Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через реализацию программы «Разговор о правильном питании» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 февраля, печатный экземпляр отправим 4 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 17.12.2019

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Брунцева О. С. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через реализацию программы «Разговор о правильном питании» // Молодой ученый. — 2019. — №50. — С. 324-326. — URL https://moluch.ru/archive/288/65071/ (дата обращения: 18.02.2020).



Ключевые слова: правильное питание, волшебный горшочек, игровое поле, поварской колпак, здоровый образ жизни, изображение продуктов.

Питание является основным фактором внешней среды, оказывающим самое непосредственное влияние на жизнедеятельность живого организма.

А. А. Покровский

Физкультурно-оздоровительная работа является приоритетным направлением нашего детского сада. Всем известно, что физкультурно-оздоровительная работа включает в себя несколько компонентов, одним из которых является организация правильного питания детей.

Наш детский сад работает по программе «Разговор о правильном питании» с 2014 года. Эта работа осуществлялась поэтапно:

1 этап — изучение программы, дополнительной методической литературы, разработка перспективных планов работы с детьми и родителями:

1 — выбор координатора по внедрению программы, творческой группы;

2 — разработка перспективного плана работы с детьми и родителями;

3 — организация развивающей среды: создание в группе зоны «Здоровое питание», оформление уголка для родителей; изготовление и оформление дидактических, настольно-печатных игр и пособий, атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

4 — разработка диагностики и анкет для детей и родителей;

5 — выбор методов и приемов работы с детьми для реализации проекта;

6 — организация сотрудничества с родителями и другими структурами детского сада (медицинская служба, повара, психолог и т. д.).

2 этап — практическая работа с детьми по программе, целью которой являлось знакомство детей с полезными продуктами питания, их витаминной ценностью для растущего организма; формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни; соблюдение правил правильного питания.

Важно то, что мы решили работать по программе «Разговор о правильном питании» не только с детьми старшего возраста, но и с малышами, т. к. именно младший возраст, как известно из психологии, сензитивный, благоприятный период для начала работы. Поэтому несколько тем из программы были адаптированы непосредственно для младшего и среднего дошкольного возраста: «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»; «Напитки для детской компании»; «Молочные реки, кисельные берега»; «Овощи и фрукты — самые витаминные продукты». По данным темам воспитатели младшей и средней групп, разработали и провели комплексные занятия с детьми.

Воспитатели младшей группы провели занятие «В каше сила наша», в ходе которого ребята узнали, какие бывают каши, полезные свойства каши, сами приняли участие в приготовлении каши, улучшив ее вкусовые качества разнообразными вкусными и полезными добавками (вареньем, фруктами, сухофруктами).

Педагог средней группы показала занятие «Овощи и фрукты — витаминные продукты», на котором дети в игровой форме знакомятся с разнообразием овощей, их полезными свойствами; с блюдами, которыми можно приготовить из овощей.

Детям старшего дошкольного возраста предлагались для восприятия уже более сложные, развернутые темы: «Где найти витамины весной?»; «Какие витамины содержат овощи, ягоды и фрукты»; «Каждому овощу свое время». После изучения этих тем, воспитателями был поставлен спектакль «Барсучья нора». Дети показали свои знания о полезных свойствах продуктов питания: овощей, фруктов, чая, булочек; о приготовлении булочек (алгоритм приготовления: просеяли муку, замесили тесто, испекли в духовке).

Авторы программы предлагают использование разнообразных форм проведения занятий в зависимости от возраста и возможностей детей. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников, игровые методы должны быть основой организации обучения.

Коллективом нашего детского сада были использованы следующие формы организации работы с детьми:

– сюжетно-ролевые игры (пекарня, кафе, семья);

– игры с правилами (конкурсы, викторины);

– театрализованные игры;

– составление рассказов по картинкам;

– проекты.

В рамках программы с детьми старшей группы реализованы проекты: «Огород круглый год», «Овощи, ягоды и фрукты — витаминные продукты»; а также долгосрочный проект «Мы сажали огород, чтобы сытым был народ», в ходе которого дети познакомились из чего и как выращивают овощи, с их разнообразием, полезными свойствами, блюдами, которые можно из них приготовить.

Итоговым результатом проекта в подготовительной группе «Каши разные нужны, каши всякие важны» детьми совместно с воспитателем была создана дидактическая игра «Волшебный горшочек»: Цель игры: продолжать закреплять знания детей о разных крупах, из которых готовят каши; уточнять знания детей о различных способах улучшения вкусовых и питательных свойств каши; побуждать детей к созданию собственных рецептов приготовления каши; способствовать формированию у детей интереса и готовности к соблюдению правил рационального питания, развивать внимание, творческие способности, умение работать в коллективе.

Материалы иоборудование: волшебный горшочек; поварской колпак;

6 цветных игровых полей; 30 цветных карточек с изображением продуктов;

6 карточек-образцов крупы (гречневой, манной, рисовой, овсяной, кукурузной, пшеничной).

Правила игры: Вигре могут участвовать 3–7 человек. Один из участников — водящий.Каждому игроку водящий раздает одинаковое количество игровых полей.Игрокам сообщают, что многие карточки имеют одинаковый рисунок, но отличаются цветом фона. Цвет карточки должен соответствовать цвету игрового поля. Водящий показывает карточку с изображением продукта, а игрок, которому нужна эта карточка должен объяснить ее необходимость. Побеждает тот, кто первым закроет все части своего игрового поля.Победитель становится шеф- поваром и с помощью игровых предметов проигрывает свой способ приготовления каши.

Ход игры: Водящий — шеф-повар, выбирается считалкой:

Сорока-ворона кашу варила,

Детям говорила:

«Кому колпак достанется,

Тот с кашею останется.

Вот бери горшочек,

Доставай один мешочек».

Он надевает на голову поварской колпак, берет в руки волшебный горшочек, в котором находятся цветные карточки с изображением продуктов, необходимых для приготовления различных каш и, вместе со всеми произносит волшебные слова: «Раз, два, три, горшочек, вари!».

Остальные игроки — поварята, будут варить разнообразные каши. Каждому игроку раздают одинаковое количество цветных игровых полей, разделенных на 6 частей, с изображением горшочка с кашей в одной части. Шеф-повар показывает карточку с изображением продуктов, а поварята выбирают, кому нужен этот продукт. Тот игрок, кому нужна эта карточка, должен объяснить ее необходимость для приготовления определенного вида каши. Если один из участников затрудняется в объяснении, ему помогают другие. Дети заполняют пустые части своих игровых полей. Цвет карточки, предложенный водящим, должен соответствовать цвету игрового поля.

Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою карточку необходимыми продуктами, то есть сварит кашу. Как только один из игроков, заполняет свою карточку, водящий останавливает игру словами: «Раз, два, три, горшочек, не вари!». Выигравший становится шеф-поваром и с помощью волшебного горшочка демонстрирует всем собственный рецепт приготовления каши.

Новый шеф-повар одевает на голову поварской колпак, берет в руки волшебный горшочек и помешивая в нем деревянной ложкой, произносит волшебные слова: «Раз, два, три, горшочек, вари!» Далее шеф-повар в определенной последовательности складывает в горшочек карточки со своего игрового поля, сопровождая свои действия необходимыми пояснениями.

Окончив варить кашу, шеф-повар «угощает» остальных игроков «сваренной кашей», а они должны не повторяясь, коротко охарактеризовать вкус каши.

По окончании игры дети все вместе произносят волшебные слова: «Раз, два, три, горшочек, не вари!»

Формирование культуры питания — это всегда сотрудничество педагогов и родителей. Чтобы результаты проводимой работы были более эффективными, педагоги активно привлекают родителей. Был организован клуб для родителей «Семейное кафе» (заседание которого проходит один раз в месяц), где проводилось анкетирование родителей; консультирование по интересующим их вопросам, а также родительское собрание «Здоровое питание — залог здоровья», на котором свои рекомендации по организации правильного рационального питания давали старшая медсестра, шеф-повар детского сада.

3ЭТАП — заключительная диагностика, обработка полученных результатов и разработка перспектив.

По результатам диагностики можно сказать, что у детей сформировались необходимые полезные знания, навыки и привычки, связанные с культурой питания и здоровым образом жизни. Дети научились различать вредные и полезные продукты, умеют сервировать стол, правильно вести себя при приеме пищи.

Коллектив нашего дошкольного учреждения работая по программе «Разговор о правильном питании» пришли к единодушному мнению, что это интересная, своевременная программа, которая позволит вырастить поколение, ориентированное на здоровый образ жизни, так как именно в дошкольном возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого.

Литература:

  1. Алямовская В. Г., Белая К..Ю, Зимонина В. Н. и др. Беседы о поведении ребенка за столом. -М.: ТЦ «Сфера», 2008
  2. Бабенкова Е. А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье.-М.; Вентана-Граф, 2004
  3. БезрукихМ.М., Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева «Разговор о правильном питании» -М.:Изд-во «ОЛМА-МЕДИА ГРУПП», 2008
  4. БезрукихМ.М, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева «Две недели в лагере здоровья» —М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2005
  5. Змановский Ю.Ф Воспитание детей здоровыми. -М.: 1989.
  6. Климович Ю. П.«Учимся правильно питаться» -Волгоград: Учитель, 2007
  7. Курочкина И. Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете»-М.: «Просвещение», 2007 г.
  8. Лопатина А., Скребцова М. Сказочный справочник здоровья. Для детей и родителей. — М.: Амрита-Русь, 2005
  9. Шалаева Г. П., Журавлева О. М., Сазонова О. Г. Правила поведения для воспитанных детей. — М.: Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо, 2006
  10. Организация рационального питания детей в ДОУ / сост. БеленоваГ.И., Павлова Т. А. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007
  11. С. А. Насонкина «Уроки этикета»-СПб.: Изд-во «Акцидент», 1998
Основные термины (генерируются автоматически): правильное питание, ребенок, волшебный горшочек, игровое поле, изображение продуктов, здоровый образ жизни, поварской колпак, детский сад, игрок, карточка.


Похожие статьи

Руководство по применению многофункциональной квест-игры...

Этапы работы по изготовлению квест-игры «Здоровое питание — это здорово!» 1 этап.

Глядя на карточки с изображением продуктов, задать детям наводящие вопросы, например

В нашем детском саду квест - игры проводятся с детьми старшего дошкольного возраста...

Правильное питание — залог здоровья дошкольника

От правильного питания во многом зависит состояние здоровья детей и полноценное развитие их организма.

Основные термины (генерируются автоматически): правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, детский сад, игрок, ребенок, колечко, содержание игры, ладонь соседа, правая рука

ребенок, здоровый образ жизни, детский сад, задача, дидактическая игра, здоровье, игра, игровое упражнение, орган чувств, здоровье...

Тематическое планирование в подготовительной группе на тему...

правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровое питание, правильное питание детей, время еды. Продукты функционального назначения в питании населения.

Комплексная картотека по лексической теме «Продукты питания»

Атрибуты: картинки продуктов. Ход игры:взрослый показывает картинку с продуктом, игроки называют блюдо, которое можно приготовить и по команде бегут к продуктовому столику, где лежат картинки с продуктами и посудой, и отбирают нужные.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс...

Проект «Азбука питания» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Цель проекта: Формирование у детей основ правильного питания, осознанного отношения к своему здоровью. Задачи проекта: – Расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека...

Формирование у школьников представлений о здоровом образе...

После детского сада поле общения ребенка расширяется: помимо семьи, спортивная

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей , воспитывающихся в кадетской...

Конспект занятия в подготовительной группе «Витамины для...»

Цель: вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье. Задачи: - учить детей различать витаминосодержащие продукты; - Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах. - рассказать детям, как витамины влияют на организм человека...

Похожие статьи

Руководство по применению многофункциональной квест-игры...

Этапы работы по изготовлению квест-игры «Здоровое питание — это здорово!» 1 этап.

Глядя на карточки с изображением продуктов, задать детям наводящие вопросы, например

В нашем детском саду квест - игры проводятся с детьми старшего дошкольного возраста...

Правильное питание — залог здоровья дошкольника

От правильного питания во многом зависит состояние здоровья детей и полноценное развитие их организма.

Основные термины (генерируются автоматически): правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, детский сад, игрок, ребенок, колечко, содержание игры, ладонь соседа, правая рука

ребенок, здоровый образ жизни, детский сад, задача, дидактическая игра, здоровье, игра, игровое упражнение, орган чувств, здоровье...

Тематическое планирование в подготовительной группе на тему...

правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровое питание, правильное питание детей, время еды. Продукты функционального назначения в питании населения.

Комплексная картотека по лексической теме «Продукты питания»

Атрибуты: картинки продуктов. Ход игры:взрослый показывает картинку с продуктом, игроки называют блюдо, которое можно приготовить и по команде бегут к продуктовому столику, где лежат картинки с продуктами и посудой, и отбирают нужные.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс...

Проект «Азбука питания» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Цель проекта: Формирование у детей основ правильного питания, осознанного отношения к своему здоровью. Задачи проекта: – Расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека...

Формирование у школьников представлений о здоровом образе...

После детского сада поле общения ребенка расширяется: помимо семьи, спортивная

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей , воспитывающихся в кадетской...

Конспект занятия в подготовительной группе «Витамины для...»

Цель: вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье. Задачи: - учить детей различать витаминосодержащие продукты; - Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах. - рассказать детям, как витамины влияют на организм человека...

Задать вопрос