В статье представлено исследование степени конформности современных учеников старших классов одной московской школы. Был повторен эксперимент В. Мухиной «Учёный или убийца», который проводили в 1971. Было выявлено отсутствие точных зафиксированных данных экспериментов Мухиной и экспериментов 2010 года, что вызвало сложности в сравнении результатов трех исследований. Однако, современные старшеклассники склонны к конформному влиянию меньше, чем во время проведения эксперимента в 1970м году. Поколение 21 века имеет собственное мнение и склонно отстаивать его перед другими. Данное исследование вызвало ряд предположений касательно факторов, влияющих на полученные результаты, а также позволило определить границы диапазона, представленного В. Мухиной измерительного инструментария.
Ключевые слова: конформность, эксперимент В. Мухиной.
Актуальность. В современном мире люди часто верят непроверенной информации, которая даётся в СМИ. Мы решили исследовать, насколько внушаем человек, когда не имеет никакой информации, кроме той, которую получил только что, иными словами, его готовность следовать чужому мнению.
В век глобальной информатизации общества, наиболее интересными испытуемыми, на наш взгляд, являются старшие подростки. Ведь они сталкиваются с огромными объемами различных сведений, пытаются выстроить собственные обоснования всему, что познают, и выстраивают свою систему ценностей. К тому же в этом возрасте происходит смена одной ведущей деятельности на другую (общения на учебно-профессиональную), и подростки подвержены изменению мнений, поведения в сторону согласия группы лиц или отстаивают личное мнение, будучи не согласным с группой. Именно поэтому мы провели исследование степени конформности современных старшеклассников посредством повторения эксперимента В. Мухиной с целью определения особенностей выражения конформности в зависимости от изменения условий проведения эксперимента (возраст респондентов и исторический период).
В качестве объекта исследования мы рассматривали конформность учеников 10–11 классов.
Предметом исследования стали самостоятельные ответы и совпадения с мнением экспериментатора старшеклассников 10–11 класса ГБОУ школы № 1354 «Вектор».
В нашем исследовании за основу мы брали эксперимент В. Мухиной «Учёный или убийца», который проводили в 1971.
Для достижения поставленной цели нам решались следующие задачи:
1) просмотр фильма для анализа сути и правил проведения эксперимента;
2) организация условий для проведения эксперимента;
3) проведение эмпирического исследования;
4) анализ и обобщение результатов.
Респонденты: Исследование проводилось в г. Москва с апреля по май 2019 года. В нем приняли участие 60 учеников 10–11 классов с медицинским уклоном ГБОУ школы № 1354 «Вектор» Лабораторного корпуса в возрасте 16–17 лет.
Ход исследования: респондентам предлагалось посмотреть фотографию ученого Кэри Муллиса (его лицо похоже на ту фотографию, которая была представлена в фильме «Я и другие») и составить его психологический портрет. Все респонденты были поделены случайным образом на две группы. В одной перед демонстрацией портрета давалась вводная информация, что им будет показан выдающийся ученый. А во второй группе — что им покажут портрет преступника.
Результаты исследования. В ходе исследования нами были получены следующие результаты. Во время исследования мы выяснили, что нет точных зафиксированных данных экспериментов Мухиной и экспериментов 2010 года, поэтому трудно провести полноценное сравнение — довольно сложно сравнить результаты трех исследований и точно определить, насколько они изменились. Таким образом, мы столкнулись с частичным выполнением основной задачи психометрики: была разработана «методика, позволившая осуществить психологическое измерение, были созданы конкретные измерительные средства, определяющие его границы» [2].
По результатам эксперимента «Ученый или убийца» в 2019 году была составлена диаграмма, которая показывает процентное соотношение людей, согласившихся или не согласившихся с мнением экспериментатора (Рис.1).
Рис.1. Ответы испытуемых, 2019 год
Из рис. 1 видно, что процент учащихся, согласившихся с экспериментатором (39 %), примерно в половину меньше, чем тех, кто был не согласен (61 %). Из этого мы можем предположить, что склонность учащихся старших классов школы № 1354 «Вектор» к конформному влиянию меньше, чем во время проведения эксперимента в 1970м году. Дети сегодняшнего поколения имеют собственное мнение и склонны отстаивать его перед другими.
В заключение мы можем сделать некоторые выводы:
- В ходе сравнения результатов предыдущих экспериментов и результатов 2019 года было выявлено уменьшение склонности конформного влияния поколения нынешнего и поколения из фильма «Я и Другие».
- Рассмотрев возрастные особенности испытуемой группы, можно сделать вывод, что на период ранней юности приходятся довольно большие изменения в психологическом аспекте развития личности, такие как изменение мировоззрения, установление определенной жизненной позиции. Все это напрямую связано с результатами проведенного эксперимента, так как старшеклассники показали свое умение отстаивать собственное мнение и быть неподвластны чужому. Однако, это было выявлено не у всех, из-за чего им возникла следующая гипотеза.
- Новая гипотеза: дети, чья самооценка выше среднего, те, кто занимают лидерские позиции в классе, почти не склонны к конформному влиянию, они четко придерживаются только своего мнения. Те дети, чья самооценка находится на среднем уровне или ниже среднего более подвержены конформному влиянию. Данную гипотезу мы сможем проверить при дальнейшей работе.
Литература:
- «Я и другие». [Интернет-ресурс]. URL: https://ru.m.wikipedia.org (Дата обращения: 20.07.2019)
- Stevens S. On the theory of scales of measurement. Science. 1946. P. 677–680