Защита деловой репутации участников предпринимательских отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 июля, печатный экземпляр отправим 15 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 14.12.2019

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Гасанова, Д. М. Защита деловой репутации участников предпринимательских отношений / Д. М. Гасанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 493-495. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65150/ (дата обращения: 02.07.2020).



Вданной статье анализируется понятие деловой репутации. Автор представляет различные трактовки данного понятия, также раскрывается сущность деловой репутации участников предпринимательских отношений.

Ключевые слова. деловая репутация, защита чести, предпринимательская деятельность, Интернет, товарный знак.

В современных условиях руководство Российской Федерации придает большое значение и уделяет огромное внимание развитию бизнеса в нашей стране. В связи с этим возникает проблема создания благоприятной бизнес-среды как для отечественных, так и для зарубежных бизнес-структур. В особенности это касается их деловой репутации, защиты чести и достоинства бизнесменов, когда в условиях жесткой конкуренции некоторые недобросовестные участники, действующие на отечественном и мировом рынке, пытаются подрывать деловую репутацию своих конкурентов. При этом не брезгуют самыми незаконными способами конкурентной борьбы, подключая дискредитации своих партнеров, представителей коррумпированных чиновников и правоохранителей. Актуальность этой проблемы связана также с тем, что в условиях действующих против нашей страны западных санкций часть бизнесменов свернули деятельность в нашей стране либо значительно её сократили, поэтому в свете вышеизложенного становится необходимой защита интересов тех предпринимателей, которые несмотря на санкции, продолжают работать в нашей стране или готовы сотрудничать с нашим государством или бизнесом. И для них защита деловой репутации становится особенно актуальной.

Деловая репутация представляет собой оценку юридического лица со стороны его партнеров контрагентов, потребителей; это представление бизнесменов о юридическом лице, которая благоприятствует бизнес-деятельности этого юридического лица и в значительной степени учитывается в условиях хозяйственной деятельности. Деловая репутация может рассматриваться как составляющая нематериальных активов юридического лица и может оцениваться как качественными, так и количественными показателями, которые получает данное юридическое лицо.

Таким образом, деловая репутация может рассматриваться как достаточно ценный актив, авуар в бизнес-деятельности, который остро нуждается в правовой защите в условиях конкуренции, характерной для рыночной экономики не только наднациональным, но и на мировом рынке.

При характеристике деловой репутации мы обращаем внимание, в первую очередь, на качество выполненных работ, профессионализм и умение добросовестно исполнять взятые на себя обязательства, репутация основных участников бизнес-деятельности, участие в социально-благотворительных программах.

На формирование деловой репутации в современном обществе влияет не только профессионализм и качество производимой продукции, но и ряд новых факторов. Например, в последнее время стали актуальны разговоры об ответственности предпринимателей за сохранность окружающей среды и их вклад в экологически чистую продукцию, борьбу с загрязнением окружающей среды, создание безотходного производства. Еще одним важным фактором является использование СМИ. СМИ могут не только показывать позитивные и негативные факторы деловой репутации, но и дискредитировать компании и конкретных бизнесменов с помощью заведомо ложной, неполной, однобоко-поданной информации о деятельности фирмы, а также подачи заведомой дезинформации. Деловая репутация должна основываться на достоверных, объективных и доказуемых фактах, которые нельзя трактовать в негативном ключе.

В глазах разных людей один и тот же бизнес и его владелец могут носить положительный и отрицательный характер. Это зависит от классового положения человека, его материальной обеспеченности, политических приоритетов, навязанных обществом и СМИ стереотипов и других факторов.

Право на деловую репутацию юридического лица возникает в момент государственной регистрации.

В случае, если будет выявлено нарушение права юридического лица на деловую репутацию со стороны третьих лиц, то юридическое лицо вправе получить защиту своего нарушенного права на деловую репутацию.

Как мне представляется, право на защиту деловой репутации неразрывно связано с такими конституционными правами как право на защиту чести и достоинства. Очевидно, что нарушив конституционное право на деловую репутацию юридического лица, третьи лица неизбежно дискредитируют его самого как физическое лицо, нанося ущерб его чести и достоинству.

Правовая природа деловой репутации достаточно спорна. С одной стороны, деловая репутация юридического лица является нематериальным благом. С другой стороны, деловая репутация имеет вполне конкретное экономическое содержание, так как в случае нанесения ущерба деловой репутации юридического лица падают продажи его товаров и услуг, и он несет вполне ощутимый и конкретный материальный ущерб. Таким образом, нематериальное благо приводит в случае своего нарушения к существенным экономическим потерям фирмы.

Важным фактором выражения деловой репутации является информация о деятельности компании, результаты интеллектуальной деятельности данного юридического лица либо использование определённых средств индивидуализации.

Деловая репутация юридического лица достаточно часто связана с тем товарным знаком, которое он использует. В мировой судебной практике огромное количество примеров судебных разбирательств, связанных с подделкой товарного знака, которая в свою очередь может привести к серьезному подрыву деловой репутации компании товарный знак, которой был подделан.

В то же время в современных условиях деловая репутация как индивидуализирующий информационный образ вполне в состоянии существовать отдельно от того субъекта, который несёт такую деловую репутацию.

Таким образом, право на защиту деловой репутации участников предпринимательской деятельности образуется исключительно у законных носителей такого права. Когда в средствах массовой информации, Интернете, печатаных изданиях распространяются заведомо ложные сведения, содержащие клевету или несоответствующие действительности, то участники предпринимательских отношений получают большое количество правовых средств защиты своей деловой репутации в информационном пространстве и способны осуществлять эту защиту даже в случае реорганизации и банкротства юридического лица — носителя деловой репутации.

Мне предоставляется достаточно важным и актуальным в современных условиях развития постиндустриального общества уделить внимание такому средству массовой информации как Интернет, так как опорочить деловую репутацию и физического, и юридического лица в социальных сетях достаточно просто и можно сделать в кратчайший срок. В тоже время вычислить того, кто выпустил порочащую участника предпринимательских отношений информацию и найти заказчика этой информации достаточно сложно. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как Государственная Дума и Правительство РФ пытаются путем принятия достаточно спорных законов и постановлений регулировать деятельность Интернета хотя бы на территории России. Аналогичные действия предпринимаются и правящими кругами других стран. В наиболее жесткой форме это делают в Китайской Народной Республике и Корейской Народной Демократической Республике.

Способы и средства защиты деловой репутации в Интернете сегодня значительно отстают от возможностей правонарушителей и хакеров с действующих в различных соцсетях и других Интернет-ресурсах. Судебные органы могут требовать удаления из Интернета порочащей деловую репутацию сведений и информаций; опровержения в Интернете порочащих деловую репутацию сведений. В последнее время государственные органы РФ стремятся закрывать некоторые Интернет-ресурсы и социальные сети, если они отказываются блокировать вредоносные, особенно для деловой репутации юридических лиц и государства сведений и информации. Кроме того, иск о защите чести, достоинства и деловой репутации может быть выдвинут и в отношении владельца сайта в Интернете.

На сегодняшний момент особую охрану требует защита участников предпринимательской деятельности в сфере Интернета, так как возможности опровержения ложной информации, которая молниеносно распространяется через Интернет, недостаточно велики и продолжают совершенствоваться.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 05.04.1995, № 67.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 1-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  4. «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 10, 2016.
  5. Бычков А. Защита от диффамации // Новая бухгалтерия 2016, № 6, С.124–131.
  6. Малеина М. Н. Право государства (публичного образования) на репутацию // Государство и право 2013, № 5, С. 100–104.
  7. Защита деловой репутации юридического лица // [Электронный ресурс] URL: https://www.jurk.by/izdaniya/ya-spok/zashchita-delovoi-reputatsii-yuridichesk_0000000 (дата обращения: 04.12.2019).
  8. Деловая репутация: понятие и значение // [Электронный ресурс] URL: https://www.syl.ru/article/380687/delovaya-reputatsiya-ponyatie-znachenie-otlichie-ot-imidja-vliyanie-na-vedenie-biznesa (дата обращения: 04.12.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): деловая репутация, юридическое лицо, защита чести, предпринимательская деятельность, товарный знак, деловая репутация участников, деловая репутация сведений, мировой рынок, массовая информация, окружающая среда.


Похожие статьи

Деловая репутация юридического лица | Статья в сборнике...

Деловая репутация юридического лица есть не что иное, как нематериальное благо, от существования которого зависит представление о ней других субъектов правоотношений, с которыми в своей деятельности оно вступает в контакт. Деловая репутация, наряду с...

Деловая репутация юридического лица в российском...

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) устанавливает, что к объектам гражданских прав, помимо имущества, имущественных и иных прав, относятся также и нематериальные (неимущественные) блага (права).

Отдельные проблемы правового регулирования споров о защите...

Деловая репутация юридического лица | Статья в сборнике... Правовую защиту деловой репутации юридического лица как нематериального блага гарантирует ст. Надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Так, еще в 1997...

Имидж организации и его правовая защита | Статья в журнале...

Основной правовой механизм защиты деловой репутации закреплен в пунктах 1 и 11 статьи 152 Гражданского кодекса, в соответствии с которой юридическое лицо имеет право в судебном порядке требовать опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если лицо...

Защита чести, достоинства и деловой репутации

деловая репутация, благо, Российская Федерация, достоинство, юридическое лицо, ГК РФ, честь, защита чести, доброе имя, Конституция РФ. Ключевые слова. достоинства, понятие чести, деловой репутации; защита...

Защита чести, достоинства и деловой репутации в условиях...

моральный вред, деловая репутация, достоинство, очевидное оскорбление, сведение, защита чести, массовая информация, денежная компенсация, недостоверная диффамация, суд. Особенности доказывания по делам о защите чести... Обычно судебная защита чести...

Честь, достоинство и деловая репутация как юридическая норма

В статье проводится анализ нормативно-правовых актов, международных договоров, они дают нам точное понятие и регламентацию таким нормам как честь, достоинство и деловая репутация. Анализируются в статье все способы защиты личных неимущественных прав.

Социально-правовая природа чести, достоинства и деловой...

деловая репутация, судебное доказывание, моральный вред, достоинство, защита чести, деловая репутация личности, предмет доказывания, сведение, деловая репутация гражданина, юридическое лицо. Проблемы компенсации морального вреда при защите чести...

Механизм защиты деловой репутации | Статья в журнале...

Ключевые слова: деловая репутация, физическое лицо, юридическое лицо, ГК РФ, иск о защите, требования для доказывания. Деловая репутация юридического лица является особым институтом в гражданском праве.

Похожие статьи

Деловая репутация юридического лица | Статья в сборнике...

Деловая репутация юридического лица есть не что иное, как нематериальное благо, от существования которого зависит представление о ней других субъектов правоотношений, с которыми в своей деятельности оно вступает в контакт. Деловая репутация, наряду с...

Деловая репутация юридического лица в российском...

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) устанавливает, что к объектам гражданских прав, помимо имущества, имущественных и иных прав, относятся также и нематериальные (неимущественные) блага (права).

Отдельные проблемы правового регулирования споров о защите...

Деловая репутация юридического лица | Статья в сборнике... Правовую защиту деловой репутации юридического лица как нематериального блага гарантирует ст. Надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Так, еще в 1997...

Имидж организации и его правовая защита | Статья в журнале...

Основной правовой механизм защиты деловой репутации закреплен в пунктах 1 и 11 статьи 152 Гражданского кодекса, в соответствии с которой юридическое лицо имеет право в судебном порядке требовать опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если лицо...

Защита чести, достоинства и деловой репутации

деловая репутация, благо, Российская Федерация, достоинство, юридическое лицо, ГК РФ, честь, защита чести, доброе имя, Конституция РФ. Ключевые слова. достоинства, понятие чести, деловой репутации; защита...

Защита чести, достоинства и деловой репутации в условиях...

моральный вред, деловая репутация, достоинство, очевидное оскорбление, сведение, защита чести, массовая информация, денежная компенсация, недостоверная диффамация, суд. Особенности доказывания по делам о защите чести... Обычно судебная защита чести...

Честь, достоинство и деловая репутация как юридическая норма

В статье проводится анализ нормативно-правовых актов, международных договоров, они дают нам точное понятие и регламентацию таким нормам как честь, достоинство и деловая репутация. Анализируются в статье все способы защиты личных неимущественных прав.

Социально-правовая природа чести, достоинства и деловой...

деловая репутация, судебное доказывание, моральный вред, достоинство, защита чести, деловая репутация личности, предмет доказывания, сведение, деловая репутация гражданина, юридическое лицо. Проблемы компенсации морального вреда при защите чести...

Механизм защиты деловой репутации | Статья в журнале...

Ключевые слова: деловая репутация, физическое лицо, юридическое лицо, ГК РФ, иск о защите, требования для доказывания. Деловая репутация юридического лица является особым институтом в гражданском праве.

Задать вопрос