Правовые механизмы участия потребителей в дистанционных договорах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 14.12.2019

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Казицина, Е. В. Правовые механизмы участия потребителей в дистанционных договорах / Е. В. Казицина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 516-519. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65203/ (дата обращения: 25.04.2024).



В ходе работы рассмотрены проблемы, возникающие при регулировании общественных отношений, возникающих в сети Интернет в процессе заключения договоров. Сделан вывод о квалификации механизмов участия потребителей данных правоотношений, о нормативной разработанности регулирования данной деятельности и необходимости устранения правовых пробелов с целью дальнейшего совершенствования законодательства.

Ключевые слова: Гражданский кодекс, отношения, возникающие в сети Интернет, электронные сделки, проблемы идентификации, контрагенты, потребители, дистанционный договор.

Актуальной проблематикой правового регулирования электронной договорной деятельности является недостаточно развитый процессуальный механизм защиты участков правоотношений в сети интернет — покупателей и продавцов.

В настоящее время наибольшее распространение получают дистанционные договоры, заключенные посредством сети Интернет. Дистанционную практику продажи товаров с точки зрения торгового оборота принято относить к специальной коммерческой практике.

Действующее законодательство содержит множество законов, которые хотя и не затрагивают целиком, но в той или иной степени относятся к сети Интернет. К таким нормативным правовым актам относится, в частности, Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей», указанным Законом установлены требования к информационному сопровождению товаров, реализуемых дистанционно, с информацией о которых потенциальный покупатель знакомится до заключения договора. Наличие правового регулирования правоотношений, связанных с дистанционной куплей-продажей, имеет важное значение для заинтересованности продавца в ознакомлении с информацией о товаре и в последующем составлении и подписании договора с покупателем.

Кроме того, Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».

Кроме соблюдения требований Закона к электронному документообороту для ведения торговли посредством сети Интернет, лицу необходимо осуществить регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей».

Основная особенность дистанционной торговли заключается в отсутствии у потребителя возможности лично, воочию ознакомиться как с самим товаром, так и с его образцом. Ознакомление покупателя с приобретаемым товаром происходит только при помощи коммуникативных средств, таких как телевидение, видеотекст, аудиотекст, Интернет, каталоги, почтовые рассылки, или любой другой способ коммуникации. При заключении сделки, стороны по договору купли-продажи в данному случае непосредственно не вступают в контакт, не видят друг друга.

Необходимо отметить, что законодательством предусмотрено нормативное регулирование только в отношении дистанционной торговли товарами, в то время как порядок и условия предоставления услуг дистанционным способом законодателем оставлены без внимания. Таким образом, в случае приобретения услуги через интернет, (к примеру, одной из довольно распространенных на сегодняшний день услуг является дистанционное образование) потребитель остается вне защиты со стороны законодательства.

Одной из важных проблем, с которой приходится сталкиваться потребителю, является срок доставки товара. Так, не редки случаи, когда заказанный в Интернете товар может доставляться месяцами, и хорошо, в данном случае, если товар нужен не срочно и есть возможность ждать, однако зачастую определенная вещь необходима к определенной дате. В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом, продавец обязан передать товар покупателю в порядке и в сроки, оговоренные в договоре. Если же заключенным договором срок доставки товара не определен и определить данный срок возможность отсутствует, то товар должен быть передан продавцом в разумный срок. Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении. При этом весьма частой является ситуация, когда покупатель заполнил типовую форму заказа, размещенную на сайте, при этом самого договора на руках нет, и срок доставки на сайте также не указан.

Законодатель в данном случае предусмотрел понятие разумного срока, однако что именно по данным определением следует понимать потребителю не ясно [5, с. 152–154].

Список, перечисленных выше проблем, не является исчерпывающим. К примеру, покупателю может быть доставлен не тот товар, который он заказывал, продавец может проигнорировать требования о возврате товара, наконец, сам заказ может быть также проигнорирован продавцом, а могут быть также и иные нарушения прав потребителя. В то же время, указанные проблемы возможно будет решить в случае, если покупатель изначально изберет грамотный подход к интернет-покупкам, а законодатель будет стоять на стороне интересов потребителя, а не продавца.

С целью совершенствования отечественного законодательства, регулирующего данную сферу гражданских правоотношений, видится целесообразной разработка и внесение в законодательство понятия дистанционного договора, а также нормативного закрепления порядка, регулирующего предоставление услуг дистанционным способом.

Одним из возможных механизмов, способных обезопасить потребителей при заключении дистанционных договоров в сети «Интернет» видится создание общедоступного торгового реестра интернет-магазинов, в котором будут содержаться актуальные сведения о их наименовании, адресе, ОГРН, контактных телефонах и ответственных лицах продавцов.

В настоящее время большинство потребителей участвуют в дистанционных договорах в сети Интернет, пользуясь технико-информационными возможностями «торговых площадок», то есть сайтов, которые предоставляют информацию потребителям о том, в каких интернет-магазинах и по какой цене можно приобрести конкретный товар, ведут их рейтинги и тому подобное.

Для обеспечения добросовестной конкуренции в дистанционной торговле, видится целесообразным нормативно закрепить принцип равенства участников при допуске к подобным системам, а также возложить на организатора системы поиска и выбора товаров обязанность проверки достоверности информации, размещенной на сайте дистанционного продавца, и ее соответствия требованиям о предоставления информации при продаже товаров дистанционным способом.

Указанные изменения в законодательстве также будут способствовать беспрепятственному участию потребителей в дистанционных договорах, а также гарантирует достоверность предоставленной потребителю информации.

Актуальной является проблема достоверной идентификации субъектов при заключении ими договора в виртуальном пространстве.

Абсолютное большинство потребительских договоров в глобальной сети заключается посредством заполнения готовых форм заказа. Такие формы генерируются автоматически на основании каталожного ассортимента сайта: потребитель выбирает товары и их количество и отправляет их в «корзину», после чего указывает свое имя, контактные данные и сведения для доставки, а при необходимости — оплачивает товар.

При этом, зачастую существует неопределенность субъектного состава, выражающаяся в использовании в сети «Интернет» логинов, IР-адреса, доменного имени, которые не могут обеспечить контрагентам должных гарантий добросовестного исполнения таким полуанонимом своих обязательств. Должным образом гарантирует достоверность определения субъекта договора применение им усиленной электронной подписи, предусмотренной ст. 5 ФЗ «Об электронной подписи» [1, с. 3].

Интернет допускает получение доступа к имеющимся в нем информационным ресурсам под псевдонимом либо вообще анонимно. Как считает Михайленко Е. В.: «Анонимность поведения в сети Интернет является основанием сложности идентификации субъектов: субъект может указывать свое имя (псевдоним), однако сложно проверить его достоверность и проследить, действительно ли действия совершаются одним и тем же лицом под одним и тем же идентификатором или же под одним идентификатором действуют несколько лиц» [4, с. 150]. Однако для заключения сделки стороны все равно обозначают себя каким-либо способом: электронным адресом, псевдонимом в программах для общения либо путем прохождения регистрации на сайте контрагента. С другой стороны, воспользоваться компьютером для отправки такого сообщения, который является акцептом предложению продавца, может любой человек, в том числе и ребенок, который не имеет необходимой для заключения договора дееспособности. Поэтому важно определить, кто является субъектом сделки и обладает ли он сделкоспособностью.

В связи с этим, считаем необходимым проработать возможность четкой идентификации потребителя для защиты продавца от неисполнения тем своих обязательств, ведь в настоящий момент трудно говорить о субъектной определенности в данной сфере общественных отношений. При этом продавец, осуществляя такую идентификацию, обязан обеспечить покупателю защиту персональных данных [2, с.73].

При анализе действующего законодательства Российской Федерации относительно проблемы исследования, возможно прийти к выводу о том, что, правовое регулирование проблемы заключения договоров в сети Интернет в российских нормативно-правовых актах отражено в виду отдельных элементов, которые не несут в себе комплексного подхода к решению поставленного вопроса, и затрагивают лишь поверхностные аспекты рассматриваемого вопроса, в частности: определены лишь общие положения о договоре, которые не принимают во внимание особенности договоров, заключаемых в сети Интернет, установлены нормы дистанционного способа продажи, описаны особенности электронной подписи договора, закреплены правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, а также раскрыты некоторые аспекты интернет-торговли с применением общих понятий о торговле, предусмотрено взаимодействие почтового оператора и получателя, даны разъяснения общим понятиям достоверной и недостоверной информации, рассмотрены проблемы осуществления безналичных расчетов в сети Интернет.

При этом, так и не получили по сей день своего законодательного решения вопросы регулирования электронной коммерции (вопросы, касающиеся заключения договоров в сети Интернет, а также связанные с использованием недобросовестной рекламы, спама, проблема налогообложения предпринимательской деятельности в сети Интернет и прочие); соблюдения авторских и смежных прав в сети Интернет; не дано объемлемое понятие и степень ответственности интернет-провайдеров и владельцев сайтов за содержание и безопасность находящихся на их серверах информации клиентов и пользователей [3, с. 20].

Литература:

  1. Демьянец М. В., Елин В. М., Жарова А. К. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: монография. М, 2014 // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Дмитрик Н. А. Осуществление субъективных гражданских прав с использованием сети Интернет. — М. 2006.
  3. Минбалеев А. В. Основы правового регулирования сети Интернет. // Право и кибербезопасность. 2014. № 1.
  4. Михайленко Е. В. Проблемы информационно-правового регулирования отношений в глобальной компьютерной сети Интернет. — М., 2004.
  5. Симонян А. Л. Защита прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров // Молодой ученый. — 2018. № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционный способ, Интернет, сеть, дистанционная торговля, потребитель, продавец, разумный срок, товар, дистанционный договор, Российская Федерация.


Ключевые слова

отношения, потребители, контрагенты, гражданский кодекс, возникающие в сети Интернет, электронные сделки, проблемы идентификации, дистанционный договор

Похожие статьи

Защита прав потребителей при дистанционном способе...

«Продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной купли-продажи

При дистанционной торговле потребитель только получает товар.

Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный...

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по...

дистанционный способ, дистанционная торговля, оплата товара, договор, покупатель, товар, ГК

Дистанционная торговля представляет собой одну из форм розничной продажи товаров, отличием которой от

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле.

Предоставление информации о товаре по договору...

дистанционный способ, дистанционная торговля, оплата товара, договор, покупатель, товар, ГК РФ, розничная купля-продажа, товарный чек, Правило продажи товаров. Предоставление информации о товаре по договору...

Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере...

Механизм участия потребителей в дистанционных договорах занимает важное место в системе экономической и социальной политики современного государства. С принятием ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»...

Правовые проблемы заключения и исполнения договоров...

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель, продавец, ненадлежащее качество. В статье исследуется одна из актуальных на сегодняшний день проблем — защита прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров.

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель, продавец, ненадлежащее качество, данные, защита. Возможность совершенствования законодательства о защите прав... На сегодняшний день отношения в области защиты прав...

Дистанционная торговля и ее место в ритейлинге

Дистанционная торговля представляет собой одну из форм розничной продажи товаров, отличием которой от традиционной магазинной торговли, является отсутствие в процессе коммуникации прямого личного контакта между продавцом и потребителем, и покупатель...

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной...

Ключевые слова: дистанционная торговля, защита права, формы защиты, механизм защиты. Законодательство о защите прав

В ситуации, когда продавец не проинформировал потребителя о сроках возврата товара, в том числе надлежащего качества и не предоставил...

Правовой режим электронной торговли | Статья в журнале...

Интенсивный темп жизни современного мира позволяет завоевывать дистанционной торговли все большую популярность. Интернет-торговля обладает более некоторыми преимуществами по сравнению с традиционными видами торговли: она экономит время...

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный...

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по... товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель, продавец, ненадлежащее качество, данные, защита. Способы защиты прав потребителей в...

Похожие статьи

Защита прав потребителей при дистанционном способе...

«Продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной купли-продажи

При дистанционной торговле потребитель только получает товар.

Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный...

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по...

дистанционный способ, дистанционная торговля, оплата товара, договор, покупатель, товар, ГК

Дистанционная торговля представляет собой одну из форм розничной продажи товаров, отличием которой от

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле.

Предоставление информации о товаре по договору...

дистанционный способ, дистанционная торговля, оплата товара, договор, покупатель, товар, ГК РФ, розничная купля-продажа, товарный чек, Правило продажи товаров. Предоставление информации о товаре по договору...

Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере...

Механизм участия потребителей в дистанционных договорах занимает важное место в системе экономической и социальной политики современного государства. С принятием ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»...

Правовые проблемы заключения и исполнения договоров...

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель, продавец, ненадлежащее качество. В статье исследуется одна из актуальных на сегодняшний день проблем — защита прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров.

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель, продавец, ненадлежащее качество, данные, защита. Возможность совершенствования законодательства о защите прав... На сегодняшний день отношения в области защиты прав...

Дистанционная торговля и ее место в ритейлинге

Дистанционная торговля представляет собой одну из форм розничной продажи товаров, отличием которой от традиционной магазинной торговли, является отсутствие в процессе коммуникации прямого личного контакта между продавцом и потребителем, и покупатель...

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной...

Ключевые слова: дистанционная торговля, защита права, формы защиты, механизм защиты. Законодательство о защите прав

В ситуации, когда продавец не проинформировал потребителя о сроках возврата товара, в том числе надлежащего качества и не предоставил...

Правовой режим электронной торговли | Статья в журнале...

Интенсивный темп жизни современного мира позволяет завоевывать дистанционной торговли все большую популярность. Интернет-торговля обладает более некоторыми преимуществами по сравнению с традиционными видами торговли: она экономит время...

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный...

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по... товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель, продавец, ненадлежащее качество, данные, защита. Способы защиты прав потребителей в...

Задать вопрос