Проблема определения образа врага | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 19.12.2019

Статья просмотрена: 396 раз

Библиографическое описание:

Цурикова, К. К. Проблема определения образа врага / К. К. Цурикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 212-213. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65420/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья рассматривает «образ врага» как форму отражения объекта в общественном сознании. Анализируются определения «образ» и «враг». В работе выделяются составные части, используемые для формирования «образов» во взаимовосприятии народов, социумов и культур. На основе изученного материала предлагается определение «образа врага».

Ключевые слова: восприятие, враг, имагология, массы, образ, образ врага, стереотипы.

В процессе взаимодействий стран, государств и их народов формируются определенные представления друг о друге, в частности «образ врага». В общественном сознании данный образ имеет глубинные исторические корни, которые уходят в родоплеменные времена и отношения. Речь идет о комплексном, собирательном образе, в контексте взаимодействия народов. При чем уже в глубокой древности различные негативные проявления и черты приписывали как реальным врагам, так и вымышленным (мифологическим) образам.

В последние годы ученые проявляют особый интерес к образу «другого» в международных отношениях. Это вызывает повышенную популярность исследований в сфере имагологии, — науке по изучению законов создания, функционирования и интерпретации образов «своих» и «чужих». Данное направление исследований было сформировано в рамках сравнительного литературоведения, а затем — в 1990-е годы стало использоваться и в других науках, в частности, в истории.

В понятийном аппарате имагологии большое значение имеет понятие «образ». Кембриджский словарь трактует «образ» как ментальную картину или идею, которая формируется в сознании читателя или слушателя [7].

Согласно американскому онлайн-словарю Merriam-Webster «образ» [8], в первом значении, определяется как визуальное представление чего-либо: например, изображение объекта, созданного на фотографическом материале. Под вторым значением подразумевается умственная картина или впечатление от чего — то. Но кроме того, «образ» трактуется как популярная концепция (как личности, учреждения или нации) спроецированная, особенно через средства массовой информации.

В российских справочниках существует более 30 различных определений «образа». Согласно толковому словарю Ефремовой, «образ» — это внешний вид, облик, наружность, внешность [5].

Большая советская энциклопедия дает более полное определение. «Образ» здесь понимается как результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем [3].

Следует упомянуть и определение, данное в Большом психологическом словаре, поскольку в нем отражена еще одна важная составляющая образа –эмоциональность. «Образ» — чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику [4].

Из понятий можно выделить основные конструкты, влияющие на формирование образа:

  1. Внешний фактор. Здесь подразумевается наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений, которые помогают получить информацию о мире, социальных группах, конкретном человеке.
  2. Фактор эмоциональности. Чувственная ступень отражения стоит ближе к внешнему миру, чем мышление, и реагирует быстрее, непосредственнее. Поэтому она проще поддается изменениям.

«Массы, — писал основатель учения о манипуляции сознанием массы Г. Лебон, — никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные слова и ассоциации слов». [1, с. 190]

  1. Оценка на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

В зависимости от общественно-политических условий тот или иной образ может быть использован в положительном или отрицательном ключе. Привлекательность культуры, ценностей, политических и социальных программ могут создавать дополнительные возможности для взаимодействия. В то время как культурное доминирование, демонстрация имперских амбиций создают различные препятствия. В этом случае в сознании общества формируется «образ врага».

В зарубежной и отечественной литературе понятие «враг» имеет схожее описание и имеет несколько значений:

  1. Тот, кто антагонистичен другому.
  2. Что-то вредное или смертельное.
  3. Военный противник; враждебная единица или сила.

Но в то же время ни один толковый словарь не дает определения для «образа врага». Многие исследователи, употребляя в своих работах термин образ врага, не дают его определение. Поэтому имеет смысл дать четкое определение данного понятия, на основе вышеизложенного материала.

Образ врага — это форма отражения объекта в общественном сознании в качестве агрессора. Это восприятие врага и представление о враге. Подобная технология направлена на создание устойчивого стереотипа о личности, группе, идеологии, идее или целом государстве, а также на внушение ненависти к врагу, которая необходима для ведения борьбы с ним более простыми средствами, для объединения вокруг себя союзников и деморализации противника.

Изучение теоретических аспектов проблемы формирования образа «Другого» в истории взаимовосприятия народов, социумов и культур позволяет решать целый ряд исследовательских задач, имеющих междисциплинарное значение: углубить понимание психологических механизмов и закономерностей взаимовосприятия народов, проявляющихся в процессе межкультурной коммуникации; определить механизмы, тенденции и закономерности формирования образов «Своих» и «Чужих» в конкретно-историческом контексте исторического взаимодействия народов; выявить пути формирования представлений о «своих» и «чужих» в условиях конфликтного взаимодействия, войн; установить роль социальных, этнических, внешнеполитических стереотипов, психологических механизмов индивидуального и массового восприятия в формировании, конструировании и бытовании образов «Других».

Литература:

  1. Лебон Г. Психология народов и масс [пер. с фр. Э. Пименовой, А. Фридмана]. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — с. 320.
  2. Фатеев А. В. Образ врага в Советской пропаганде 1945–1954 гг. // Москва, Институт российской истории РАН, 1999 г. — с. 250.
  3. Определение «образ» // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://gufo.me/dict/dal/ %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B7 (дата обращения: 09.12.1209).
  4. Определение «образ» // Большой психологический словарь. URL: https://gufo.me/dict/dal/ %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B7 (дата обращения: 09.12.1209).
  5. Определение «образ» // Толковый словарь Ефремовой. URL: https://www.efremova.info/word/obraz.html#.Xe80JpMzaUk (дата обращения: 08.12.1209).
  6. Nye J. The Power of Persuasion: Dual Components of US Leadership. The Conversation with J. Nye // Harvard International Review. 2003. Winter. P. 7–11.
  7. Translation of image // Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/ (дата обращения: 08.12.1209).
  8. Translation of image // Merriam-Webster Dictionary URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/image (дата обращения: 08.12.1209).
Основные термины (генерируются автоматически): образ врага, общественное сознание, образ, толковый словарь, форма отражения.


Похожие статьи

Прототипический подход к анализу категории «конфликт»

В статье анализируется проблема конфликтов, рассматривается роль социально-познавательной активности в их возникновении и развитии. Представлены результаты эмпирического исследования смыслового содержания категории «конфликт». Обосновано использовани...

«Этнос» и «нация»: взаимосоотнесенность понятий, их дефиниции и ресемантизация в различных социально-политических и социокультурных практиках

В работе в качестве первостепенного положения, взятого за точку отсчета в рассмотрении нациопонимания, принято определение нации как этноса, характерное для постсоветского пространства, которое наиболее точно отражено в концепции Юлиана Владимировича...

Философско-теоретические основы концепта «мягкая сила»: структурный анализ

В статье рассматриваются философско-теоретические основы концепта «мягкой силы», определяются его основные ресурсы и механизмы. Данная работа раскрывает специфику понятия «мягкой мощи» на основе анализа ее методологического ядра. Особое внимание в на...

Эвристическое поле для исследования исторических событий как «мест памяти»

В статье рассматривается проблема сложности в объективности оценки исторических событий; в качестве ее решения предлагается вариант их исследования как «мест памяти», подчеркивая смысловую однозначность этих понятий. Раскрывая их содержание, данная р...

Организационная культура как фактор конструктивного разрешения конфликтов

В статье рассматривается понятие «организация», выделяются типы организации, дается определение конфликта в организации, рассматривается его специфика, виды и причины возникновения конфликтов. Особое внимание уделяется понятию «организационная культу...

Формирование философской культуры учителя (элементы, противоречия, движущие силы, эволюция)

В данной статье представлены условия формирования философской культуры как сложного социального и духовного феномена: элементы, противоречия, движущие силы, эволюция Основной целью исследования являются направления формирования философской культуры, ...

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стил...

Феномен «массового человека» как закономерный этап формирования «общества потребления»

В данной работе рассматриваются различные подходы по вопросу восприятия феномена «массового человека» из «критических теорий» философии XX века. Анализ особенностей «массового человека» производится во взаимосвязи с влиянием «общества потребления» на...

Солидарность и конфликт в информационном обществе

В статье рассматривается феномен конфликта и солидарности в контексте управления социальными процессами и в условиях современного технологического уклада. Также рассматриваются эволюционно сложившиеся особенности мышления объектов воздействия, исполь...

Похожие статьи

Прототипический подход к анализу категории «конфликт»

В статье анализируется проблема конфликтов, рассматривается роль социально-познавательной активности в их возникновении и развитии. Представлены результаты эмпирического исследования смыслового содержания категории «конфликт». Обосновано использовани...

«Этнос» и «нация»: взаимосоотнесенность понятий, их дефиниции и ресемантизация в различных социально-политических и социокультурных практиках

В работе в качестве первостепенного положения, взятого за точку отсчета в рассмотрении нациопонимания, принято определение нации как этноса, характерное для постсоветского пространства, которое наиболее точно отражено в концепции Юлиана Владимировича...

Философско-теоретические основы концепта «мягкая сила»: структурный анализ

В статье рассматриваются философско-теоретические основы концепта «мягкой силы», определяются его основные ресурсы и механизмы. Данная работа раскрывает специфику понятия «мягкой мощи» на основе анализа ее методологического ядра. Особое внимание в на...

Эвристическое поле для исследования исторических событий как «мест памяти»

В статье рассматривается проблема сложности в объективности оценки исторических событий; в качестве ее решения предлагается вариант их исследования как «мест памяти», подчеркивая смысловую однозначность этих понятий. Раскрывая их содержание, данная р...

Организационная культура как фактор конструктивного разрешения конфликтов

В статье рассматривается понятие «организация», выделяются типы организации, дается определение конфликта в организации, рассматривается его специфика, виды и причины возникновения конфликтов. Особое внимание уделяется понятию «организационная культу...

Формирование философской культуры учителя (элементы, противоречия, движущие силы, эволюция)

В данной статье представлены условия формирования философской культуры как сложного социального и духовного феномена: элементы, противоречия, движущие силы, эволюция Основной целью исследования являются направления формирования философской культуры, ...

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стил...

Феномен «массового человека» как закономерный этап формирования «общества потребления»

В данной работе рассматриваются различные подходы по вопросу восприятия феномена «массового человека» из «критических теорий» философии XX века. Анализ особенностей «массового человека» производится во взаимосвязи с влиянием «общества потребления» на...

Солидарность и конфликт в информационном обществе

В статье рассматривается феномен конфликта и солидарности в контексте управления социальными процессами и в условиях современного технологического уклада. Также рассматриваются эволюционно сложившиеся особенности мышления объектов воздействия, исполь...

Задать вопрос