Характеристика деятельности преподавателя предмета «Физическая культура и спорт» в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 11.12.2019

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Есин, С. Н. Характеристика деятельности преподавателя предмета «Физическая культура и спорт» в вузе / С. Н. Есин, А. С. Машичев, С. А. Трошин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 455-456. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65075/ (дата обращения: 27.10.2020).



Физическая культура непосредственно помогает человеку развиваться вместе с культурой общества, помогает достичь баланса внутри (так сказать внутренней гармонии), помогает приспособиться к предстоящей или текущей жизни, плюс помогает поддерживать или привести свое тело в достаточно подготовленное к нагрузкам.

На практике преподавателю по физической культуре необходимо решать целый ряд различных вопросов. Преподаватель не только ведет занятия, но и активно занимается тренерской работой, организует спортивные мероприятия или соревнования, участвует в научно-исследовательской работе, а также в различной работе кафедры или спортивного клуба. Помимо этого преподаватель осуществляет прием контрольных нормативов и зачетов.

Основы организации физического воспитания ввузе

Курс физического воспитания и спорта состоит из 3 частей:

1) Теоретическая часть

2) Практическая часть

3) Контрольно-нормативная часть

Теоретическая часть программы рассчитана на то, что студентами будет усвоено хотя бы основные составляющие знаний по физической культуре. Теоретические знания даются студентам в виде лекций, и еще таким путем как самостоятельное изучение учебной, специальной литературы или методических указаний.

Практическая часть — это занятия которые основываются на использовании теоретической части (теоретических знаниях) которые помогают студенту или занимающемуся приобрести практический опыт в физкультурно-спортивной деятельности. Таким образом теоретическая часть (теоретические знания) неотделимо связаны с практикой.

Контрольно-нормативная часть — в этой части студенты сдают нормативы которые регламентированы и стандартизованы, сдача этих нормативов контролируется преподавателем, и затем сдается. Занятия по физической культуре и спорту должны иметь систематический характер для совершенствования организма человека и для облегчения повседневных задач. В вузе, в отличие от школы, идет процесс совершенствования двигательных навыков, действий и их элементов.

Структура занятия по физической культуре испорту ихарактеристика его частей.

Занятия по физической культуре и спорту состоят из трех составных частей:

1) разминка (подготовительная часть)

2) основная часть

3) заключительная часть.

Именно такая последовательность отражает степень интенсивности воздействия нагрузки на организм и двигательные системы человека.

По отдельности разберем каждую часть занятия.

  1. Разминка (подготовительная часть занятия).

Ее цель: подготовка студента (занимающегося) к основной части занятия, а именно, подготовка к выполнению (усвоению либо совершенствованию) определенных видов упражнений.

Ее задачи:

– организация и психическое стимулирование занимающихся на дальнейшую работу;

– ввод занимающихся в повышенное эмоциональное состояние;

– подготовка организма к выполнению упражнений посредствам разминки или несложных упражнений.

Разминка длится примерно 10–20 % от всего времени занятия.

  1. Основная часть занятия.

Ее цель: усвоение, закрепление или совершенствование определенных двигательных навыков занимающегося, предусмотренных учебной программой заведения и планом занятия.

Упражнения, которые ориентированы на совершенствование или развитие скоростных или силовых способностей, выполняются в начале основной части занятия, так как в начале у занимающегося еще нет накопленной усталости. Упражнения, которые развивают в человеке силу и выносливость, выполняются в конце. Состав занятий основной части должен быть разработан так, чтобы обеспечивать всестороннее развитие занимающегося.

Для обеспечения стабильного эмоционально-психического состояния занимающегося и закрепления пройденных упражнений, настоятельно рекомендуется завершать основную часть в виде подвижных игр или упражнений. Длительность основной части зависит от множества факторов.

  1. Заключительная часть занятия.

Ее цель: снижение эмоционально-психической и функциональной активности занимающегося, для приведения его в стабильное состояние для дальнейшего обучения.

Ее задачи:

– снижение эмоционального напряжения занимающегося и физиологического напряжения каких либо групп мышц, например посредством бега на малой скорости или ходьбой;

– снижение эмоционально-психического состояния путем различных успокаивающих игр;

– подведение итогов занятия путем оценивания деятельности занимающихся (необходимо выделить как хорошие стороны занимающегося, так и плохие). Также можно дать занимающимся так называемое домашнее задание для подтягивания слабых мест.

Необходимо понимать, что такая программа занятия или развития каких-либо навыков регламентируется материальным состоянием вуза, и не во всех вузах есть необходимое оборудование, различный спортивный инвентарь и т. д.

Как известно, физическое воспитание – это неотъемлемая часть воспитательного процесса в вузе, по крайней мере, та, которая проводится на протяжении 1–3 курсов в форме практических и теоретических занятий. Такие занятия регламентируются учебными планами для всех специальностей и должны составлять не менее 3–4 часов.

Литература:

  1. Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза //. URL: https://students-library.com/library/read/52959-specificeskie-osobennosti-raboty-prepodavatela-kafedry-fiziceskogo-vospitania-vuza (дата обращения: 07.12.2019).
  2. Организация и методические основы проведения урока физической культуры. // MAGMA-team.ru. URL: http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/teoriia-fizicheskoi-kultury-i-sporta/3–2-6-organizatciia-i-metodicheskie-osnovy-provedeniia-uroka-fizicheskoi-kultury (дата обращения: 07.12.2019).
  3. Структура урока и характеристика его частей. // helpiks.org. URL: https://helpiks.org/9–51735.html (дата обращения: 07.12.2019).
  4. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении. // MAGMA-team.ru. URL: http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/fizicheskaia-kultura-chikurov-a-i/1–3-fizicheskaia-kultura-i-sport-v-vysshem-uchebnom-zavedenii (дата обращения: 07.12.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, основная часть, основная часть занятия, теоретическая часть, физическое воспитание, занятие, контрольно-нормативная часть, практическая часть, упражнение.


Похожие статьи

Методические особенности проведения уроков физической...

Характеризуя урок как основную форму проведения занятий, следует остановиться на его

Дети 7–10 лет любят уроки физической культуры. Этот период — один из самых

Основная часть решает задачи формирования специальных знаний и совершенствования двигательных...

Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной...

круговая тренировка, упражнение, физическое воспитание, основная часть урока, Урок, легкая атлетика, максимальный тест, общее

Формирование физической культуры студентов. физическая культура, студент, занятие, здоровый образ жизни, упражнение, учебная...

Урокосновная форма проведения занятий по физическому...

Урок физической культуры является такой формой занятий, которая охватывается в обязательном порядке всех учащихся школы.

круговая тренировка, упражнение, физическое воспитание, основная часть урока, Урок, легкая атлетика, максимальный тест, общее...

Теоретические знания по физической культуре

Физическая культура в школе — общеобразовательный предмет, и наравне с другими дисциплинами содержание учебного процесса

Следовательно, учащимся необходимы теоретические знания, повышающие эффективность физических упражнений, и занятия по...

Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения...

Применение «круговой тренировки» в основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большем объеме. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой...

Внедрение элементов спортивного туризма на уроках...

Во-вторых, урок физической культуры с использованием элементов туризма, должен иметь единую сюжетную линию и предполагает широкое использование игровых форм, что обеспечивает повышенный интерес и осознанную потребность в физических упражнениях.

Формы организации работы по физической культуре и спорту

Ключевые слова: физическое воспитание, физкультура, урок, физическое культуры и спорта

Основным содержанием уроков по физической культуре являются основная и

уроки теоретические — сообщение знаний о развитии физической культуры и спорта в...

ребенок, физическая культура, родитель, занятие, упражнение...

Занятия физической культурой воздействуют на все стороны становления личности человека. Физическая культура включает много аспектов, даже такую науку как психология. Физиологическое состояние человека способствует росту как на физическом, так и на...

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

Одной из основных целей государства является привлечение молодежи к занятиям физической культурой и

Аэробика на занятиях по физической культуре в вузе имеет ряд преимуществ.

- заключительная часть или заминка. Комплекс упражнений по аэробике.

Похожие статьи

Методические особенности проведения уроков физической...

Характеризуя урок как основную форму проведения занятий, следует остановиться на его

Дети 7–10 лет любят уроки физической культуры. Этот период — один из самых

Основная часть решает задачи формирования специальных знаний и совершенствования двигательных...

Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной...

круговая тренировка, упражнение, физическое воспитание, основная часть урока, Урок, легкая атлетика, максимальный тест, общее

Формирование физической культуры студентов. физическая культура, студент, занятие, здоровый образ жизни, упражнение, учебная...

Урокосновная форма проведения занятий по физическому...

Урок физической культуры является такой формой занятий, которая охватывается в обязательном порядке всех учащихся школы.

круговая тренировка, упражнение, физическое воспитание, основная часть урока, Урок, легкая атлетика, максимальный тест, общее...

Теоретические знания по физической культуре

Физическая культура в школе — общеобразовательный предмет, и наравне с другими дисциплинами содержание учебного процесса

Следовательно, учащимся необходимы теоретические знания, повышающие эффективность физических упражнений, и занятия по...

Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения...

Применение «круговой тренировки» в основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большем объеме. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой...

Внедрение элементов спортивного туризма на уроках...

Во-вторых, урок физической культуры с использованием элементов туризма, должен иметь единую сюжетную линию и предполагает широкое использование игровых форм, что обеспечивает повышенный интерес и осознанную потребность в физических упражнениях.

Формы организации работы по физической культуре и спорту

Ключевые слова: физическое воспитание, физкультура, урок, физическое культуры и спорта

Основным содержанием уроков по физической культуре являются основная и

уроки теоретические — сообщение знаний о развитии физической культуры и спорта в...

ребенок, физическая культура, родитель, занятие, упражнение...

Занятия физической культурой воздействуют на все стороны становления личности человека. Физическая культура включает много аспектов, даже такую науку как психология. Физиологическое состояние человека способствует росту как на физическом, так и на...

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

Одной из основных целей государства является привлечение молодежи к занятиям физической культурой и

Аэробика на занятиях по физической культуре в вузе имеет ряд преимуществ.

- заключительная часть или заминка. Комплекс упражнений по аэробике.

Задать вопрос