Ключевые слова: суд присяжных, компетенция суда присяжных, присяжный, Российская империя, судебная система.
Период с 7 июля 1889 года по 4 марта 1917 года — время эволюционного развития института присяжных заседателей. Он начался с окончания кризиса судебной системы, а завершился началом законодательной деятельности Временного правительства по переустройству суда присяжных.
В предыдущий период (с 9 мая 1878 года по 7 июля 1889 года) суд присяжных был существенно преобразован. Реформированный институт подходил российским реалиям, учитывал национальный менталитет. А потому после окончания кризиса не требовалось серьёзно менять что-либо в деятельности суда присяжных.
В обозначенный период рассматриваемый институт судебной системы действовал по законам, которые были установлены ранее. И если в предыдущий период за 11 лет было принято свыше десяти законодательных актов, оказавших значительное влияние на развитие суда присяжных, то за 25 лет, а именно с 1889 года по 1917 год было издано только 3 закона подобного рода.
Всё это свидетельствовало о том, что вариант русского суд присяжных, созданный в 1878 – 1889 гг., абсолютно удовлетворял осуществлению целей правосудия. Высказанную мысль подтверждают и свидетельства современников. Так, в декабре 1894 года в Санкт-Петербурге проходило совещание старших председателей и прокуроров судебных палат, на котором ставился вопрос об удовлетворительности деятельности суда присяжных. Большая часть членов совещания (18 из 20) высказалась за то, что деятельность этого суда является не только удовлетворяющей его целям, но и вовсе «суд этот представляет собою лучшую форму суда, какую только можно представить для разрешения большинства серьёзных дел, а особливо в тех случаях, когда тяжкое обвинение связано с тонкими уликами, требующими житейской мудрости»[1, с.168].
Итоги ревизии судебных мест Российской империи, проводившейся в 1895 году, также подтвердили удовлетворительность деятельности суда с участием присяжных и положительные отзывы о его работе.
Законы, принятые в обозначенный период, касающиеся суда присяжных, хоть и были немногочисленными, но в той или иной степени улучшали этот институт и положение присяжных заседателей.
Принятый 3 июня 1894 года закон «Об изменении действующих правил относительно привода присяжных заседателей к присяге и разъяснения им прав, обязанностей и ответственности их», упрощал процедуры, которые содержатся в его названии[2].
В данный период обвинения присяжных заседателей в некомпетентности и несправедливой мягкости их вердиктов, хоть и уменьшились, но не прекратились. Связано это было с тем, что присяжные, не зная, какое наказание грозит обвиняемому, имея неверное представление об этом, оправдывали виновных людей, так как, заблуждаясь относительно размера наказания, считали его несоразмерным совершённому деянию. Для урегулирования сложившейся ситуации законодатель законом от 2 марта 1910 года «О разрешении объяснять присяжным заседателям угрожающее подсудимому наказание и другие законные последствия их решения» наделил присяжных правом знать, какое наказание грозит подсудимому за приписываемое ему деяние.
Облегчил участь присяжных закон от 26 ноября 1913 года «О назначении присяжным заседателям от казны суточных и путевых денег», устанавливающий, что «каждый присяжный, проживающий постоянно вне места заседания суда, предъявив требования, мог получить из казны суточные деньги за каждый день отлучки из места жительства, а также средства на оплату проезда до города, где проходило судебное заседание.
Говоря о периоде истории развития российского суда присяжных с 9 мая 1878 года по 7 июля 1889 года отметим, что в связи с промышленным подъёмом в структуре присяжных произошло уменьшение доли крестьянства и увеличение доли городских сословий. В некоторых губерниях эту тенденцию было сложно заметить, в других же она была явно выраженной.
Период с 1889 года по 1917 год характеризуется понижением роли суда присяжных в российском уголовном судопроизводстве. Это связано с открытием в это время окружных судов, в которых не функционировал суд присяжных, что привело к снижению объёма его юрисдикции до 43,1% (минимум в 1901 году составил 35,7%, максимум в 1896 году — 53,9%). Но в судебных округах, в которых суд присяжных существовал во всех окружных судах, объём юрисдикции оставался почти неизменным, несущественно понизившись по сравнению с прошлым периодом. Незначительно увеличилась репрессивность суда присяжных: в 1890-е годы она составила 65,5%; а затем, в 1990-е годы уменьшилась до 59,4%.
Следует отметить, что суд присяжных перестал быть центральной темой обсуждения всех газет и журналов, интерес населения к этому институту также постепенно угас. Образованные люди перестали интересоваться новостями о суде присяжных после того, как из компетенции последних исключили дела, носившие политический оттенок. Ведь именно они привлекали внимание общественности, интересовали интеллигенцию. Низшие же слои общества были довольны тем, что могут принимать участие в уголовном судопроизводстве. Их внимание обращали на себя преступления, с которыми они сталкивались в обычной жизни (кражи, убийства), а эти дела рассматривались с участием присяжных, потому и низшие слои перестали обсуждать происходящее с судом присяжных.
Можно сказать, что в целом отмеченный период для института присяжных носит эволюционный характер, несмотря на то, что роль его несколько понизилась. По мнению общественности, суд присяжных является на данном этапе наиболее верной, справедливой и подходящей российской действительности формой организации суда. Принятые в это время нормативные акты не внесли существенных изменений в институт присяжных заседателей.
Литература:
- Мутаев Ш.Н. Отечественная история . — М. : Проспект, 1997. — 376 с.
- Полное собрание законов Российской империи // nlr. URL: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php?part=1631®im=3 (дата обращения: 13.12.2019).
- Полное собрание законов Российской империи // nlr. URL: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php?part=1979®im=3 (дата обращения: 13.12.2019).
- https://elibrary.ru/item.asp?id=22604593