Глаголы межличностных отношений в повести «Девочка из города» Л. Воронковой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 12.12.2019

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Токарь, О. В. Глаголы межличностных отношений в повести «Девочка из города» Л. Воронковой / О. В. Токарь, С. А. Волчкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 316-317. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65105/ (дата обращения: 20.04.2024).



Повесть «Девочка из города» Л. Воронковой о доброте, понимании, о ласке чужих, но неравнодушных людей к маленькой осиротевшей во время войны девочке Валентинке. Повесть можно назвать актуальной на сегодняшний день, поскольку она содержит такие аспекты, которые имеют большое значение и сейчас. Произведение включено в список чтения для младшего школьного возраста.

Читатели усваивают книгу с помощью языка. Именно книга расширяет кругозор ребенка, увеличивает словарный запас. Определение языковых особенностей повести вносит вклад в изучение творчества писателя. Как известно, динамичность фразе придают глаголы, которые активно используются в произведениях, предназначенных для маленьких детей [1].

Выделяют глаголы действия, состояния и отношения. Последняя группа подразделяется на глаголы межличностных отношений, социального отношения и владения [2]. Глаголы отношений имеют воспитательный потенциал, и потому особо интересны в произведениях для детей.

Цель работы — выявить глаголы межличностных отношений в повести «Девочка из города» Л. Воронковой, предназначенной для читателей младшего школьного возраста.

Согласно классификации С. Б. Вагановой [2] глаголы межличностных отношений можно распределить по следующим подгруппам:

  1. Глаголы эмоционально-оценочного отношения (ЭОО);
  2. Глаголы внешнего проявления отношений (ВПО);
  3. Глаголы контакта (К).

Анализ этих глаголов в произведениях К. Чуковского показал, что их палитра не очень богата, хотя можно говорить о включении поэтом глаголов межличностных отношений в набор лексических средств для дошкольной литературы [3].

Глаголы межличностных отношений по повести «Девочка из города» Л. Воронковой представлены в таблице 1.

Чаще всего используется глагол «любить» (встречается одиннадцать раз), который относится к группе эмоционально-оценочного положительного отношения. В семи случаях прямой или косвенной связью слово «любить» относится к Валентинке, главной героине повести. Для ребенка чрезвычайно важно как любить самому, так и быть любимым другими, что и объясняет наибольшую частоту использования этого глагола.

Таблица 1

Глаголы межличностных отношений вповести

Подгруппа глаголов

ЭОО(+)

ЭОО(-)

ВПО(+)

ВПО(-)

К

Любить, верить, дружить, жалеть,

заботиться, нравиться, почитать

Сомневаться

Благодарить, встречать, нежить, обнять, улыбаться

Переглядываться, ругаться

Автор пользуется и другими глаголами группы эмоционально-оценочного положительного отношения, среди которых второе место занимает слово «нравиться» (встречается пять раз). Чаще всего этот глагол характеризует саму речь Валентинки, либо же её мысли. Третье место — глагол «верить» (три использования), который определяет общение между девочкой и дедом. Глагол «жалеть» — два использования, характеризует речь деда. Слово «заботиться» встречается два раза, является особенностью речи Дарьи. «Дружить» используется один раз, описывает мысли Валентинки. «Почитать» — одно использование (речь гостьи по отношению к Дарье).

Глаголы этой группы чаще всего прямо либо косвенно относятся к девочке. По полученным данным можно сделать вывод: группа эмоционально-оценочного положительного отношения — наиболее широко и полно представленная группа.

Группа эмоционально-оценочного отрицательного отношения используется мало: она представлена только одним глаголом «сомневаться» (встречается один раз). Используется по отношению к мальчику Романку и с частицей «не».

Глаголы группы внешнего проявления положительного отношения вповести представлены широко: благодарить (употребляется один раз), встречать (семь раз), нежить (один раз), обнять (один раз), улыбаться (два раза).

Глаголом-лидером группы внешнего проявления положительного отношения является глагол «встречать», только три из употребления которого относятся к Валентинке. Глагол «улыбаться» относится к рассуждениям девочки. Слово «благодарить» относится к хозяйке, «обнять» — определяет действие Валентинки по отношению к ягненку: «Валентинка обняла ягнёнка и поцеловала его в лоб».

В объекте анализа группа глаголов внешнего проявления отрицательного отношения отсутствует вовсе.

В произведении «Девочка из города» Л. Воронковой задействованы глаголы контакта только двух групп: глагол установления контакта и глагол прерывания контакта. Подгруппа глаголов поддержания контакта, согласованных действий не используется.

Глагол установления контакта «переглядываться» встречается только один раз. Определяет взаимоотношения между Романком и Таиской: «переглядывались и потихоньку смеялись чему-то». Глагол прерывания контакта «ругаться» используется два раза. В обоих случаях определяют отношение матери к детям.

Можно отметить, что повесть «Девочка из города» Л. Воронковой содержит некоторое количество глаголов межличностного отношения. Это можно объяснить тем, что в детской литературе очень важно показать внутренний мир ребенка, его отношения с окружающими.

Наиболее часто используются глаголы «любить», «встречать» и «нравиться», которые имеют положительный характер отношения. Также глаголы эмоционально-оценочного положительного отношения и внешнего проявления положительного отношения находят более широкое применение и отличаются разнообразием. Группа, которая получила наибольшее распространение — глаголы эмоционально-оценочного положительного отношения. В повести также используются глаголы установления и прерывания контакта.

Проведение анализа употребляемых глаголов позволяет делать выводы о формировании и расширении словарного запаса детей младшего школьного возраста. Характер полученной информации делает возможным оценить глаголы в рукописях, которые поступают в издательства.

Литература:

  1. Редакторская подготовка изданий: учеб. для вузов / С. Г. Антонова и др.; под ред. С. Г. Антоновой. — М.: МГУП, 2002.
  2. Ваганова, С. Б. Проблема классификации глаголов лексико-семантической группы «Межличностные отношения» // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». — 2011. — № 1(17).
  3. Токарь, О. В. Глаголы межличностных отношений в стихотворениях К. И. Чуковского // Молодежь. Наука. Современность: материалы международной конференции / УГУ. ― Воткинск, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): глагол, эмоционально-оценочное положительное отношение, внешнее проявление, отношение, раз, Девочка, младший школьный возраст, положительное отношение, глагол группы, глагол контакта.


Похожие статьи

Процессуальные фразеологические единицы категории...

Межличностные отношения — особый вид отношений, отличающийся от общественных (социальных) наличием эмоциональной основы. Эмоциональная основа означает наличие определённых чувств, которые появляются у людей по отношению друг к другу.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

Отрицательное отношение у дошкольников вызывают агрессивные, конфликтные

В середине дошкольного возраста в отношении к сверстнику детей наблюдается «просоциальное

Положительный эмоциональный микроклимат в игровом объединении оказывает влияние на...

Влияние положительных и отрицательных эмоций на школьников

Эмоция печали может играть положительную роль в жизни человека.

Любовь характеризуется интересом и радостью, а любовные отношения могут пробуждать весь спектр эмоций.

Эмоционально-психологическое самочувствие учащихся разных возрастных групп.

Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой...

В младшем школьном возрасте происходят изменения в отношении детей друг к другу.

Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм

Глаголы эмоционально-оценочного отношения: брезговать, верить, влюбляться...

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод–потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель — именно такой взрослый, во многом определяет поведение...

Исследование условий и факторов эмоционального...

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста.

Таким образом, при внешнем беглом осмотре, общая ситуация кажется нормальной и

В итоге можно констатировать, что развитие положительной самооценки, правильных...

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной...

Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств...

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Эмоция — психический процесс средней продолжительности, который отражает субъективное оценочное отношение к существующим или гипотетическим ситуациям. Выделяют следующие типы эмоциональных переживаний: − аффекты

Особенности формирования межличностных отношений...

Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых

Изучив актуальный уровень развития межличностных отношений младших школьников, мы

Психологический климат (по определению В. М. Шепеля) — это эмоциональная окраска...

Похожие статьи

Процессуальные фразеологические единицы категории...

Межличностные отношения — особый вид отношений, отличающийся от общественных (социальных) наличием эмоциональной основы. Эмоциональная основа означает наличие определённых чувств, которые появляются у людей по отношению друг к другу.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

Отрицательное отношение у дошкольников вызывают агрессивные, конфликтные

В середине дошкольного возраста в отношении к сверстнику детей наблюдается «просоциальное

Положительный эмоциональный микроклимат в игровом объединении оказывает влияние на...

Влияние положительных и отрицательных эмоций на школьников

Эмоция печали может играть положительную роль в жизни человека.

Любовь характеризуется интересом и радостью, а любовные отношения могут пробуждать весь спектр эмоций.

Эмоционально-психологическое самочувствие учащихся разных возрастных групп.

Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой...

В младшем школьном возрасте происходят изменения в отношении детей друг к другу.

Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм

Глаголы эмоционально-оценочного отношения: брезговать, верить, влюбляться...

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод–потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель — именно такой взрослый, во многом определяет поведение...

Исследование условий и факторов эмоционального...

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста.

Таким образом, при внешнем беглом осмотре, общая ситуация кажется нормальной и

В итоге можно констатировать, что развитие положительной самооценки, правильных...

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной...

Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств...

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Эмоция — психический процесс средней продолжительности, который отражает субъективное оценочное отношение к существующим или гипотетическим ситуациям. Выделяют следующие типы эмоциональных переживаний: − аффекты

Особенности формирования межличностных отношений...

Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых

Изучив актуальный уровень развития межличностных отношений младших школьников, мы

Психологический климат (по определению В. М. Шепеля) — это эмоциональная окраска...

Задать вопрос