Исследования мотивации студентов к учебному процессу на примере Московского государственного гуманитарного-экономического университета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 февраля, печатный экземпляр отправим 4 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 16.12.2019

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Виноградов А. В., Пономарева Г. Т. Исследования мотивации студентов к учебному процессу на примере Московского государственного гуманитарного-экономического университета // Молодой ученый. — 2019. — №50. — С. 418-423. — URL https://moluch.ru/archive/288/64841/ (дата обращения: 18.02.2020).



Для того чтобы все задачи, поставленные перед организацией, были достигнуты, недостаточно только набора квалифицированных кадров. Необходимо так организовать труд, чтобы каждый работник прилагал максимум усилий для выполнения поставленных задач. Для этого необходимо разработать эффективную систему экономического стимулирования, так как мотивация трудовой деятельности — это стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации.

Учебный процесс и система мотивации запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебных задач. Она определяется рядом факторов:

образовательным учреждением;

организацией образовательного процесса;

особенностями обучающегося;

особенностями педагога и системой отношения его к ученику;

спецификой учебного предмета.

Эволюция применения различных методов мотивации показала, как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, так как нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Стимулирование — это способ активизации работников, основанный на сопоставлении эффективности труда и вознаграждения. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.

Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации — это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Мотивы выполняют следующие функции:

Внутренние побуждения (личные потребности, ценностные ориентации работника, личные интересы).

Внешние побуждения (правовые нормы, общественные и коллективные ценности, стимулы, административное воздействие).

Каждый специалист предприятия (организации) должен быть профессионалом в своей области. Необходимо максимальная вовлеченность сотрудников в процесс повышения квалификации.

Процесс обучения сотрудников предприятия должен идти постоянно. Непрерывность процесса обучения достигается планированием обучения сотрудников и еженедельным проведением занятий с работниками каждого подразделения. Все сотрудники предприятия должны проходить обучение независимо от занимаемой должности и уровня подготовки. Итоги обучения учитываются в аттестации сотрудников.

Для повышения творческой активности инвалидов необходима разработка методов стимулирования труда.

Построение системы стимулирования труда должно проходить в несколько этапов, а именно:

  1. Выбор целевого критерия программы стимулирования трудовой деятельности.
  2. Исследование чувствительности сотрудников к различным видам мотивации.
  3. Выбор формы реализации наиболее влиятельных групп мотивов.
  4. Создание списка критериев эффективности труда персонала.
  5. Формирование конкретной программы стимулирования и ее внедрение.
  6. Оценка эффективности программы стимулирования и ее коррекция.
  7. Утверждение программы стимулирования.

Могут быть использованы материальные и нематериальные методы стимулирования труда.

Внедрение программы стимулирования труда позволит значительно улучшить результаты работы организации и повысить лояльность сотрудников. Система должна быть справедливой, сбалансированной и прозрачной, то есть понятной всем сотрудникам.

Стимулы должны быть адекватными и при их разработке следует учитывать множество факторов.

Были обследованы две учебных группы заочного обучения и очного обучения.

Результаты опроса студентов по поводу мотивации к учебному процессу представлен в таблицах 1–15.

Таблица 1

Студент заочного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

6,7

20

33,50

Овладение профессией

5,9

20

29,50

Увеличение дохода

7,4

10

74

Повышение в должности

9

10

90

Самоутверждение

6,3

10

63

Способы повышения мотивации:

  1. Четко поставленные цели
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Необычная форма обучения
  4. Творческий характер учебно-познавательной деятельности
  5. Эмоциональное воздействие

Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности студента они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера, которая включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.

Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивами: самоутверждение, престижность, необходимость достижения цели по овладению профессией, приобретению знаний и др.

Таблица 2

Студент заочного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

5,8

20

29

Обладание профессией

3,6

20

18

Получение диплома

6,4

10

64

Мировоззрение

3,9

10

39

Таблица 3

Студент заочного обучения

Название школы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

5,8

20

29

Овладение профессией

3,6

20

18

Получение регалий

6,4

10

64

Саморазвитие

6,2

10

62

Способ увеличения дохода

8

10

80

Таблица 4

Студент заочного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

5,8

20

29

Овладение профессией

3,6

20

18

Получение знаний

6,4

10

64

Творческая самореализация

3,2

10

32

Социальные навыки

3,8

10

38

Таблица № 5

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

8

20

40

Овладение профессией

9

20

45

Получение диплома

-

10

-

Увеличенные дохода

10

10

100

Повышение в должности

7

10

70

Самоутверждение

10

10

100

Быть в обществе

10

10

100

Быть более самостоятельным

10

10

100

Доказать, что я многое могу

10

10

100

Таблица 6

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

10

20

50

Овладение профессией

7

20

35

Получение диплома

-

10

-

Увеличенные дохода

8

10

80

Повышение в должности

5

10

50

Самоутверждение

10

10

100

Общение с людьми

10

10

100

Самореализация

10

10

100

Таблица 7

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

20

20

100

Овладение профессией

20

20

100

Получение диплома

-

10

-

Увеличенные дохода

10

10

100

Повышение в должности

10

10

100

Самоутверждение

5

10

50

Таблица 8

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

15

20

75

Овладение профессией

13

20

65

Получение диплома

-

10

-

Увеличенные дохода

2

10

20

Повышение в должности

0

10

0

Самоутверждение

10

10

100

Таблица 9

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

13

20

65

Овладение профессией

15

20

75

Получение диплома

-

10

-

Увеличенные дохода

0

10

0

Повышение в должности

0

10

0

Самоутверждение

5

10

50

Таблица 10

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

5

20

25

Овладение профессией

2

20

10

Получение диплома

-

10

-

Увеличенные дохода

4

10

40

Повышение в должности

-

10

-

Самоутверждение

1

10

10

Таблица 11

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

15

20

75

Овладение профессией

15

20

75

Получение диплома

10

10

100

Родители

10

10

100

Развитие во всех аспектах

10

10

100

Освобождение от воинской службы

10

10

100

Таблица 12

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

9

20

45

Овладение профессией

9

20

45

Получение диплома

5

10

50

Освобождение от воинской службы

-

10

-

Саморазвитие

9

10

90

Поступление в магистратуру

5

10

50

Денежные доходы

9

10

90

Таблица 13

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

7

20

35

Овладение профессией

10

20

50

Получение диплома

10

10

100

Освобождение от воинской службы

-

10

-

Социализация

10

10

100

Интеллектуальное развитее

9

10

90

Таблица 14

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

5

20

25

Овладение профессией

5

20

25

Получение диплома

10

10

100

Освобождение от воинской службы

-

10

-

Саморазвитие

10

10

100

Таблица 15

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

5

20

25

Овладение профессией

4

20

20

Получение диплома

4

10

40

Литература:

  1. Разработка программ стимулирования труда // Международный журнал «Молодой учёный» № 41 (227) октябрь 2018 г.
  2. Разработка методов стимулирования труда людей с ограниченными возможностями здоровья для повышения творческой активности // ДОРОГА ЗНАНИЙ № 3, 2018
  3. Пономарева Г. Т. Инвалиды на рынке труда // Монография. Казань Издательство «Бук» 2019.
  4. Пономарева Г. Т. История и современность развития вуза инклюзивного образования Педагогика высшей школы. Международный научный журнал. Казань 2018 № 2(12).
Основные термины (генерируются автоматически): приобретение знаний, максимальный балл, овладение профессией, очное обучение, получение диплома, таблица, студент, балл, заочное обучение, шкала.


Похожие статьи

Исследование учебной мотивации студентов | Статья в журнале...

– высоким баллом по шкале «Овладение профессией» означает, что мотивы учения внешние по отношению к учебной деятельности, что говорит о формальном отношении к учёбе

Данные результатов обследования приведены в таблице. Таблица 1. Изучение мотивации студентов.

Мотивация к обучению студентов Уральского государственного...

Таблица 1.

Группа шкал «Получение диплома и Получение знаний», а также «Получение диплома и Овладение профессией» имеют меньшее

Напрашивается вывод, что интерес и мотивация к обучению у студентов не всегда зависят от уровня оснащенности кафедры всем...

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе...

На этапе овладения профессией мотивация, связанная с интересом к данной профессии, выступает в качестве ресурса и предпосылки

В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии»...

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов...

Максимальная оценка по каждой дисциплине сто баллов, которые складываются из. Балльно-рейтинговая система как средство мотивации овладения профессиональным...

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая система оценки знаний и умений...

Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания...

Максимальная сумма баллов, которую студент может набрать за семестр по каждой дисциплине, МДК (разделу МДК) или отдельно по практике составляет 100 баллов. Итоговая оценка по результатам освоения дисциплины, МДК (разделу МДК) или практике выставляется...

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Знания оценивать в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по тому

Предложите студентам разработать критерии и форму оценивания своих знаний, форму

Мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и...

Роль рейтинговой системы оценки знаний студентов...

Ключевые слова: рейтинговая система оценки знаний; рейтинговые баллы. Обучение в медицинском Вузе не должно происходить как передача определенных знаний от преподавателя к студенту, студенту нужно стремиться к самостоятельному поиску нужной информации.

Мотивация учебной деятельности студентов учреждений СПО

Для определения уровня мотивации студентов к обучению использовала методику Т. И. Ильиной «Мотивация

[1, с. 433] Данная методика содержит 3 шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией»...

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности...

Согласно полученных результатов, у студентов гуманитарных специальностей наибольшее количество баллов получила группа мотивов «Получение диплома», что свидетельствует о преобладании внешних мотивов учебной деятельности, тогда как у студентов первого курса...

Балльно-рейтинговая система оценки компетентности студентов...

Однако не все студенты ориентированы на максимальный балл. Многие из них, набрав минимальное количество баллов, необходимое для сдачи зачета

− Отсутствие единства вузов в выборе системы оценки знаний студентов. Используются различные схемы оценки знаний...

Похожие статьи

Исследование учебной мотивации студентов | Статья в журнале...

– высоким баллом по шкале «Овладение профессией» означает, что мотивы учения внешние по отношению к учебной деятельности, что говорит о формальном отношении к учёбе

Данные результатов обследования приведены в таблице. Таблица 1. Изучение мотивации студентов.

Мотивация к обучению студентов Уральского государственного...

Таблица 1.

Группа шкал «Получение диплома и Получение знаний», а также «Получение диплома и Овладение профессией» имеют меньшее

Напрашивается вывод, что интерес и мотивация к обучению у студентов не всегда зависят от уровня оснащенности кафедры всем...

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе...

На этапе овладения профессией мотивация, связанная с интересом к данной профессии, выступает в качестве ресурса и предпосылки

В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии»...

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов...

Максимальная оценка по каждой дисциплине сто баллов, которые складываются из. Балльно-рейтинговая система как средство мотивации овладения профессиональным...

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая система оценки знаний и умений...

Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания...

Максимальная сумма баллов, которую студент может набрать за семестр по каждой дисциплине, МДК (разделу МДК) или отдельно по практике составляет 100 баллов. Итоговая оценка по результатам освоения дисциплины, МДК (разделу МДК) или практике выставляется...

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Знания оценивать в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по тому

Предложите студентам разработать критерии и форму оценивания своих знаний, форму

Мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и...

Роль рейтинговой системы оценки знаний студентов...

Ключевые слова: рейтинговая система оценки знаний; рейтинговые баллы. Обучение в медицинском Вузе не должно происходить как передача определенных знаний от преподавателя к студенту, студенту нужно стремиться к самостоятельному поиску нужной информации.

Мотивация учебной деятельности студентов учреждений СПО

Для определения уровня мотивации студентов к обучению использовала методику Т. И. Ильиной «Мотивация

[1, с. 433] Данная методика содержит 3 шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией»...

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности...

Согласно полученных результатов, у студентов гуманитарных специальностей наибольшее количество баллов получила группа мотивов «Получение диплома», что свидетельствует о преобладании внешних мотивов учебной деятельности, тогда как у студентов первого курса...

Балльно-рейтинговая система оценки компетентности студентов...

Однако не все студенты ориентированы на максимальный балл. Многие из них, набрав минимальное количество баллов, необходимое для сдачи зачета

− Отсутствие единства вузов в выборе системы оценки знаний студентов. Используются различные схемы оценки знаний...

Задать вопрос