Направления совершенствования и инновационного развития учебного процесса в вузе инклюзивного образования МГГЭУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 16.12.2019

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Пономарева, Г. Т. Направления совершенствования и инновационного развития учебного процесса в вузе инклюзивного образования МГГЭУ / Г. Т. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 370-371. — URL: https://moluch.ru/archive/288/64840/ (дата обращения: 19.04.2024).



1. В настоящее время система образования во многих учебных заведениях не приспособлена для инвалидов. Комплекс мер включает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и обучение самих педагогов и других учащихся взаимодействию с инвалидами. Необходима разработка специальных программ, направленных на ускорение процесса адаптации лиц с поражением опорно-двигательной системы.

Вузы также должны пройти общественную и экономическую оценку на предмет их приспособленности к нуждам данной категории студентов. Следует обратить особое внимание на проведение реабилитационной работы с инвалидами во всех учебных заведениях, где учатся инвалиды.

При лицензировании высших учебных заведений необходимо учитывать их подготовку к обучению будущих специалистов с инвалидностью, а также наличие подготовленных преподавателей.

2. Для того, чтобы развитие вуза шло успешно и динамично, необходимо совершенствовать учебный процесс.

Значительная часть трудностей в обучении и реабилитации инвалидов связана с дефицитом квалифицированных кадров. Не каждый педагог обладает компетенциями, необходимыми для работы с инвалидами. В связи с чем в аспирантуре необходимо изменить частично содержание читаемых курсов и выпускную квалификационную работу выполнять по проблемам инвалидов. Некоторые преподаватели считывают текст лекций с компьютера. Студент часть текста записывает, кто может. Между преподавателем и студентами нет контакта, нет общения. Получается, что преподаватель лишнее звено. Студент и сам может заглянуть в компьютер. Нужна активизация учебного процесса и соответствующая наполняемость групп.

3. В рамках обновления содержания образования необходимо усилить экономико-математическую составляющую подготовки будущих экономистов. Математические методы в выпускной квалификационной работе не используются, так как математическая подготовка студентов недостаточна. Учебные курсы по математике должны иметь адресную направленность для экономистов.

Научный руководитель выпускной квалификационной работы должен привлекать консультанта при проведении расчетов в работе по направлению исследования.

При выполнении выпускной квалификационной работы необходимо привлекать преподавателей с других факультетов, когда тема находится на стыке двух дисциплин.

4. Следует в учебном плане увеличить количество дисциплин по выбору. Выбирая дисциплины, студент осознанно реализует свои интересы, углубляет специализацию в избранном направлении.

5. Неблагополучно обстоят дела с самостоятельной работой студентов. Из-за большой аудиторной нагрузки уменьшается время на самостоятельную работу студентов. Необходимо научить студентов самостоятельно мыслить. Заниматься научной работой невозможно посредством только лекций и семинаров, необходима работа в библиотеке. Отдельные разделы курсов должны предлагаться студентам на самостоятельное изучение с последующим контролем.

6. Меняя структуру и содержание образования, необходимо менять его технологию. Следует использовать в учебном процессе активные методы обучения: деловые игры, блиц игры, разбор ситуаций, кейсы, мозговой штурм, а также компьютерные технологии. Следует перейти от педагогики вещания к педагогике сотрудничества. Совместный поиск истины наиболее эффективен в проблемном обучении. Хорошо зарекомендовали себя учебные пособия до 50 страниц, которыми удобно пользоваться при подготовке к зачетам и экзаменам, а также рабочие тетради по дисциплинам.

7. Качество усвоения студентами учебного материала, качество приобретённого опыта, качество деятельности, которую может осуществлять студент в результате обучения, можно характеризовать как этапы усвоения. Студент приобретает компетенции, умения и навыки, а также определенный уровень творчества что свидетельствует о развитом человеческом сознании. Студент обучен самостоятельно добывать необходимые знания и умения и принимать решения в условиях недостатка информации.

8. Критерии эффективности обучения студентов заключаются в способности к самостоятельной познавательной деятельности, умении использовать полученные знания в процессе работы и послевузовском обучении.

Эти критерии вызывают необходимость изменения содержательного аспекта курсов, более углубленного освоения предусмотренных учебным планом компетенций, активизации познавательной деятельности студентов.

9. В связи с недостатком учебных площадей целесообразно организовать “Базовую кафедру” для реализации практической направленности учебного процесса.

Задачей “Базовой кафедры” является построение учебного процесса в максимально практической плоскости, позволяющий сформировать у будущих специалистов профессиональные компетенции создавать и внедрять инновации в области экономики.

Во время получения образования студентам необходимо содействие в адаптации к рабочей среде, для достижения указанной цели на постоянной основе должны быть организованы практики. Появится возможность для стажировки на базе компаний, корпораций, фирм, министерств и ведомств и т. д.

В предлагаемой программе обучения не менее 40 % дисциплин студенты могут изучать по выбору в зависимости от их научных и профессиональных интересов.

Подобная практика реализуется ведущими ВУЗами страны, и будет востребована абитуриентами в новом учебном году. Российские ВУЗы открывают “Базовые кафедры” для подготовки специалистов определенной направленности непосредственно на предприятиях и в научных организациях.

Решение указанных проблем расширит возможности ВУЗа и обновит его образовательную деятельность.

Базовая кафедра предполагает отраслевую привязку университета к предприятиям и организациям.

Так, Центр занятости молодёжи может предоставить возможность готовить специалистов по содействию занятости населения, что жизненно необходимо для студентов инвалидов. Например, специалисты по подбору персонала смогут заниматься сопровождением работника в процессе адаптации в течение срока испытания на рабочем месте. Специалист по содействию занятости инвалидов, обращающихся в службы занятости сможет формировать базу данных о вакансиях.

Литература:

  1. Пономарева Г. Т. Инвалиды на рынке труда. Монография. Бук, Казань. 2019 г C. 78.
  2. Пономарева Г. Т. История и современность развития ВУЗа инклюзивного образования // Педагогика высшей школы. Международный научный журнал. 2018. — № 2. — С. 1–3.
  3. Пономарева Г. Т. Инклюзивное образование в России // Педагогика высшей школы. Международный научный журнал. — 2017. № 2.
  4. Пономарева Г. Т. Роль инклюзивного образования в МГГЭУ: двадцатипятилетний опыт и перспективы развития экономического факультета // Человек. Инклюзия. Общество -2015, № 1 — C. 72–76.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, выпускная квалификационная работа, студент, дисциплина, инвалид, преподаватель, самостоятельная работа студентов.


Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Самостоятельная работа учащихся отличается от других учебных занятий тем, что

самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с

Преподавателям-руководителям курсовых и дипломных работ не раз приходилось...

Особенности организации самостоятельной работы студентов...

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа способствует: углублению и расширению знаний студентов...

Самостоятельная работа как средство формирования...

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, умение, студент, самостоятельная работа студентов, учебный план

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное...

Организация самостоятельной работы студентов в колледже

Организация самостоятельной работы студентов при... Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их. Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Активизация самостоятельной работы студентов (из опыта...)

Важнейшей задачей среднего медицинского образования является повышение эффективности и качества подготовки специалистов для здравоохранения. Выпускник медицинского колледжа должен быть конкурентоспособным специалистом...

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

Усиление роли самостоятельной учебной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного

Самостоятельная работа в вузе, как совокупность всей самостоятельной деятельности студентов, должна реализовываться [5...

Организация самостоятельной работы студентов при...

Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных...

Методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной...

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа и ее методическое

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной...

Самостоятельная работа студентов — всесторонне...

Основная идея управления процессом самостоятельной работы студентов — это необходимость организовать этот процесс таким образом, чтобы студенты выполняли задания и путем самостоятельного поиска овладевали методами научного познания.

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Самостоятельная работа учащихся отличается от других учебных занятий тем, что

самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с

Преподавателям-руководителям курсовых и дипломных работ не раз приходилось...

Особенности организации самостоятельной работы студентов...

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа способствует: углублению и расширению знаний студентов...

Самостоятельная работа как средство формирования...

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, умение, студент, самостоятельная работа студентов, учебный план

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное...

Организация самостоятельной работы студентов в колледже

Организация самостоятельной работы студентов при... Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их. Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Активизация самостоятельной работы студентов (из опыта...)

Важнейшей задачей среднего медицинского образования является повышение эффективности и качества подготовки специалистов для здравоохранения. Выпускник медицинского колледжа должен быть конкурентоспособным специалистом...

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

Усиление роли самостоятельной учебной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного

Самостоятельная работа в вузе, как совокупность всей самостоятельной деятельности студентов, должна реализовываться [5...

Организация самостоятельной работы студентов при...

Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных...

Методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной...

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа и ее методическое

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной...

Самостоятельная работа студентов — всесторонне...

Основная идея управления процессом самостоятельной работы студентов — это необходимость организовать этот процесс таким образом, чтобы студенты выполняли задания и путем самостоятельного поиска овладевали методами научного познания.

Задать вопрос