Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблема определения образа врага

Социология
19.12.2019
477
Поделиться
Библиографическое описание
Цурикова, К. К. Проблема определения образа врага / К. К. Цурикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 212-213. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65420/.


Статья рассматривает «образ врага» как форму отражения объекта в общественном сознании. Анализируются определения «образ» и «враг». В работе выделяются составные части, используемые для формирования «образов» во взаимовосприятии народов, социумов и культур. На основе изученного материала предлагается определение «образа врага».

Ключевые слова: восприятие, враг, имагология, массы, образ, образ врага, стереотипы.

В процессе взаимодействий стран, государств и их народов формируются определенные представления друг о друге, в частности «образ врага». В общественном сознании данный образ имеет глубинные исторические корни, которые уходят в родоплеменные времена и отношения. Речь идет о комплексном, собирательном образе, в контексте взаимодействия народов. При чем уже в глубокой древности различные негативные проявления и черты приписывали как реальным врагам, так и вымышленным (мифологическим) образам.

В последние годы ученые проявляют особый интерес к образу «другого» в международных отношениях. Это вызывает повышенную популярность исследований в сфере имагологии, — науке по изучению законов создания, функционирования и интерпретации образов «своих» и «чужих». Данное направление исследований было сформировано в рамках сравнительного литературоведения, а затем — в 1990-е годы стало использоваться и в других науках, в частности, в истории.

В понятийном аппарате имагологии большое значение имеет понятие «образ». Кембриджский словарь трактует «образ» как ментальную картину или идею, которая формируется в сознании читателя или слушателя [7].

Согласно американскому онлайн-словарю Merriam-Webster «образ» [8], в первом значении, определяется как визуальное представление чего-либо: например, изображение объекта, созданного на фотографическом материале. Под вторым значением подразумевается умственная картина или впечатление от чего — то. Но кроме того, «образ» трактуется как популярная концепция (как личности, учреждения или нации) спроецированная, особенно через средства массовой информации.

В российских справочниках существует более 30 различных определений «образа». Согласно толковому словарю Ефремовой, «образ» — это внешний вид, облик, наружность, внешность [5].

Большая советская энциклопедия дает более полное определение. «Образ» здесь понимается как результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем [3].

Следует упомянуть и определение, данное в Большом психологическом словаре, поскольку в нем отражена еще одна важная составляющая образа –эмоциональность. «Образ» — чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику [4].

Из понятий можно выделить основные конструкты, влияющие на формирование образа:

  1. Внешний фактор. Здесь подразумевается наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений, которые помогают получить информацию о мире, социальных группах, конкретном человеке.
  2. Фактор эмоциональности. Чувственная ступень отражения стоит ближе к внешнему миру, чем мышление, и реагирует быстрее, непосредственнее. Поэтому она проще поддается изменениям.

«Массы, — писал основатель учения о манипуляции сознанием массы Г. Лебон, — никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные слова и ассоциации слов». [1, с. 190]

  1. Оценка на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

В зависимости от общественно-политических условий тот или иной образ может быть использован в положительном или отрицательном ключе. Привлекательность культуры, ценностей, политических и социальных программ могут создавать дополнительные возможности для взаимодействия. В то время как культурное доминирование, демонстрация имперских амбиций создают различные препятствия. В этом случае в сознании общества формируется «образ врага».

В зарубежной и отечественной литературе понятие «враг» имеет схожее описание и имеет несколько значений:

  1. Тот, кто антагонистичен другому.
  2. Что-то вредное или смертельное.
  3. Военный противник; враждебная единица или сила.

Но в то же время ни один толковый словарь не дает определения для «образа врага». Многие исследователи, употребляя в своих работах термин образ врага, не дают его определение. Поэтому имеет смысл дать четкое определение данного понятия, на основе вышеизложенного материала.

Образ врага — это форма отражения объекта в общественном сознании в качестве агрессора. Это восприятие врага и представление о враге. Подобная технология направлена на создание устойчивого стереотипа о личности, группе, идеологии, идее или целом государстве, а также на внушение ненависти к врагу, которая необходима для ведения борьбы с ним более простыми средствами, для объединения вокруг себя союзников и деморализации противника.

Изучение теоретических аспектов проблемы формирования образа «Другого» в истории взаимовосприятия народов, социумов и культур позволяет решать целый ряд исследовательских задач, имеющих междисциплинарное значение: углубить понимание психологических механизмов и закономерностей взаимовосприятия народов, проявляющихся в процессе межкультурной коммуникации; определить механизмы, тенденции и закономерности формирования образов «Своих» и «Чужих» в конкретно-историческом контексте исторического взаимодействия народов; выявить пути формирования представлений о «своих» и «чужих» в условиях конфликтного взаимодействия, войн; установить роль социальных, этнических, внешнеполитических стереотипов, психологических механизмов индивидуального и массового восприятия в формировании, конструировании и бытовании образов «Других».

Литература:

  1. Лебон Г. Психология народов и масс [пер. с фр. Э. Пименовой, А. Фридмана]. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — с. 320.
  2. Фатеев А. В. Образ врага в Советской пропаганде 1945–1954 гг. // Москва, Институт российской истории РАН, 1999 г. — с. 250.
  3. Определение «образ» // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://gufo.me/dict/dal/ %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B7 (дата обращения: 09.12.1209).
  4. Определение «образ» // Большой психологический словарь. URL: https://gufo.me/dict/dal/ %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B7 (дата обращения: 09.12.1209).
  5. Определение «образ» // Толковый словарь Ефремовой. URL: https://www.efremova.info/word/obraz.html#.Xe80JpMzaUk (дата обращения: 08.12.1209).
  6. Nye J. The Power of Persuasion: Dual Components of US Leadership. The Conversation with J. Nye // Harvard International Review. 2003. Winter. P. 7–11.
  7. Translation of image // Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/ (дата обращения: 08.12.1209).
  8. Translation of image // Merriam-Webster Dictionary URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/image (дата обращения: 08.12.1209).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
восприятие
враг
имагология
массы
образ
образ врага
стереотипы
Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 212-213):
Часть 3 (стр. 141-213)
Расположение в файле:
стр. 141стр. 212-213стр. 213

Молодой учёный