящая) лень — это психическое состояние, спровоцированное какой — либо ситуацией. Характеризуется сниженной активностью и утратой интереса к происходящему вокруг. Как правило возникает в следствие напряженной работы, длительных психологических нагрузок или серьезных переживаний. Причинами подобного состояния, в основном становятся отсутствие настроения, скука, усталость, неинтересное, бессмысленное или слишком трудное для подростка дело [10]. Наиболее часто лень, как психический процесс, проявляется в подростковом возрасте.
Подростковый возраст является самым трудным в жизни ребенка, его часто называют переломным или переходным к взрослости. Считается, что данный период развития человека начинается в 12 лет и заканчивается в 18/20 лет, однако продолжительность периода неоднозначна и зависит от уровня развития общества. Л. С. Выготский считал, что подростковый возраст играет наиболее значимую роль в жизни человека, так как является «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка..”. [7]. По версии Д. Б. Эльконина в этот период у детей возникает тенденция к взрослости, когда он перестает считать себя ребенком, но при этом еще не может отнести себя к взрослым [13]. В этом возрасте человек начинает переосмысливать собственные ценности и отношения между людьми, перед ним встает задача самоопределения. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, где он учится выстраивать межличностные отношения и анализирует себя. У него появляется интерес к собственной личности.
В переходном возрасте происходят изменения в различных сферах психики. Особенно это касается мотивации. В содержании мотивов на первый план выходят те, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни и как можно более частым общением со сверстниками [7]. Отсюда возникает лень и нежелание подростка выполнять домашние обязанности, делать уроки и любую другую деятельность, не соответствующую его жизненным приоритетам.
На лень в подростковом возрасте также может повлиять гормональная перестройка, в следствие которой он становится вялым и рассеянным.
Таким образом, лень в подростковом возрасте может быть вызвана следующими факторами: отсутствием мотивации и силы воли к выполнению того или иного вида деятельности, гормональной перестройкой, изменением жизненных приоритетов, а также такими ситуативными проявлениями как отсутствие настроения, усталость, скука, длительная напряженная работа или сильная психологическая нагрузка.
В таком случае внешне она будет проявляться как: равнодушие к происходящему вокруг (но не к самому себе), сниженная активность, отсутствие стремления к соревнованию и успеху, а также отсутствие удовольствия от собственной деятельности.
У подростка в первую очередь пропадет интерес к учебной деятельности. Могут ухудшится оценки и процесс обучения будет запущен. Ребенок будет с трудом выполнять домашние обязанности и постоянно отвлекаться на более интересные и волнующие его вещи.
Следует заметить, что существует состояние, по своим проявлениям очень похожее на лень. Это апатия, для которой характерна заторможенная или полностью отсутствующая эмоциональная реакция на что — либо, сниженная социальная активность и вялость [1, 2, 4]. У человека в состоянии апатии полностью отсутствуют желания и интересы, ему становится полностью безразлична окружающая действительность, состояние близких и свое собственное. «Когда все чувства отсутствуют, больной, находящийся в полном сознании, не утративший ориентировки и способности видеть, слышать, наблюдать и вспоминать, относится ко всему, что с ним происходит, с полным безразличием. Для него не существует разницы между событиями, способствующими его счастью и удовлетворению и тем, что причиняет скорбь, чревато опасностями, грозит уничтожением», — такое определение апатии дает К. Ясперс [14].
К апатии могут привести нарушения в сфере эмоционально — аффективных процессов, когда нарушена взаимосвязь между эмоциями и поведением; когнитивных функций, отвечающих за выработку плана действия или нарушения самоактивации. Чаще всего апатия входит в симптоматику других более серьезных психических заболеваний, таких как депрессии, психозы, шизофрения и т. д. Одним из самых серьёзных заболеваний подросткового возраста, для которого характерна апатия, является злокачественная (юношеская) шизофрения. Начинается она, как правило, с таких негативных расстройств, как утрата живости интересов, появление замкнутости и оскуднение эмоциональной сферы. Характерны бредовые идеи различного содержания, явления синдрома Кандинского-Клерамбо. Через 2–5 лет развиваются глубокий дефект личности, эмоциональная тупость и абулия [12].
В случае исчезновения интереса к любимому занятию и не нахождения другого хобби, пустой траты времени, автоматического выполнения учебных заданий без получения пользы (или полное их игнорирование) можно говорить о апатико- абулическом синдроме. Ребенок отгораживается от окружающих, часто молчит, на все вопросы отвечает односложно. Утрачивается интерес к происходящему, эмоциональная сфера значительно оскудевает, мимика перестает передавать настроение и чувства подростка. В отличие от юношеской шизофрении при апатико-абулическом синдроме отсутствуют бред и галлюцинации. Кроме того, апатия наблюдается не только при психических расстройствах, например, она может быть характерна для хронической сердечной недостаточности, которая сопровождается также вялостью и безынициативностью. При прогрессировании заболевания могут резвиться тревожность и подавленность [5].
Депрессивные, апатические состояния, сопровождающиеся чувством усталости, раздражительности, бессонницей или эмоциональной неустойчивостью могут свидетельствовать о заболеваниях печени и желудочно- кишечного тракта. Апатия также может быть вызвана витаминной недостаточностью или органическими нарушениями мозга, особенно лобной доли.
Таким образом, в случае апатии стоит говорить о таких причинах как: нарушения эмоциональных и когнитивных процессов, самоактивации, хроническая сердечная недостаточность, различные заболевания печени и желудочно- кишечного тракта, витаминная недостаточность, а также некоторые виды шизофрении и апатико-абулический синдром.
Для апатии характерны следующие проявления: вялость, отсутствие жизненного тонуса и мотивации, сниженная социальная активность, отсутствие желаний, интересов и стремлений к чему-либо. Главное проявление апатии — заторможенная эмоциональная реакция на что-либо и безразличие к окружающему миру, близким и себе самому.
В состоянии апатии ребенка не будет волновать ни учебная деятельность, ни домашние обязанности, ни собственные интересы. Он запустит школу, хобби, станет обращать мало внимания на состояние родных и близких, может стать молчаливым. На вопросы подросток будет отвечать односложно и вряд ли сможет описать, что его беспокоит. Подобное поведение является тревожным сигналом для родитля. В таком случае стоит обратиться к профессионалу.
Подводя итог, хочется отметить, что, несмотря на некоторые схожие проявления лени и апатии, они имеют совершенно разные причины возникновения (см. Таблицу 1). К общим характеристикам можно отнести сниженную мотивацию, отсутствие жизненного тонуса, бездеятельность, вялость, нежелание выполнять обязательную работу и малую социальную активность.
Различия заключаются в следующем: лень — психическое явление, вызванное какими-либо условиями внешней среды или гормональной перестройки подростка; апатия же — расстройство, свидетельствующее в первую очередь о нарушениях психики ребенка. Кроме того, в отличие от лени, для апатии характерна заторможенная или полностью отсутствующая эмоциональная реакция на что — либо, в то время как ленивый человек всегда эмоционально отреагирует на волнующий его объект. Больные апатией перестают проявлять интерес к собственным интересам, интересам близких и окружающей действительности, чего нельзя сказать о лени, при которой интерес к собственной личности остается сохранным.
Лень крайне важно отличать от апатии для того, чтобы на ранних стадиях определить возникновение серьезного психического отклонения и обратиться за помощью специалиста. Особенно в подростковом возрасте, когда ребенок наиболее эмоционально неустойчив, в следствие чего не всегда бывает легко понять, чем вызвано его поведение.
Таблица 1
Сравнительная характеристика апатии илени
АПАТИЯ |
ЛЕНЬ |
|
Причины |
Нарушение эмоционально- аффективных процессов Нарушение взаимосвязи между эмоциями и поведением Нарушение когнитивных функций, отвечающих за выработку плана действия. Нарушение самоактивации Хроническая сердечная недостаточность Заболевания печени и желудочно- кишечного тракта Недостаток витаминов Злокачественная (юношеская) шизофрения |
Отсутствие настроения, усталость, скука, внешние трудности, недостаток возможностей для реализации деятельности Длительная напряженная работа повышенная психологическая нагрузка Гормональная перестройка, вызывающая вялость и рассеянность Сдвиг жизненных приоритетов Незаинтересованность в деятельности Нехватка силы воли |
Симптомы |
Заторможенная эмоциональная реакция Сниженная социальная активность Вялость, отсутствие жизненного тонуса Бездеятельность Снижение мотивации Отсутствие желаний и интересов Безразличие по отношению к себе, близким и окружающей действительности |
Равнодушие к происходящему (но не к самому себе) Отсутствие работоспособности Сниженная активность Отсутствие стремления к соревнованию или успеху Человек не получает удовольствие от собственной деятельности |
Рекомендации для родителей:
Прежде всего необходимо понять, в каком состоянии находится ребенок, поговорить с ним. Если это лень, то стоит выяснить причины ее возникновения. Возможно он нуждается в отдыхе или помощи с выполнением тех или иных обязанностей.
В том случае, если поведение подростка схоже с признаками апатии нужно немедленно обратиться за помощью к специалисту. Поход к медицинскому работнику, который поможет точно установить причину состояния ребенка и не допустит дальнейшего развития болезни.
Рекомендации для подростка:
Если вы чувствуете, что не справляетесь со своими обязанностями, испытываете жизненные трудности или тревожитесь по какому- либо поводу, не стесняйтесь обратиться за помощью к родителям или психологам.
Литература:
- Арапбаева Ч. А. «Психопатология эндогенных, апатических депрессий» // Журнал неврологии и психиатрии. 1995. № 4. С.47–50
- Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. С. Н. Бокова. В 2-х томах. Ростов-на-Дону: МОДЭК, 1996.
- Воронин А.С Словарь терминов по общей и социальной педагогике / Под ред. Г. Д. Бухарова. ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2006
- Вознесенская Т. Г. «Синдром апатии» / Лекции, 2013
- Личко А. Е. ‹‹Шизофрения у подростков››
- Михайлова Е. Л. «Понятие лени к вопросу об определении» /Санкт-петербургский государственный университет. Психология XXI века, 2004
- Михайлова Е. Л. «Лень в представлениях обыденного сознания» // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылёвой. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2004. — Вып. 8. — С. 274–282.
- Обухова Л. Ф. «Возрастная психология»
- Понарядова Т. В. «Лень: причины, признаки, преодоление”.. СПб.: Образование, 1996. С. 73.
- Посохова С. Т. «Лень: психологическое содержание и проявления» / Вестник Санкт- петербургского университета, 2011
- Справочник практического психолога. Психодиагностика/Под ред. С. Т. Посоховой. М.: ACT; СПб.: Сова, 2005. С. 599.
- Фадеева Т. Б. Психические и нервные болезни- Мн.: Современный литератор, 2002
- Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
- Ясперс К. «Общая психопатология». М., 1997. 1053 с.