Гражданско-правовая ответственность турагентств и туроператоров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 февраля, печатный экземпляр отправим 4 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 12.12.2019

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Федотов И. А. Гражданско-правовая ответственность турагентств и туроператоров // Молодой ученый. — 2019. — №50. — С. 578-579. — URL https://moluch.ru/archive/288/65134/ (дата обращения: 18.02.2020).



В течении последних десятилетий сфера туризма обширно развивается. И сегодня она является одной наиболее развитых сфер общества. Этому способствует развитие экономики и рост качества жизни населения. Путешествия можно отнести к социальным потребностям человека, которые занимают 3 нишу в пирамиде Абрахама Маслоу.

Туризм или туристские поездки — выезды (путешествия) посетителей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок менее года с любой главной целью, кроме трудоустройства.

С древнейших времён множество людей отправлялись в путешествия с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями.

Человека, совершающего такое путешествие, называют туристом, путешественником или посетителем. Сферы экономики, которые охватывают коммерческую деятельность организаций, в основном связанных с туризмом, относят к отраслям туризма, например, бюро путешествий и др. услуги бронирования. В Российской федерации представлено большое количество туроператоров, которые представляют широкий спектр туристических услуг, от свадебных путешествий до туристических походов по Алтаю.

В настоящее время на рынке услуг действуют два субъекта, предлагающие туристский продукт. Ими являются туроператор и турагентство — турфирмы. Туроператором может быть только юридическое лицо, которое занимается формированием, продвижением и реализацией туристского продукта, в то время как турагентом может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. (Ст.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации)"

В связи с тем, что туроператор и турагент могут выполнять различные функции, возникает вопрос об определении ответственности каждого из них перед туристом. Гражданско-правовая ответственность турагента перед туристом ставится в зависимость от того какой договор заключен между турагентом и туроператором.

Далеко не все представленные на рынке туроператоры и турагенты отличаются стабильностью и гарантией качества предоставляемых услуг. Практически каждый год банкротятся и закрываются некоторые туроператоры и турагенты. В связи с этим возникают вопросы о качестве оказания услуг, которые зачастую появляются в средствах массовой информации. Одной из причин этого является недостаточное урегулирования рынка туристических услуг со стороны существующего законодательства.

Если между последними заключен договор комиссии или агентирования и турагент выступает от своего имени, но за счет туроператора, то в этом случае он предстает перед туристом в качестве стороны сделки и несет бремя обязательств и ответственности. Несмотря на то, что непосредственная организация тура (формирование услуг размещения, питания и развлечения в единый тур) принадлежит туроператору, вопросы к качеству и срокам предоставления тура должны предъявляться к турагенту.

Ответственность туроператора, а также другие предприятия предоставляющие туристические услуги обязаны предоставить качественный туристический продукт.

Во многих случаях к договору на туристическое оказание услуг применяют правило договора купли-продажи (ДКП).

Но это является некорректным, потому что предметом договора является туристический продукт, в который входят признаки туристических услуг, которые являются не овеществленным результатом от произведенных ими действий.

В гражданском правовом законодательстве, не предусмотрена торговля имущественными правами на услуги и/или торговля услугами. Следовательно, социальные отношения сторон должны регулироваться правилами о возмездном оказании услуг. В соответствии с п. 21 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (Правила), претензии к качеству путешествия предъявляются к исполнителю в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий. Предъявление претензии является необходимым условием перед обращением за судебной защитой прав.

Пункт 22 Правил закрепляет, что исполнитель туристской услуги несет перед туристом ответственность:

– за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации,

– за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта,

– за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта;

– за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,

– за причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта.

В случае непредставления потребителю информации о туристском продукте, в момент заключения договора, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения указанного договора, а если данный договор заключен — в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услуги суммы и возмещения других убытков, За нарушение сроков исполнения договора турист вправе просить у исполнителя услуги назначить новый срок; договориться о выполнении туристической услуги с третьими лицами, а возмещение расходов на оплату их услуг потребовать от исполнителя, которая просрочила договор; потребовать уменьшения цены путевки; отказаться ехать в путешествие.

При этом необходимо помнить, что если исполнитель удовлетворил требование туриста и отправил его в путешествие повторно либо в другой срок, он обязан уплатить неустойку за нарушение срока оказания услуг. Размер неустойки определяется Гражданским кодексом РФ либо договором. Ответственность исполнителя туристской услуги может быть снята только в том случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение ею своих обязательств было вызвано непреодолимой силой или другими обстоятельствами, предусмотренными в законе. Доказывать их наличие — обязанность исполнителя услуги.

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время гражданам предоставлена широкая возможность защиты их прав. Необходимо лишь знать и правильно применить эти возможности в отношении турфирм, недобросовестно оказывающих туристские услуги.

Основные термины (генерируются автоматически): туристский продукт, Российская Федерация, туроператор, реализация, Правило оказания услуг, туристская услуга, турист, путешествие, причинение вреда жизни, юридическое лицо.


Похожие статьи

Юридические последствия некачественного оказания...

Шилова А. А. Юридические последствия некачественного оказания туристских услуг

Среди подобных преступлений особо выделяются: умышленное причинение вреда здоровью

туризм, туристические услуги, юридические последствия, некачественное оказание услуг...

Регулирование защиты прав туриста | Статья в журнале...

Между тем, оказание туристских услуг ненадлежащего качества имеет возможность привести не только к нарушению критерий договора и неудовлетворенности туриста, но и к причинению вреда его здоровью и жизни, что предопределяет использование правил главы 59 ГК РФ о...

Правовое регулирование туристической деятельности...

Реализация туристского продукта — это деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем: – определения приоритетных

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия. проблема, внутренний туризм, Россия...

Защита прав туристов как направление государственного...

Так, права туристов напрямую связаны с реализацией туристского продукта (комплекса услуг по перевозке и размещению).

Так, спецификой оказания платных медицинских услуг можно назвать наличие договорных отношений, к которым следует применять правила гл. 39...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

Основные термины (генерируются автоматически): туристская деятельность, туристский продукт, туроператор, агентский договор, Российская

Реализация туристского продукта — это деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

В частности, для заключения договора о реализации туристского продукта турист и (или) иной заказчик смогут передавать туроператору, турагенту информацию в электронной форме (заявку о заключении договора о реализации туристского продукта и иные документы) путем ее...

К вопросу о правовом статусе туристического агентства

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист

Туристские агентства, работая в системе онлайн-продаж, подвергают свою компанию. Рынок онлайн-продажи отелей включает в себя...

Формирование цены туристического продукта | Статья в журнале...

Отказ от предоставления туристских услуг принимающей стороной возникает по причинам

Понесенный туристом вред, а именно невыполнение некоторых услуг или ухудшения качества данных

Недоговорной вред, т. е. причинение туристу ущерба по вине третьей стороны...

Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика

Туристская индустрия в Российской Федерации проходит непростую стадию адаптации к новым экономическим условиям, которые связаны с очередной волной финансово-экономического кризиса, введением санкций странами Европейского союза и США, ростом...

Похожие статьи

Юридические последствия некачественного оказания...

Шилова А. А. Юридические последствия некачественного оказания туристских услуг

Среди подобных преступлений особо выделяются: умышленное причинение вреда здоровью

туризм, туристические услуги, юридические последствия, некачественное оказание услуг...

Регулирование защиты прав туриста | Статья в журнале...

Между тем, оказание туристских услуг ненадлежащего качества имеет возможность привести не только к нарушению критерий договора и неудовлетворенности туриста, но и к причинению вреда его здоровью и жизни, что предопределяет использование правил главы 59 ГК РФ о...

Правовое регулирование туристической деятельности...

Реализация туристского продукта — это деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем: – определения приоритетных

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия. проблема, внутренний туризм, Россия...

Защита прав туристов как направление государственного...

Так, права туристов напрямую связаны с реализацией туристского продукта (комплекса услуг по перевозке и размещению).

Так, спецификой оказания платных медицинских услуг можно назвать наличие договорных отношений, к которым следует применять правила гл. 39...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

Основные термины (генерируются автоматически): туристская деятельность, туристский продукт, туроператор, агентский договор, Российская

Реализация туристского продукта — это деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

В частности, для заключения договора о реализации туристского продукта турист и (или) иной заказчик смогут передавать туроператору, турагенту информацию в электронной форме (заявку о заключении договора о реализации туристского продукта и иные документы) путем ее...

К вопросу о правовом статусе туристического агентства

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист

Туристские агентства, работая в системе онлайн-продаж, подвергают свою компанию. Рынок онлайн-продажи отелей включает в себя...

Формирование цены туристического продукта | Статья в журнале...

Отказ от предоставления туристских услуг принимающей стороной возникает по причинам

Понесенный туристом вред, а именно невыполнение некоторых услуг или ухудшения качества данных

Недоговорной вред, т. е. причинение туристу ущерба по вине третьей стороны...

Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика

Туристская индустрия в Российской Федерации проходит непростую стадию адаптации к новым экономическим условиям, которые связаны с очередной волной финансово-экономического кризиса, введением санкций странами Европейского союза и США, ростом...

Задать вопрос