Организация реализации инновационной деятельности по формированию основ финансовой грамотности школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 19.12.2019

Статья просмотрена: 495 раз

Библиографическое описание:

Щавелева, Н. Н. Организация реализации инновационной деятельности по формированию основ финансовой грамотности школьников / Н. Н. Щавелева, Т. В. Круглова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 364-367. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65411/ (дата обращения: 18.04.2024).



В настоящее время система среднего профессионального образования находится в состоянии бурного развития инновационной деятельности. Важнейшим средством обновления и модернизации профессионального образования являются инновационные процессы, происходящие в образовательных учреждениях. Инновационная педагогическая деятельность требует новых подходов в организации работы в образовательных организациях.

Современное экономическое состояние России требует финансово грамотного и экономически активного населения. Это должно проявляется как через краткосрочные перспективы, так и через долгосрочные пенсионные, страховые и ипотечные программы.

Для формирования у населения высокого финансово грамотного поведения требуется наличие базовых основ, которые должны служить основой для взаимодействия граждан с различными финансовыми институтами, осознанного использования ими продуктов банковского и страхового сектора, формирования стратегии пенсионного обеспечения.

Повышение финансовой грамотности населения должно способствовать воспитанию граждан, активно вовлеченных в процессы управления экономикой страны, что в свою очередь обеспечит постепенное развитие финансового рынка и повысит конкурентоспособность экономики нашей страны, обусловленной принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р) [1].

При долгосрочных перспективах место финансовой грамотности лежит на ответственности и значении индивидуальных финансовых решений в обеспечении личного благосостояния каждого гражданина страны на всех периодах его жизни.

Кризисы 2008–2009 и 2014–2015 город выявили ряд проблем, риски, связанные с низким уровнем финансовой грамотности населения России. Это проявилось в задолженности по потребительским кредитам, отсутствии подушки безопасности, в неоптимальном расходовании средств, а также в принятии безответственных финансовых решений.

В сложившейся ситуации необходимо помочь детям овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать взвешенные решения, распоряжаясь личными деньгами. Следовательно, стать уверенными, целеустремлёнными и ответственными взрослыми, которые с успехом смогут внести весомый вклад в предприятие, где будут осуществлять свою профессиональную деятельность, или открыть своё собственное дело и успешно вести бизнес, делая город, регион и страну процветающей. Не секрет, что функциональная грамотность является показателем общественного благополучия [3]. А ее высокий уровень указывает на определенный культурный уровень населения.

Такая проблема и обусловила организовать в Бузулукском филиале Финуниверситета при Правительстве Российской Федерации малую инновационную группу преподавателей под руководством к. э.н. Сергеевой Н. Ю. и Рубцовой Е. А. площадку по формированию основ финансовой грамотности школьников с проектами «Студент на один день» (2018 год), «Мы и цифровая экономика» (2019 год).

Проект представляет собой комплекс мероприятий-уроков по профессиональной ориентации и овладению основами финансовой грамотности школьниками старших классов (14–17 лет) в условиях цифровизации экономики, предъявляющей новые требования к профессиональным качествам будущего специалиста на рынке труда.

В результате реализации проекта школьнику проще сделать выбор в пользу будущей профессии, определить комфортность пребывания в учебном заведении и повысить уровень финансовой грамотности: грамотно и эффективно использовать финансовые инструменты в целях улучшения своего благосостояния. Все это выступает как важный фактор успешной социализации школьников.

Целью реализации проекта является организация системы мероприятий профориентационной направленности среди школьников старших классов путем погружения в студенческую среду, повышение уровня финансовой грамотности, информационного и делового общения.

На основе данной цели определены следующие задачи проекта:

 проведение системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы на базе учебного заведения;

 развитие у школьников современного экономического мышления, потребности в экономических знаниях;

 формирование готовности использовать приобретенные знания в своей жизнедеятельности, а также в выборе будущей профессии повышение социальной активности молодежи.

Основным форматом проекта является система мероприятий, направленных на профориентационную и просветительскую работу по финансовой грамотности путем проведения экскурсий, «живых уроков», деловых игр, тренингов, встреч с практическими работниками экономики и бизнеса на базе Бузулукского филиала Финансового университета при Правительстве РФ для учащихся старших классов школ Оренбургской и Самарской областей.

Механизм реализации проекта:

I этап. Участников проекта «Студент на один день» встречают студенты — волонтеры, проводят экскурсию по учебным корпусам, музею колледжа, знакомят с традициями и студенческой образовательной средой.

II этап. Знакомство со спецификой обучения по специальностям: «Финансы», «Банковское дело», «Страховое дело (по отраслям)», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», условиях поступления.

III этап. Так как в проекте «Студент на один день» реализуются возможности повышения финансовой грамотности, с учетом современных требований к информационному и деловому общению, то в рамках проекта можно посетить четыре урока:

– Урок финансовой грамотности «Экономика и мы» предполагает освоение базовых знаний для формирования экономического мышления, адаптации в изменяющейся экономической среде, что способствует дальнейшему культурному, экономическому развитию, финансовой неуязвимости, грамотности и предпринимательской подготовке.

– Урок «Информационные технологии в экономике» предполагает расширение уровня экономической грамотности школьников, обучение технологии применения гиперссылок и триггеров в программе MS POWERPOINT.

– Урок «Этика делового общения» предполагает развитие и расширение коммуникационного взаимодействия между людьми и группой людей на основе принципов, норм и правил делового этикета.

– Урок — Спортивно-познавательный квест «Капитал» позволяет обобщить базовые экономические знания в сочетание с физическими упражнениями.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для того, чтобы школьники сформировали правильное мнение о специальностях, по которым ведется подготовка в Бузулукском филиале Финуниверситета.

IV этап. Вручение сертификатов участникам проекта.

В ходе осуществления проекта используются различные формы и методы работы с целевой аудиторией: работа в группах, решение кейсов, личностное общение, деловая игра, диалоговое взаимодействие и др.

Каждой стадии работы по проекту соответствует поисковый или проблемный метод получения знаний, умений, практического опыта, а в целом — повышение познавательной активности школьников, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Важной составляющей работы площадки является внедрение в практику образовательной деятельности использования педагогами новых технологий и образовательных сред для повышения финансовой грамотности обучающихся, цифровых технологий.

В 2018 году участниками проекта стали 204 школьника, в 2019 году 186 школьника из средних образовательных школ города Бузулука и Бузулукского района Оренбургской области. В октябре — ноябре 2019 года принято 186 школьников из района и города. По результатам анкетирования школьников, количество желающих поступать в Бузулукский филиал увеличилось на 27,3 %.

Новизной проекта является объединение приоритетных направлений молодежной политики:

– организация профориентационной работы (информация об истории учебного заведения путем посещения музея, о внеурочной деятельности, специфике обучения на разных специальностях, условиях поступления);

– содействие социальной активности (взаимоотношения со студентами-волонтерами, студенческим советом, педагогическим отрядом);

– повышение уровня финансовой грамотности (уроки, деловые игры, тренинги);

– формирование здорового образа жизни (спортивный квест).

Социальными партнерами проекта являются участники регионального проекта «Социальная активность»: Студенческий Совет «Феникс», Волонтерский отряд «Ты не один», Педагогический отряд «Спутник» — сопровождение участников проекта и проведение спортивно — познавательного квеста «Капитал».

Таким образом, формирование у школьников финансовой грамотности архиважно и необходимо. Для населения отсутствие финансовых знаний и умений является основной причиной снижения уровня их финансового благосостояния, возникновения финансовых потерь, неудовлетворенности результатом своей профессиональной деятельности, а также уменьшения возможностей грамотного отстаивания своих экономических прав [2].

Таким образом, финансовые знания нужны всем слоям населения, вне зависимости от возраста, однако это особенно важно для молодых людей, только вступившим или вступающим в самостоятельную жизнь и начинающим свою профессиональную реализацию.

Население с высоким уровнем финансовой грамотности способно ответственно относится к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов, в связи с этим преподавателями филиала Щавелевой Н. Н., Кузнецовой С. В., к.э.н. Сергеевой Н. Ю., Рубцовой Е. А., к.э.н. Куделиной Т. Ю., Нижегородовой Г. Ю., Кругловой Т. В.) осуществляется индивидуальное и групповое консультирование населения по финансовой грамотности, проводятся мастер-классы, диспуты.

В настоящее время в Бузулукском филиале Финуниверситета реализация проекта оказывает показывает положительные результаты, в том числе:

– особенности формирования и продвижения бренда Бузулукского филиала Финуниверситета и Финансового университета при Правительстве РФ на рынке образовательных услуг;

– расширение спектра предоставляемых населению образовательных услуг и увеличение числа их потребителей;

– актуализация инновационного потенциала педагогических кадров, мобильность коллектива при формировании образовательных программ, ведение кадровой политики, направленной на развитие кадров, обеспечение уровня их профессионального и личного роста;

– увеличение контингента обучающихся, занятых в кружках, секциях и творческих объединениях, а также участников конкурсов, олимпиад, выставок;

– формирование традиций, связанных с образовательной деятельностью: проведение научно-практических конференций, тематических недель по специальностям, студенческих форумов и др.;

– повышение уровня образовательной культуры обучающихся колледжа, расширение диапазона познавательных интересов, понимание ими образования как деятельности, ведущей к профессиональному и социально-культурному развитию, нацеленность на дальнейшее обучение по программам профессионального образования;

– развитие материально-технической базы колледжа в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки обучающихся;

– развитие социального партнерства с другими образовательными организациями.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы»// Собрании законодательства Российской Федерации от 2 октября 2017 г. N 40 ст. 5894
  2. Финансовая грамотность для пенсионеров и школьников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iklife.ru/finansy/finansovaya-gramotnost-chto-eto-takoe-i-zachem-ona-nuzhna.html — (дата обращения: 20.11.2019).
  3. Лазебникова А. Ю. Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 22–30.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, Бузулукский филиал, деловое общение, повышение уровня, профессиональное образование, учебное заведение, Педагогический отряд, Российская Федерация, Студенческий Совет, Финансовый университет.


Похожие статьи

Анализ финансовой грамотности студентов вузов

Задача повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации определена Правительством в числе одних из самых приоритетных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основы финансовой грамотности для первокурсников

Финансовая грамотность — это совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования в школе и вузе, но осваиваются и проверяются на практике в течение жизни. Чтобы не быть голословным, в подтверждение вышесказанному...

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Существующее в университете студенческое самоуправление является универсальным воспитательным механизмом, основанном не на принуждении и внешнем давлении, а на свободном волеизъявлении и внутреннем осознании студентами необходимости...

Научный журнал «Молодой ученый» №10 (114) май-2 2016 г.

Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь к осознанному профессиональному самоопределению учащегося.

Реализация межпредметных связей в рамках изучения дисциплин «Литература» и «Музыкальная литература» в Бузулукском музыкальном колледже.

Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы

Вопросами финансовой грамотности и уровнем её повышения обеспокоены давно, при этом таким трендом занимаются как в России, так и во всем мире. Особенно актуальным такие вопросы становятся при возможности оказания услуг дистанционно...

Деловое общение участников образовательного процесса...

Деловое общение как психолого- педагогическая проблема. Деловое общение участников образовательного процесса в современных условиях

Одним из первых деловое общение (в ходе учебной деятельности ) сделал предметом психологического исследования Б. Г. Ананьев.

Методическое обеспечение повышения финансовой...

Задача по повышению финансовой грамотности была поставлена в Стратегии развития финансового рынка Российской

Для достижения цели, связанной с повышением уровня финансовой грамотности населения, необходимо методическое обеспечение.

Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности»

Повышение финансовой грамотности должно начинаться с самого раннего возраста, чем раньше, тем лучше. Когда можно заложить основы поведенческие, поменять менталитет человека, чтобы он мог потом во взрослом возрасте спокойно плавать в мире финансовых...

Проблемы финансирования образования | Статья в журнале...

В статье рассмотрены ключевые причины формирования основных проблем финансирования системы образования в Российской Федерации. Перечислены основные негативные процессы, наблюдаемые из-за текущего уровня развития отечественного образования.

Похожие статьи

Анализ финансовой грамотности студентов вузов

Задача повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации определена Правительством в числе одних из самых приоритетных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основы финансовой грамотности для первокурсников

Финансовая грамотность — это совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования в школе и вузе, но осваиваются и проверяются на практике в течение жизни. Чтобы не быть голословным, в подтверждение вышесказанному...

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Существующее в университете студенческое самоуправление является универсальным воспитательным механизмом, основанном не на принуждении и внешнем давлении, а на свободном волеизъявлении и внутреннем осознании студентами необходимости...

Научный журнал «Молодой ученый» №10 (114) май-2 2016 г.

Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь к осознанному профессиональному самоопределению учащегося.

Реализация межпредметных связей в рамках изучения дисциплин «Литература» и «Музыкальная литература» в Бузулукском музыкальном колледже.

Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы

Вопросами финансовой грамотности и уровнем её повышения обеспокоены давно, при этом таким трендом занимаются как в России, так и во всем мире. Особенно актуальным такие вопросы становятся при возможности оказания услуг дистанционно...

Деловое общение участников образовательного процесса...

Деловое общение как психолого- педагогическая проблема. Деловое общение участников образовательного процесса в современных условиях

Одним из первых деловое общение (в ходе учебной деятельности ) сделал предметом психологического исследования Б. Г. Ананьев.

Методическое обеспечение повышения финансовой...

Задача по повышению финансовой грамотности была поставлена в Стратегии развития финансового рынка Российской

Для достижения цели, связанной с повышением уровня финансовой грамотности населения, необходимо методическое обеспечение.

Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности»

Повышение финансовой грамотности должно начинаться с самого раннего возраста, чем раньше, тем лучше. Когда можно заложить основы поведенческие, поменять менталитет человека, чтобы он мог потом во взрослом возрасте спокойно плавать в мире финансовых...

Проблемы финансирования образования | Статья в журнале...

В статье рассмотрены ключевые причины формирования основных проблем финансирования системы образования в Российской Федерации. Перечислены основные негативные процессы, наблюдаемые из-за текущего уровня развития отечественного образования.

Задать вопрос