Формирование творческих способностей студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 февраля, печатный экземпляр отправим 4 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 18.12.2019

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Тапалова А. Б. Формирование творческих способностей студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции // Молодой ученый. — 2019. — №50. — С. 385-387. — URL https://moluch.ru/archive/288/65186/ (дата обращения: 18.02.2020).



В статье рассматриваются основы творческих способностей студентов, сущность объемно-пространственной композиции, определяется ее роль в процессе дизайн-образования, исследуются ее художественные средства.

Ключевые слова: объемно-пространственная композиция, объемно-пространственное мышление, дизайн-образование,дизайн-деятельности, студенты-дизайнеры,художественного образ, произведения искусства, творческих способностей, профессиональная деятельность дизайнера, профессиональные компетенции.

The article deals with the basics of creative abilities of students. The essence of the volume-spatial composition and its role in the process of design education is determined, its artistic means.

Keywords: three-dimensional composition, three-dimensional thinking, design education, design activities, students-designers, artistic image, works of art, creative abilities, professional activity of the designer, professional competence.

В Казахстане формирование и развитие творческой самостоятельности подразумевает формирование и развитие творчества в регулярной деятельности обучающихся, рассматривающее становление созидающей творческой деятельности.

Развитию творческих способностей студентов отводится важное место в системе обучения и воспитания.

В Казахстане для развития творческих способностей студентов необходима деятельность, содержащая в себе творчество. Постоянное стремление творческой личности к активной деятельности студента создает основу для развития генетически заложенных качеств, их совершенствования, формирования и развития новых.

Композицию считают основой всех видов искусства, это важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Необходимо отметить, что композиция — решающий фактор художественной выразительности в любом виде искусства. Именно композиционное творчество придает деятельности проектировщика художественную специфику.

Под композицией в искусстве обычно понимают структуру (строение) художественного произведения, расположение его отдельных частей в определенной системе, подчиненной принятому замыслу. Иными словами, композиция — это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием. Объемно-пространственная композиция — это целостная художественно-выразительная система форм (объемов и пространств), отвечающая функциональным конструктивно-техническим и другим требованиям.

Для понятия объемно-пространственной композиции в ней присутствуют такие важные качества, как объем и пространство.

Форма — это изобразительное средство выражения художественного образа.

Объем — это произведение длины ширины и высоты. Объем — одна из самых активных форм. Недаром великий французский художник П. Сезанн (1839–1906) говорил, что «все в природе предстает нам как цилиндр, конус или сфера».

Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три измерения, три основных координаты: высоту, ширину и глубину; и обозреваемой со всех сторон. При этим имеется в виду, что одно из трех измерений не предполагается минимальным, превращающим объем в плоскость.

В такой композиции возможно доминирование высоты над другими измерениями и измерения ширины и глубины над высотой.

Характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности. Характер дизайнерских объемно-пространственных композиций чаще всего подчеркивается глубинным расположением разных по своим пластическим свойствам элементов — линейных, плоскостных и объёмных.

Объемно-пространственная композиция воспринимается, как правило, с разных сторон, хотя часты случаи ее преимущественного восприятия с одной или двух сторон, например в условиях однонаправленного движения.

Средства объёмно-пространственной композиции как фактор эффективного формирования творческих способностей студентов-дизайнеров — специфичная творческая деятельность, направленная на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе с тем художественной выразительностью. Итоговым результатом художественно-дизайнерской разработки выступает рационально обоснованная, производящая яркое впечатление и имеющая четко выраженный образный характер объемно-пространственная композиция. Объемно-пространственная композиция как средство формирования творческих способностей будущих дизайнеров способствует формированию творческого мировоззрения, развитию пространственного мышления, овладению различными материалами и композиционным мастерством, накоплению основных профессиональных умений, развитию творческой индивидуальности и художественного вкуса — необходимых компонентов успешной профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров.

Средства объемно-пространственной композиции включают в себя когнитивное, деятельностное и личностное владение:

– объемной композицией (форма, имеющая относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон;

– глубинно-пространственной композицией (складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними); художественными средствами композиции (достижение художественной выразительности формы);

– основными закономерностями и средствами гармонизации (согласованность, соразмерность частей (элементов) и целого, достижение целостного и глубокого от нее впечатления);

– основными принципами художественного формообразования (рациональность, тактичность, структурность, гибкость, органичность, образность, целостность).

Рассмотрим художественные средства объемно-пространственной композиции.

Существует ряд аспектов, которые играют немаловажную роль в определении достоинств объемно-пространственной композиции. Один из них — проблема вписывания объема в окружающее пространство.

Фактура как средство выражения художественного образа оказывает большое влияние на восприятие объемно- пространственной композиции сам способ изготовления объема обусловливается фактуру. Материал будь то дерево, металл, камень керамика или что-либо другое, наложить свой отпечаток на трактовку формы, соответствуя собственной пластике, выявляя способ изготовления. Такой материал, как дерево, сразу дающий теплый, интимный образ, подбирают по структуре, стараются выявить текстуру древесины, подвергая ее возможной обработке. Наиболее значительные произведения искусства, шедевры, всегда отличает соответствие фактуры и цветового решения пластике формы. Одновременное применение фактуры и цвета требует тщательной продуманности первостепенной роли того или иного средства. Предпочтение должно быть отдано тому из них, которое полнее выражает художественный образ произведения, а также может наиболее интересно выявить пластическое решение. При сочетании нескольких фактур нужно поступить так же, то есть отдать предпочтение наиболее выразительной. Но применение различных материалов, тем более в разных количествах и одинаковых качествах, несет за собой потерю выразительности, неожиданности, интриги, контраста, что так важно в любом произведении искусства.

В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов. Выбор вида часто обусловливается конкретной архитектурно-планировочной ситуацией, в которую включается объемно-пространственная композиция.

В процессе обучения студентам дается четкое представление о законах композиции и принципах объемно-пространственного формирования пространства, студенты вооружаются теоретическими знаниями и практическими навыками. Роль объемно-пространственной композиции не сводиться лишь к возможности выразить задуманное — это прежде всего способ создать уникальное произведение, раскрыть ритмичной строй для организации мощного движения или же просто форма и фактура.

Таким образом, свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которые объединяет разные виды учебной и трудовой дизайн-деятельности. Объемно-пространственная композиция в сфере дизайн-образования имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности дизайнера, где умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенное роли. Отсюда можно сделать вывод, что объемно-пространственная композиция является одним из эффективных средств для развития творческих способностей будущих дизайнеров.

Литература:

  1. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика / В. С. Безрукова. ─ Екатеринбург: «Деловая книга», 2005г. — с. 11–13..
  2. Котляров, А. С. Композиционная структура изображения: учеб. пособие/ А. С. Котляров. ─ М.: Университетская книга, 2008. — 152 с.
  3. Мамугина, В. П. Рисование геометрических форм и композиций: метод. разработки / В. П. Мамугина, М. В. Никольский. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 32 с.
  4. Степанов, А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: учеб. Для вузов/А. В. Степанов, В. И. Мальгин, Г. И. Иванов и др. — М.: Издательство «Архитектура -С», 2007.─ 256.
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/14023655
  6. http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-professionalnyh-kompetencij-studentov-dizajnerov-sredstvami-obemno.html
Основные термины (генерируются автоматически): объемно-пространственная композиция, художественный образ, объемная композиция, развитие, творческая способность студентов, художественное произведение, художественная выразительность, творческая способность будущих дизайнеров, Казахстан, вид искусства.


Похожие статьи

Рисунок по представлению и воображению и его роль...

Рисунок наряду с композицией являются важными основами в этапе становления дизайнера.

Таким образом, на сегодняшний день ставится основная образовательная задача в

Поиск композиции зависит от умения студента мыслить и переставлять, соединять и...

Специфика преподавания изобразительных дисциплин будущим...

Основные термины (генерируются автоматически): композиция, художественный образ, изобразительное искусство, студент

С ним связано целостное пространственное восприятие мира и художественное творчество. Важно, что обучаясь изобразительному...

Влияние синтеза искусств на формирование художественного...

4. Развивать выразительность при изображении художественного образа, используя такие

синтез искусств, художественный образ, ознакомительно-художественная беседа

Похожие статьи. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников...

Особенности художественно-творческого развития детей...

Результатом его творческой деятельности является художественный образ как особый вид

Проблема художественно-творческого развития детей приобретает особое звучание в русле

Креативный уровень развития художественно-творческих способностей детей...

Изобразительное искусство является художественным...

Композиция художественного произведения создается такими изобразительными

При том прикладные аспекты и закономерность художественно-творческой деятельности личности

– В любом из видов искусства главным является композиция, и в ее основе сила искусства и...

Моделирование художественно-творческого процесса...

Художественно- творческие способности характеризуются тремя взаимосвязанными видами, выделенными в соответствии с представлениями о формах потенциальности художественно-творческих свойств и качеств учителя: самопроявление, саморазвитие и...

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование

Гипотеза исследования: глубина переживания смысла произведений изобразительного искусства — необходимое условие развития творческого...

Специфика формирования художественного образа в рисунках...

художественный образ, эстетическое отношение, детское творчество, детское художественное творчество, дошкольный возраст, образ, ребенок, средство выразительности, проблема формирования, вид искусств.

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих...

Одним из средств развития объемно-пространственного мышления студентов являются занятия бумажной

Пространственно-декоративное решение данной композиции из простейших

Развитие пространственного мышления у студентов в начале изучения курса...

Похожие статьи

Рисунок по представлению и воображению и его роль...

Рисунок наряду с композицией являются важными основами в этапе становления дизайнера.

Таким образом, на сегодняшний день ставится основная образовательная задача в

Поиск композиции зависит от умения студента мыслить и переставлять, соединять и...

Специфика преподавания изобразительных дисциплин будущим...

Основные термины (генерируются автоматически): композиция, художественный образ, изобразительное искусство, студент

С ним связано целостное пространственное восприятие мира и художественное творчество. Важно, что обучаясь изобразительному...

Влияние синтеза искусств на формирование художественного...

4. Развивать выразительность при изображении художественного образа, используя такие

синтез искусств, художественный образ, ознакомительно-художественная беседа

Похожие статьи. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников...

Особенности художественно-творческого развития детей...

Результатом его творческой деятельности является художественный образ как особый вид

Проблема художественно-творческого развития детей приобретает особое звучание в русле

Креативный уровень развития художественно-творческих способностей детей...

Изобразительное искусство является художественным...

Композиция художественного произведения создается такими изобразительными

При том прикладные аспекты и закономерность художественно-творческой деятельности личности

– В любом из видов искусства главным является композиция, и в ее основе сила искусства и...

Моделирование художественно-творческого процесса...

Художественно- творческие способности характеризуются тремя взаимосвязанными видами, выделенными в соответствии с представлениями о формах потенциальности художественно-творческих свойств и качеств учителя: самопроявление, саморазвитие и...

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование

Гипотеза исследования: глубина переживания смысла произведений изобразительного искусства — необходимое условие развития творческого...

Специфика формирования художественного образа в рисунках...

художественный образ, эстетическое отношение, детское творчество, детское художественное творчество, дошкольный возраст, образ, ребенок, средство выразительности, проблема формирования, вид искусств.

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих...

Одним из средств развития объемно-пространственного мышления студентов являются занятия бумажной

Пространственно-декоративное решение данной композиции из простейших

Развитие пространственного мышления у студентов в начале изучения курса...

Задать вопрос