Аспекты организации местного самоуправления и управления социально-экономическим развитием муниципального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 18.12.2019

Статья просмотрена: 270 раз

Библиографическое описание:

Игнатьевский, В. А. Аспекты организации местного самоуправления и управления социально-экономическим развитием муниципального образования / В. А. Игнатьевский, А. Ю. Щукина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65431/ (дата обращения: 29.03.2024).



Автором в рамках настоящей статьи рассматриваются понятие и содержание муниципального образования, выявляются вопросы организации местного самоуправления и управления социально-экономическим развитием муниципального образования, предлагается в качестве одной из мер социально-экономического развития муниципального образования муниципально-частного партнерства.

Ключевые слова: муниципальные образования, социально-экономического развитие, муниципально-частное партнерство.

The Author considers the concept and content of the municipality in the framework of this article, identifies the issues of organization of local self-government and management of socio-economic development of the municipality, proposes municipal-private partnership as one of the measures of socio-economic development of the municipality.

Keywords: municipal formations, social and economic development, municipal-private partnership.

Проблемой для муниципальных образований в России является то, что в стране были существенно разрушены традиции осуществления местного самоуправления. На протяжении длительного исторического периода население было отстранено от какого-либо участия от процесса принятия решений. Это в значительной мере повлияло на формирование современного мышления граждан, их восприятия местного самоуправления. Оно зачастую воспринимается как «филиал» центральных властей. Безусловно, можно говорить про искреннюю заинтересованность граждан в общественной жизни своего микрорайона. Но пока что это скорее исключение.

Отличительной чертой муниципального образования как формы организации местного самоуправления в России является то, что в нем имеются специальные органы, которые должны решать сугубо местные задачи. В этом понимании муниципальное образование представляет собой форму осуществления власти на местном уровне [1]. Такое осуществление власти может иметь форму как непосредственного вовлечения в процесс принятия и реализации решения, так и путем участи в выборах и органов муниципального образования. Другими словами, местное самоуправление занимает лидирующее положение по сравнению с другими формами привлечения населения для непосредственного самоуправления.

В кризисной ситуации управление развитием муниципальных территорий как основных элементов социально-экономического развития системы приобретают статус обязательного элемента в системе национального устройства. Необходимость модернизации государственного устройства и отдельных его территорий требует оптимальной пространственной организации экономической и социальной сферы через реформирование систем управления ими. Тем не менее, успешные трансформации муниципальных административных систем и их перевод в качественно новые невозможны без приверженности деятельности правительства на перспективу.

На основе анализа ряда зарубежных и отечественных исследований можно определить социально-экономическое развитие муниципального образования как деятельность, направленную на достижение стратегических целей в изменчивой и конкурентной среде, включающая анализ социально-экономического состояния муниципального образования, определение факторов управляющих воздействий, рассмотрение влияния специфики территориальной факторов, а также мониторинг достигнутых результатов.

Управление ресурсами социального сектора на муниципальном уровне имеет конкретные функции. В конце концов, приоритетной задачей является процесс повышения качества жизни и успешное решение социальных задач и проблем ресурсного обеспечения для осуществления полномочий и эффективной организации работы органов местного самоуправления. Эти задачи требуют рассмотрения и значительного улучшения. Без глубокого понимания роли социальной структуры невозможно обеспечить высокое качество жизни [3].

В наше время мы можем наблюдать как исчезают различия между различными моделями местного самоуправления и комбинированными формами их ресурсного обеспечения, развивается обеспечение социально-экономического развития муниципальных образований.

В отличие от западных стран, основной проблемой российских муниципалитетов является несоответствие между сферой полномочий и имеющимися финансовыми ресурсами. Нехватка ресурсов является серьезной проблемой.

Кроме того, муниципалитеты зависят от различных факторов, нарушающих ресурсную систему: дефицита, плохих специфических ресурсов, чрезмерного государственного регулирования или изменения макроэкономической ситуации.

Для более эффективного социально-экономического развитие муниципального образования необходимо развитие муниципально-частного партнёрства не только для того, чтобы наращивать возможности бюджета, а для того, чтобы в максимально сжатые сроки совместно с заинтересованным бизнесом решать важные для муниципалитета и жителей задачи. В качестве работающих примеров можно привести:

– аренда земельных участков, предоставляемых инвесторам:

  • в сельском хозяйстве — для развития крестьянско-фермерских хозяйств, поддержка начинающих фермеров;
  • в строительстве — для строительства домов для детей-сирот, реконструкции детского сада, для строительства гостевых домов в туристических местностях;

– заключение концессионных соглашений на пользование объектах жилищно-коммунального хозяйства.

Как показывает опыт многих, использующих данный механизм, он несет в себе множество преимуществ как для муниципалитетов, так и для местных предприятий-инвесторов. Поэтому практика муниципально-частного партнерства должна расширяться и поддерживаться.

Эта система приоритетов и механизмов разумного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, должна быть правильно структурирована.

Сегодня необходимо искать новые пути ресурсного обеспечения для реализации полномочий муниципалитетов в социальной сфере. Для этих целей частный бизнес активно участвует в решении социальных проблемы муниципалитетов. Кроме того, полномочия органов местного самоуправления в отношении предпринимательской деятельности расширяются [2].

Таким образом, управление развитием территорий муниципальных образований в условиях кризиса требует особого внимания к социальной сфере, потому что без глубокого понимания роли социальной структуры невозможно обеспечить приемлемое качество жизни, которое является необходимым условием для пополнения и рационального использования трудовых ресурсов. Стратегические цели органов местного самоуправления в области социального развития в период кризиса должны быть следующими:

– выявление источников ресурсного потенциала муниципальных образований;

– определение содержания муниципальной социальной политики;

– вовлечение общественных организаций в процесс управления.

Управление развитием муниципалитета должно быть направлено на достижение позитивных изменений в различных сферах жизни, в том числе обеспечение необходимого уровня развития социально — экономической сферы.

Несмотря на все предпринимаемые государством, регионами, районами усилия, существует достаточно проблемных вопросов на пути развития муниципалитетов, без решения которых эффективное функционирование органов местного самоуправления в современный период становится крайне затруднительным, а иногда и невозможным.

В первую очередь это выражается в таких негативных явлениях, как падение объёмов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, демографические проблемы, сокращение количества объектов социальной и инженерной инфраструктуры, снижение уровня и качества жизни населения.

Для устранения указанных проблем необходимо развивать качественно новое государственно-муниципальное партнерство, решение кадровых вопросов, обеспечить сокращение безработицы, требуется реализация налогового потенциала территорий и развитие муниципально-частного партнёрства не только для того, чтобы наращивать возможности бюджета, а для того, чтобы в максимально сжатые сроки совместно с заинтересованным бизнесом решать важные для муниципалитета и жителей задачи. Кроме того, управление развитием территорий муниципальных образований требует особого внимания к социальной сфере.

Литература:

  1. Ахмедуев А. Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона: методологические основы формирования и системные проблемы организации // Региональные проблемы преобразования экономики, № 1, 2017. — С. 75–84.
  2. Приказчикова, О. В. Основы местного самоуправления в России на примере деятельности местных советов / О. В. Приказчикова, Я. Е. Тарасова, К. А. Пацай // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. –– 2016. № 1. С. 63–68.
  3. Хашоева А. Ш., Дудаев М. Н. Условия социально-экономического развития муниципального образования // Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы Международной научно-практической конференции: Академия управления, 2015. С. 124–127.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципальное образование, муниципально-частное партнерство, социальная сфера, социально-экономическое развитие, управление развитием, ресурсное обеспечение, глубокое понимание роли, особое внимание, социальная структура.


Ключевые слова

муниципальные образования, муниципально-частное партнерство, социально-экономического развитие

Похожие статьи

Управление ресурсами социальной сферы муниципального...

Управление ресурсами социальной сферы обладает особой спецификой. [5] Ведь именно по причине своей первостепенной значимости для повышения

Без глубокого понимания роли социальной организации — невозможно обеспечение качественной жизни населения. [9].

Роль муниципальных образований в управлении...

В России существует несколько уровней управления социально-экономическим развитием. Каждый занимает свое особое положение в сформировавшейся иерархии управления. На нынешнем этапе экономического развития происходит уточнение функций и роли каждого из...

Роль и место комплексной социально-экономической...

В новейшей истории России понятие «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования» вошло в правовой оборот в связи с принятием Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного...

Место и роль муниципальных органов управления в новой...

Развитие системы социальной защиты. Обеспечение социальной поддержки населения.

Муниципальная служба выполняет роль одной из гарантий самостоятельности местного самоуправления

На современном этапе в России большое внимание уделяется процессу...

Государственно-частное партнерство в управлении...

Перспективным является развитие в нашей стране идей государственно-частного партнерства, доказавших свою результативность в

Юмаев Е. А. Государственно-частное партнерство в управлении социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации и...

Развитие муниципально-частного партнерства в управлении...

В рамках муниципально-частного партнерства объекты муниципальной собственности

Основное отличие муниципально-частного партнерства от государственно-частного

Государственно-частное партнерство в управлении социально-экономическим развитием...

Управление устойчивым развитием муниципального...

Предложена классификация условий управления устойчивым развитием муниципального образования, как

Управление устойчивым развитием муниципального образования как социально-экономической системы в условиях реформирования местного самоуправления.

Развитие муниципально-частного партнерства (на примере...)

В статье рассмотрены тенденции распространения механизма государственно- и муниципально-частного партнерства в социальной сфере. Представлена лучшая практика применения муниципально-частного партнерства для реализации социально значимых...

К вопросу о роли местных бюджетов...

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, экономическая основа, местное сообщество, государственная собственность...

Похожие статьи

Управление ресурсами социальной сферы муниципального...

Управление ресурсами социальной сферы обладает особой спецификой. [5] Ведь именно по причине своей первостепенной значимости для повышения

Без глубокого понимания роли социальной организации — невозможно обеспечение качественной жизни населения. [9].

Роль муниципальных образований в управлении...

В России существует несколько уровней управления социально-экономическим развитием. Каждый занимает свое особое положение в сформировавшейся иерархии управления. На нынешнем этапе экономического развития происходит уточнение функций и роли каждого из...

Роль и место комплексной социально-экономической...

В новейшей истории России понятие «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования» вошло в правовой оборот в связи с принятием Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного...

Место и роль муниципальных органов управления в новой...

Развитие системы социальной защиты. Обеспечение социальной поддержки населения.

Муниципальная служба выполняет роль одной из гарантий самостоятельности местного самоуправления

На современном этапе в России большое внимание уделяется процессу...

Государственно-частное партнерство в управлении...

Перспективным является развитие в нашей стране идей государственно-частного партнерства, доказавших свою результативность в

Юмаев Е. А. Государственно-частное партнерство в управлении социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации и...

Развитие муниципально-частного партнерства в управлении...

В рамках муниципально-частного партнерства объекты муниципальной собственности

Основное отличие муниципально-частного партнерства от государственно-частного

Государственно-частное партнерство в управлении социально-экономическим развитием...

Управление устойчивым развитием муниципального...

Предложена классификация условий управления устойчивым развитием муниципального образования, как

Управление устойчивым развитием муниципального образования как социально-экономической системы в условиях реформирования местного самоуправления.

Развитие муниципально-частного партнерства (на примере...)

В статье рассмотрены тенденции распространения механизма государственно- и муниципально-частного партнерства в социальной сфере. Представлена лучшая практика применения муниципально-частного партнерства для реализации социально значимых...

К вопросу о роли местных бюджетов...

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, экономическая основа, местное сообщество, государственная собственность...

Задать вопрос