Муниципально-частное партнерство в социально-культурной сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 октября, печатный экземпляр отправим 14 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 22.12.2019

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Сытдыкова, А. И. Муниципально-частное партнерство в социально-культурной сфере / А. И. Сытдыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 164-167. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65567/ (дата обращения: 26.09.2020).



Опыт зарубежных стран по муниципально-частному партнёрству подтверждает эффективность сотрудничества местной власти и бизнеса. Это выражается в виде государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства (далее по тексту МЧП) в решении вопросов местного значения и достаточно рациональным инструментом достижения стабильного экономического роста. МЧП в своей сущности предполагает привлечение частных инвестиций в развитие инфраструктуры страны в целом и муниципальных образований.

Однако в настоящее время ситуация в этой области выглядит не наилучшим образом, прежде всего из-за санкционных факторов, а также низкой ценой на нефть. Сегодня в Россию ограничен приток иностранных инвестиций и в этой ситуации органы власти вынуждены искать новые источники как экономического, так и инвестиционного роста, в том числе для реализации социальных проектов. Так, например Президент России В.Путин на Санкт-Петербургском экономическом форуме поручил Правительству разработать комплекс правовых мер по развитию инструментария МЧП в целях реализации комплексного подхода к строительству и реконструкции объектов инфраструктуры с привлечением частного капитала. Соответственно по этому поручению уже было разработано зеркальное поручение правительству, которое должно предложить свою систему мер [1].

Почему именно социально- культурная сфера? Потому что на данный момент в России МЧП это всё-таки удел крупных инфраструктурных проектов. К таким проектам можно отнести укладку дорог Санкт-Петербурга, строительства различных крупных центров, аэропортов, так как все они сопряжены с большим количеством проблемных вопросов.

Можно выделить следующие вопросы:

  1. Огромное количество согласований, с которыми очень сложно справиться. Некоторые предприниматели говорят о большом количестве инстанций, которые должны поставить свою подпись, под этим договором.
  2. Неэффективное правовое регулирование обеспечительных мер государственно-частного партнерства. То есть вследствие данной ситуации на социально-культурном рынке МЧП, больше всего страдают частные инвесторы.
  3. Отсутствует возможность ведения стабильной предпринимательской деятельности. Предприниматели и рады бы работать, но нет ограниченности в проведении проверок государственного контроля, а если есть это все достаточно аморфное ограничение, то есть в любом случае им приходиться, в конечном счёте тратить время на выяснение отношений с государством вместо занятия нормальной предпринимательской деятельность.

В 2015 году был разработан ФЗ № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], по которому право частной собственности на объект могло переходить уже к частному инвестору. Это огромное нововведение, которое создает большие возможности для создания системы залога на объект, так и для дальнейших интересов бизнеса.

Одной из проблем МЧП является отсутствие конкретизации в формулировках и терминах федерального закона. Он применяется во многих нормативных актах как федерального, так и регионального уровня, в том числе и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Но единого системного понятия на уровне законодательства до сих пор нет. Все определения не очень жизненные и достаточно сложные по восприятию. По мнению члена генерального совета «Деловая Россия» Натальи Комаровой, МЧП — это всегда какой-то материальный объект: объект недвижимости, земельный участок, дорога, это то, что находится в введении местного самоуправления. При этом государство передает этот объект либо на безвозмездной основе, либо на льготной основе для реализации этого проекта [3]. Местное самоуправление при этом само не может справиться, потому что привлекаются достаточно серьезные бюджетные средства, что влечет за собой проблемы правого регулирования в муниципалитетах. Поэтому местное самоуправление смотрит на внимание бизнеса, то есть ему нужно создать такое «экономическое плечо», чтобы этот проект трансформировался из реализованного на бюджетные средства в проект интересный для бизнеса.

Рассматривая проблемы правового регулирования МЧП на примере Республики Башкортостан, можно так же выделить некоторые из них:

Во-первых, отсутствует единое понимание к соглашениям по МЧП со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Правительства Республики. По мнению антимонопольного органа в случае если инвестор полностью возвращает свои средства, вложенные в проекты МЧП, то их нельзя расценивать как МЧП. В качестве примера можно привести проект трассы Стрелитамак — Кага — Магнитогорск. Региональное управление ФАС приняло решение об отмене конкурса [4].

Развития ГЧП в Республике Башкортостан демонстрирует необходимость комплексного подхода в области совершенствования государственного управления муниципально-частным партнерством на местном уровне. По данным рейтинга развития муниципально-частного партнерства в субъектах РФ, уровень развития нормативно-правовой базы недостаточен, что существенно затрудняет реализацию проектов МЧП, отсутствует регламентация процессов, которые не урегулированы на местном уровне (межведомственное взаимодействие при реализации концессий, выделение земли без конкурса и пр.). Хорошо было бы, если нормативные правовые акты Республики Башкортостан по регулированию МЧП отражали существенные нормативные условия, которые создадут необходимую правовую среду для реализации проектов муниципально-частного партнерства в регионе. Для этого необходимо при разработке соответствующих нормативных правовых актов использовать лучшие практики других регионов. Так, например, основой республиканского правового регулирования могло бы стать аналогичное Постановление Правительства Московской области [5], но уже под названием «Порядок межведомственного взаимодействия центральных исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан на этапе разработки и рассмотрения предложения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, принятия решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве и контроля за исполнением соглашений о муниципально-частном партнерстве».

Во-вторых, недостаточно муниципально-правовых и деятельностно-практических условий для построения устойчивого механизма взаимодействия государства с субъектами МЧП. Ведь образование нового формата взаимоотношений заключается в инициативе государства. В ситуации сокращения бюджетных расходов на финансирование инфраструктурных социально значимых проектов необходимо использовать потенциал частного капитала. А также необходима налаженная координация государственных структур, понимание стратегии эффективного сотрудничества с частным капиталом при реализации социально значимых инфраструктурных проектов. Результат достижим лишь при устойчивом взаимодействии субъектов управления между собой, а также с объектом управляющего взаимодействия [6]. Решением этой проблемы могла бы стать стратегия развития в виде плана развития МЧП в Республике Башкортостан на долгосрочную перспективу.

На сегодняшний день в Республике Башкортостан уже существует инвестиционная стратегия на период до 2030 года и стратегия социально-экономического развития на период до 2030 года. Но, на наш взгляд, она нуждается в следующих изменениях:

— комплекс межведомственных мероприятий по стимулированию и развитию механизмов МЧП, исходя из целевых приоритетов стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан;

— целевые значения по количеству государственных и муниципальных служащих, прошедших повышение квалификации кадров государственного и муниципального управления по вопросам организации и управления проектами МЧП.

Создание данных разделов определит направление развития МЧП в республике, уполномоченный орган в области МЧП будет иметь конкретные цели по применению МЧП, а значит их деятельность в этой области может быть оценена на основе запланированных и достигнутых показателей. Так же нужно разработать «дорожную карту» (план конкретных мероприятий) по развитию муниципально-частного партнерства в Республике Башкортостан.

В 2017 г. вышло несколько распорядительных актов, это Постановление Правительства РФ № 372 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»», которые определяют порядок составления тех объектов, которые входят в социальную сферу регионов. В этом видятся недостатки федерального законодательства, а именно отсутствие определения «социальная сфера», не позволяющие с точностью говорить об объектах социальной сферы и социальной инфраструктуры региона.

Вышеперечисленные постановления дают возможность регионам собственноручно разрабатывать критерии тех объектов, которые могут войти в понятие социальное управление, и соответственно составить список тех объектов, которые в первую очередь должны быть задействованы в МЧП проектах.

Подводя итоги данного исследования, можно сформулировать предложения, направленные на устранение существующих недостатков и дальнейшее развитие муниципально-частного партнёрства:

1. Законодательная база муниципально-частного партнерства нуждается в совершенствовании;

2. Необходимо обеспечить государственные гарантии для частного партнера. В том числе отразить в нормативных правовых актах положения о необходимости описания в соглашении о муниципально-частном партнерстве распределения рисков между публичным и частным партнерами;

3. Сократить число проверок правоохранительными органами частного партнера, участвующего в реализации проектов МЧП;

4. Принять нормативно-правовой акт охватывающий сферу МЧП в Республике Башкортостан под названием «Порядок межведомственного взаимодействия центральных исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан на этапе разработки и рассмотрения предложения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, принятия решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве и контроля за исполнением соглашений о муниципально-частном партнерстве».

5. Внести изменения в стратегию Республики Башкортостан на период до 2030 года и стратегию социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года.

Литература:

  1. Сайт Платформа поддержки инфраструктурных проектов // URL:// www.pppi.ru/ (дата обращения: 09.12.2019).
  2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал]. URL: http://base.garant.ru/71129190/ (дата обращения: 09.12.2019).
  3. Черемная Т. С. Развитие и особенности реализации проектов государственно-частного партнерства в регионах России и на муниципальном уровне// Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. № 9 (180). С. 48–55.
  4. Реестр инициатив проектов ГЧП. — Режим доступа: https://economy.bashkortostan.ru/ (дата обращения: 09.12.2019).
  5. Порядок межведомственного взаимодействия центральных исполнительных органов государственной власти Московской области на этапе разработки и рассмотрения предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства, принятия решения о реализации проекта государственно-частного партнерства, заключения соглашения о государственно-частном партнерстве и контроля за исполнением соглашений о государственно-частном партнерстве [Электронный ресурс]. — URL: https://mosreg.ru/ (дата обращения: 09.12.2019).
  6. Валиева А. Р., Мингазова З. Р. Государственная политика в области развития государственно-частного партнерства (опыт Республики Башкортостан) // Вестник поволжского института управления. 2018. № 1. С. 40–46.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципально-частное партнерство, Башкортостан, Российская Федерация, реализация проекта, внесение изменений, государственно-частное партнерство, межведомственное взаимодействие, местное самоуправление, реализация проектов, частный капитал.


Похожие статьи

Развитие муниципально-частного партнерства в управлении...

К успешным примерам реализации проектов муниципально-частного партнерства является

Следовательно, в форме участия в капитале представителям частного бизнеса

Государственно-частное партнерство в управлении социально-экономическим развитием...

Развитие муниципально-частного партнерства (на примере...)

Представлена лучшая практика применения муниципально-частного партнерства для реализации социально значимых проектов.

Государственное-частное партнерство, как механизм вовлечения частного сектора в развитие экономики государства возник в...

Государственно - частное партнерство или муниципально...

Государственно-частное партнерство справедливо называют «эффективным инструментом распределения проектных затрат, а также распределения рисков между государством и частным бизнесом при реализации инфраструктурных проектов» [1, с. 2]...

Государственно-частное партнерство в области здравоохранения

Предпосылкой зарождения государственно-частного партнерства (ГЧП) в Российской Федерации и заимствование механизмов реализации на примере иностранных правовых систем послужило дефицит бюджетных средств необходимых для реализации проектов в...

Развитие государственно-частного партнерства: проблемы...

Государственно-частное партнерство становится в России все более заметной формой

Развитие государственно-частного партнерства в России с принятием Закона о ГЧП, по мнению

Уровень реализации данных проектовмуниципальный. В сентябре 2016 года...

Государственно-частное партнерство на современном этапе

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – новое и модное выражение в современной управленческой практике. Однако его содержание и уж тем более способы эффективного применения в современном российском государственном управлении изучены недостаточно...

Правовые основы государственно-частного партнерства...

Государственное-частное партнерство, как механизм вовлечения частного сектора в развитие экономики государства возник в современной Российской Федерации в начале 90-х годов XX века. В то время молодое государство испытывало на себе колоссальное изменение...

Государственно-частное партнерство как инновационный...

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой...

Государственно-частное партнерство: теоретические основы

В настоящее время государственно-частное партнерство (ГЧП) является механизмом взаимодействия, хорошо зарекомендовавшим себя в развитых странах и необходимым для применения в Российской Федерации.

Российские законодательные барьеры государственно-частного...

В статье исследуются существующие особенности российского законодательства, которые так или иначе препятствуют развитию и расширению возможностей государственно-частного партнёрства на примере транспортной сферы.

Похожие статьи

Развитие муниципально-частного партнерства в управлении...

К успешным примерам реализации проектов муниципально-частного партнерства является

Следовательно, в форме участия в капитале представителям частного бизнеса

Государственно-частное партнерство в управлении социально-экономическим развитием...

Развитие муниципально-частного партнерства (на примере...)

Представлена лучшая практика применения муниципально-частного партнерства для реализации социально значимых проектов.

Государственное-частное партнерство, как механизм вовлечения частного сектора в развитие экономики государства возник в...

Государственно - частное партнерство или муниципально...

Государственно-частное партнерство справедливо называют «эффективным инструментом распределения проектных затрат, а также распределения рисков между государством и частным бизнесом при реализации инфраструктурных проектов» [1, с. 2]...

Государственно-частное партнерство в области здравоохранения

Предпосылкой зарождения государственно-частного партнерства (ГЧП) в Российской Федерации и заимствование механизмов реализации на примере иностранных правовых систем послужило дефицит бюджетных средств необходимых для реализации проектов в...

Развитие государственно-частного партнерства: проблемы...

Государственно-частное партнерство становится в России все более заметной формой

Развитие государственно-частного партнерства в России с принятием Закона о ГЧП, по мнению

Уровень реализации данных проектовмуниципальный. В сентябре 2016 года...

Государственно-частное партнерство на современном этапе

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – новое и модное выражение в современной управленческой практике. Однако его содержание и уж тем более способы эффективного применения в современном российском государственном управлении изучены недостаточно...

Правовые основы государственно-частного партнерства...

Государственное-частное партнерство, как механизм вовлечения частного сектора в развитие экономики государства возник в современной Российской Федерации в начале 90-х годов XX века. В то время молодое государство испытывало на себе колоссальное изменение...

Государственно-частное партнерство как инновационный...

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой...

Государственно-частное партнерство: теоретические основы

В настоящее время государственно-частное партнерство (ГЧП) является механизмом взаимодействия, хорошо зарекомендовавшим себя в развитых странах и необходимым для применения в Российской Федерации.

Российские законодательные барьеры государственно-частного...

В статье исследуются существующие особенности российского законодательства, которые так или иначе препятствуют развитию и расширению возможностей государственно-частного партнёрства на примере транспортной сферы.

Задать вопрос