Психологическая помощь молодым матерям: актуальность, направления и особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 15.12.2019

Статья просмотрена: 931 раз

Библиографическое описание:

Сударикова, Т. Ю. Психологическая помощь молодым матерям: актуальность, направления и особенности / Т. Ю. Сударикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 438-442. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65244/ (дата обращения: 22.12.2024).



Материнство в молодом возрасте является важным событием, в корне меняющим привычный уклад жизнедеятельности женщины, и тем самым — оказывающим существенное влияние на ее психологическое состояние. Степень данного влияния и его характер во многом зависят от психологической готовности к материнству, но даже те матери, которые имеют развитую и устойчивую психологическую сферу часто недооценивают психологическую нагрузку в связи с изменением своего социального статуса. Отсюда актуальность психологической помощи молодым матерям можно назвать повсеместной, полезной для каждой молодой женщины, обретшей статус матери, с поправкой на степень потребности психологической помощи и ее конкретные направления, отличающиеся в каждом конкретном случае.

По данным Министра труда и социальной защиты России, средний возраст женщин, впервые забеременевших, на 2017 год составляет 25,5 лет [1]. Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют о том, что ежегодно у женщин в возрасте 17–23 лет рождаются 13 млн. Детей [2]. При этом, как отмечают исследователи, сегодняшнее психологическое развитие молодых людей отстает от их физиологического развития в среднем на 5–6 лет [3]. Вне зависимости от причин данной тенденции, отложенное решение иметь детей приводит к осознанию недостаточной самореализованности женщины и глубокому личностному кризису, который зачастую обостряется в период вынашивания ребенка и приводит к внутриличностным противоречиям, с которыми молодая мама не всегда может справиться самостоятельно и потому нуждается в профессиональной психологической поддержке. Важность оказания психологической помощи молодым матерям обуславливается многими факторами, широко обсуждаемыми в научной литературе:

1) Частой психологической неготовность к материнству в молодом возрасте, особенно в случаях незапланированной беременности, что даже при благополучном социальном положении молодой матери (материальной обеспеченности, наличии образования и т. д.) может привести к возникновению психологических проблем [4];

2) Нередко необъективным представлением молодой матери о процессе материнства, который идеализируется и романтиризуется средствами массовой информации, рекламой, и представляется как исключительно благоприятный и позитивный период, лишенный трудностей, при столкновении с которыми молодая мать может быть фрустрирована [5];

3) Возникновением неожиданных ситуаций, при которых молодой матери приходится сталкиваться с трудностями, к которым она была не готова заранее (например, рождение нездорового ребенка, уход отца ребенка из семьи или его неготовность к браку, и т. д.) [6];

4) Множеством негативных последствий игнорирования выраженных психологических проблем у молодых матерей, приводящих к депрессии, самоубийству, убийству ребенка и другим крайне негативным последствиям [7].

Названные факторы позволяют сделать вывод об актуальности таких аспектов психологической помощи молодым матерям, как:

– необходимость организации психологической диагностики молодых матерей для своевременного выявления психологических проблем и предупреждения их негативных последствий, что крайне затруднительно в действующих условиях медицинского сопровождения беременности и родов: общение молодой матери с психологом не является обязательным, из-за чего многие случаи проблем обнаруживаются уже при их выраженном состоянии, нежели как следствие добровольного желания молодой матери получить психологическую помощь;

– необходимости структуризации направлений и особенностей оказания психологической помощи молодым матерям, которые будут учитывать отличия данного вида помощи от психологического сопровождения матерей в целом (без учета возрастного фактора).

Для анализа направлений и особенностей оказания психологической помощи молодым матерям целесообразно использовать субъектный и функциональный подходы. В рамках субъектного подхода обозначим направления, дифференцируемые по особенностям самого субъекта психологической помощи — молодым матерям различных социальных категорий, в системе функционального подхода разделим виды психологической помощи по сферам личностных и социальных потребностей женщин, являющихся молодыми матерями.

Субъектная дифференциация молодых матерей позволяет охарактеризовать специфику психологической помощи в плане социальных условий жизнедеятельности, существенно влияющих на содержание психологической помощи и порядок ее оказания. В рамках настоящего исследования предлагается двухуровневая классификация молодых матерей, нуждающихся в психологической помощи, по признаку субъекта (рис. 1).

Рис. 1. Классификация молодых матерей, нуждающихся в психологической помощи, по субъектному признаку

На первом уровне классификации, согласно представленной схеме, молодые матери разделяются на тех, кто имеет благополучный социальный статус и неблагополучный. Под благополучным социальным статусом понимается жизненная ситуация, при которой женщина — молодая мать здорового ребенка, является достаточно материально обеспеченной, образованной, имеющей пригодное для проживания с ребенком жилье, находящаяся в позитивных (желательно состоящая в браке) отношениях с отцом ребенка, не имеющая серьезных проблем со здоровьем. На втором уровне классификации данная категория субъектов разделяется на тех матерей, которые при наличии благоприятного социального статуса имеют психологические проблемы сугубо личностного характера (никак не связанные с социальным статусом), и тех, которые нуждаются в психологической помощи в профилактических целях, без наличия выраженных психологических проблем.

Молодые матери, относящиеся к неблагополучной категории, на втором уровне классификации разделяются на следующие группы, каждая из которых характеризуется необходимостью выработки соответствующей тактики психологической помощи:

  1. Молодые матери, собственный социальный статус которых имеет достаточно благоприятные признаки, но ребенок которых родился с серьезными заболеваниями или приобрел их на первых годах жизни, что мешает процессу его физиологического и интеллектуального взросления и требует режима особого ухода со стороны матери;
  2. Молодые матери, ориентированные на благополучную жизнедеятельность в плане личных устремлений и социальных установок, но на момент оказания психологической помощи являющиеся малообеспеченными и (или) не имеющими жилья, возможности материального обеспечения ребенка всем необходимым, находящиеся в негативных отношениях с отцом ребенка;
  3. Молодые матери, ориентированные на деструктивное (девиантное) поведение, что проявляется на уровне различных психологических аспектов личности (например, крайне выраженные негативные акцентуации характера) или в образе жизни (алкоголизм, наркомания, преступность и т. д.).

Рассматривая молодую мать как субъект психологической помощи, необходимо понимать, что ее отношение к той или иной субъектной группе будет означать наличие соответствующих проблем как личностного характера, так и бытового, средового, социального, в свою очередь оказывающих позитивное или негативное влияние на личность, предупреждая или стимулируя возникновение психологических трудностей, справиться с которыми должен помочь психолог.

Функциональный подход к дифференциации направлений психологической помощи молодым матерям опирается на структурное разграничение личностной сферы по трем ее основным компонентам — когнитивному, личностно-эмоциональному и поведенческому [8]. При этом, предлагается учитывать и смежные сферы жизнедеятельности личности, которые могут иметь самостоятельные проблемные аспекты, или проблемные аспекты, опосредованно влияющие на личность: физические и социальные (рисунок 2).

Рис. 2. Направления психологической помощи молодым матерям, дифференцированные по функциональному признаку

Триада компонентов личностной сферы соответствует «Я-Концепции» личности, сформированной в русле гуманистической и феноменологической психологии. Когнитивный компонент личности объясняет мнения и установки, способы обращения личности к знаниям о них. Эмоциональный компонент характеризует аффективное (чувственное) отношение к объектам и явлениям, механизмы формирования эмоциональных оценок по отношению к ним. Поведенческий компонент показывает готовность субъекта осуществлять конкретную деятельность и реализовывать определенную поведенческую модель. Что касается внеличностных компонентов, физический отражает состояние здоровья субъекта, непосредственно влияющее на его личностную сферу, а социальный компонент — включенность субъекта в нормальную социальную жизнедеятельность [9].

Направления психологической помощи, разделенные по названным компонентам, позволяют психологу осуществлять внутреннюю дифференциацию психологических проблем и выбирать наиболее подходящие средства оказания психологической помощи молодым матерям. На когнитивном уровне психолог должен способствовать осознанию молодой матерью специфики собственного поведения и особенностей эмоциональных реакций, возникающих вследствие тех или иных ситуаций во взаимодействии с ребенком и другими субъектами (например, супругом), частоту их повторяемости, уровня их адекватности и актуальности.

На уровне личностно-эмоциональной сферы процесс психологической помощи направлен на обеспечение эмоциональной помощи молодым матерям со стороны психолога, поддержку в процессе совместного переживания позитивных эмоций, связанных с рождением ребенка; получение помощи и поддержки; осознание искренних чувств к своему «Я», своему ребенку и близким людям; свободное выражение переживаемых эмоций; умение точного понимания принятия и вербализации своей чувственной сферы; формирование эмоционально благоприятного самоотношения и отношения к своему ребенку.

Стабилизация поведенческой сферы личности молодой матери с точки зрения психологической помощи предполагает оказание поддержки в распознании неадекватных стереотипов поведения, касающихся заботы о собственном здоровье; способствование в приобретении навыков приятного и свободного общения; развитие таких качеств взаимодействия с окружающими, как сотрудничество, ответственность и независимость; усвоении форм поведения, способствующих конструктивной адаптации ребенка и его жизнедеятельности.

На уровне физического компонента психолог определяет, каким образом здоровье женщины — молодой матери, оказывает влияние на психологическое состояние (например, после родов здоровье женщины могло ухудшиться, в то время как до родов женщина не имела проблем со здоровьем), на уровне социального компонента — то, каким образом активность и содержание социальной жизнедеятельности молодой матери способствует благоприятности ее психологического состояния.

Отдельно отмечу, что на уровне социального компонента психологу важно идентифицировать качество взаимодействия молодой матери с ее ближайшим социальным окружением — семьей, родственниками, друзьями, характер общения с которыми во многом влияет на психологическое состояние молодой матери. Например, молодая женщина, ставшая матерью, может в результате повышенной загруженности уходом за ребенком перестать общаться с друзьями и тем самым — оказаться в состоянии социальной изоляции, чувствовать себя заложником материнства и испытывать негативные эмоции. Аналогично, характер общения молодой матери с ее собственными родителями может оказывать влияние на психологическое состояние матери (при всесторонней поддержки со стороны родителей — позитивное, и негативное в обратном случае).

Литература:

  1. В России возраст рождения первого ребенка увеличился до 25,5 лет // газета.ru: ежедневное интернет-издание. 2017. [электронный ресурс] — Режим доступа. —URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2017/01/31/n_9629513.shtml (Дата обращения: 22.02.2019)
  2. Моисеева Н. В. Молодые мамы: подарок судьбы или наказание // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. № 4. С.53–57.
  3. Литвина К. Ю., Павлова Л. А. Ранее материнство // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. № 5. С.565–568.
  4. Литвинова Н. Ю. Проблема продвижения ценностей семьи в молодежной аудитории // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». 2018. № 2 (9). С. 70–75.
  5. Якупова В. А., Бухаленкова Д. А. Регуляторные функции и послеродовая депрессия: обзор исследований // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 57–63.
  6. Ефимова А. А., Чеботарева Е. Ю. Феномен одинокого материнства: взгляд изнутри // Психология и психотерапия семьи. 2018. № 3. С. 5–17.
  7. Ростовская Т. К., Шимановская Я. В. Феномен юного материнства: проблемы, тенденции // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2017. № 1. С. 119–125.
  8. Адушкина К. В., Зыкина М. В. Особенности психологического сопровождения беременных женщин // Психология семьи в современном мире. 2017. № 2. С.15.
  9. Булгаков В. М. Направления изучения образа «Я“ в структуре самосознания личности // В сборнике: Проблемы личности в современном мире Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. Кафедра социальной психологии и акмеологии института педагогики и психологии Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. 2017. С. 159.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая помощь, мать, молодая, личностная сфера, молодая мать, проблема, психологическое состояние, социальный компонент, уровень классификации, функциональный подход.


Похожие статьи

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение

К проблеме молодежного экстремизма: факторы распространения, особенности, способы борьбы

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Инновационное развитие России: стратегия, барьеры и способы их преодоления

Перспективы развития экологического сознания школьников в рамках преподавания географии

Особенности применения образовательных технологий XXI века в военном вузе: актуальность и перспективы

Развитие сельских территорий: реалии и перспективы

Похожие статьи

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение

К проблеме молодежного экстремизма: факторы распространения, особенности, способы борьбы

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Инновационное развитие России: стратегия, барьеры и способы их преодоления

Перспективы развития экологического сознания школьников в рамках преподавания географии

Особенности применения образовательных технологий XXI века в военном вузе: актуальность и перспективы

Развитие сельских территорий: реалии и перспективы

Задать вопрос