Инструменты повышения стоимости бизнеса. Российский и зарубежный опыт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 09.12.2019

Статья просмотрена: 293 раза

Библиографическое описание:

Драганюк, А. Д. Инструменты повышения стоимости бизнеса. Российский и зарубежный опыт / А. Д. Драганюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64991/ (дата обращения: 12.08.2020).



В статье рассматривается понятие «стоимость компании» и способы ее управления. Управление стоимостью компании является многогранным процессом. В ходе данного исследования были рассмотрены основные способы достижения повышения стоимости компании. Также были отображены российские и зарубежные особенности этого процесса.

Ключевые слова: рыночная капитализация, стоимость, актив, оценка, эффективность деятельности, управление стоимостью.

По своей сущности главной целью формирования и работы любого бизнеса предстает извлечение прибыли в максимальном объеме. Но при этом для долгосрочной перспективы развития предприятия требуется и постановка иных задач. Среди них особое внимание привлекает капитализация компании и увеличение ее стоимости наряду с эффективностью механизмов, действующих в ее рамках.

Под стоимостью компании понимается приведенная стоимость ожидаемых денежных потоков как от установленных активов, так и от будущего роста, дисконтированных по ставке привлечения капитала.

Увеличение стоимости бизнеса возможно благодаря росту денежных потоков от установленных активов, увеличению ожидаемого роста и его длительности, а также понижению ставки привлечения капитала. Иными словами, для создания стоимости, действие должно увенчаться одним из следующих результатов:

− увеличение денежных потоков, создаваемых имеющимися инвестициями;

− обеспечение превышения средневзвешенных затрат на капитал рентабельностью каких-либо инвестиций;

− ускорение темпов роста до момента превышения рентабельностью новых инвестиций средневзвешенных затрат на капитал;

− снижение стоимости привлечения капитала.

В числе наиболее популярных способов можно назвать налоговую оптимизацию и снижение капитальных затрат.

В рамках первого способа происходит рост денежных потоков от имеющихся инвестиций, что приводит к повышению рентабельности капитала, который вложен в существующие активы.

Будучи приведенной стоимостью денежных потоков после уплаты налогов, стоимость предприятия увеличивается при любом действии, снижающем налоговое бремя фирмы на имеющемся уровне операционного дохода.

В Российской Федерации налоговый кодекс многими своими положениями сокращает гибкость предприятия, но при этом оставляет и возможности снижения налогового бремени. Например, для транснациональных предприятий, создающих прибыль на различных рынках, есть возможность перемещения дохода в области, где налоги более низкие. Решению этой проблемы также способствуют оффшорные зоны.

Под чистыми капитальными затратами понимается разница между капитальными затратами и износом. Представляя собой денежный отток, они способствуют снижению денежных потоков предприятия. Одна часть капитальных затрат призвана обеспечить рост в будущем, а другая поддерживает имеющиеся активы.

При возможности снижения фирмой чистых капитальных затрат по существующим активам ее стоимость может возрасти. Но несмотря на это необходим компромисс в соотношении затрат на поддержание капитала и срока эксплуатации имеющихся активов. При отсутствии каких-либо капитальных затрат после уплаты налогов денежные потоки возрастут, однако для этих активов будет характерен более короткий срок эксплуатации. Вследствие этого возможна потеря стоимости фирмы при быстром исчерпывании активов.

В числе других способов сокращения неденежного оборотного капитала и быстрого роста стоимости предприятия можно упомянуть следующие.

Рост стоимости и денежных потоков возможен за счет уменьшения неденежного оборотного капитала как процента от выручки. Неденежный оборотный капитал подразумевает под собой разницу между неденежными текущими активами и дебиторской задолженностью и недолговой частью текущих пассивов.

Инвестированные в неденежный оборотный капитал средства невозможно использовать в других целях, поскольку это увеличит денежный отток и собственно денежный поток. Однако эффективность данной схемы обусловлена отсутствием любых негативных последствий в отношении роста и операционного дохода.

Повысить стоимость фирмы можно и при помощи увеличения ожидаемого роста. Высокая стоимость для фирмы с низкими денежными потоками возможна только при ее способности к быстрому росту. Ускорение темпов роста может быть обусловлено либо наращиванием реинвестиций, либо увеличенным доходом на капитал.

При этом нельзя упускать из виду тот факт, что за ускоренным ростом последует увеличение стоимости, поскольку возможна нейтрализация ускоренного роста изменениями в других областях. К примеру, повышение коэффициента реинвестиций вызывает ускорение ожидаемого роста, но при понижении денежных потоков, которые снижаются реинвестициями. Следовательно, выходом будет являться поиск «золотой середины» между положительными и отрицательными эффектами реинвестиций.

Увеличение периода быстрого роста является еще одним способом. Ни одно предприятие не в состоянии получать сверхдоходы на конкурентном рынке на протяжении какого-либо периода, поскольку бизнес с избыточными доходами привлечет конкурентов. Исходя из этого видятся логичными какие-либо барьеры на вход для увеличения периода быстрого роста.

Иными словами, повышение стоимости фирмы возможно при наращивании имеющихся барьеров на вход либо при формировании новых. Это говорит об обладании фирмой некими конкурентными преимуществами — более ценными брендами, эксклюзивными правами, патентами, лицензиями и т. д.

Барьером на вход могут стать и преимущества в издержках. В качестве основных направлений можно назвать снижение от масштабов производства, владение или право распоряжения эксклюзивными правами на систему распределения, наличие доступа к недорогому труду и т. д.

Заключительным способом увеличения стоимости считается снижение издержек финансирования. С течением времени происходит дисконтирование созданных денежных потоков по стоимости привлечения капитала. Если предположить нахождение денежных потоков на стабильном уровне, то увеличение стоимости фирмы возможно при снижении стоимости привлечения капитала.

Снижение стоимости финансирования возможно несколькими способами. Первый состоит в снижении операционных рисков предприятия. Операционный риск представляет собой прямую функцию видов товаров и услуг, предоставляемых фирмой, а также степень их дискреционности для потребителя. Снижение собственного операционного риска для фирмы возможно через снижение степени дискреционности своих товаров и услуг.

Второй способ заключается в снижении операционного рычага, которым измеряется доля постоянных издержек предприятия. Высокая доля постоянных издержек при прочих равных условиях вызывает повышенную изменчивость прибыли и повышенную стоимость привлечения капитала.

Третий способ снижения издержек финансирования базируется на изменении сочетания элементов финансирования. Собственный капитал всегда дороже долга. Необходима постоянная взвешенность данной выгоды касаемо дополнительного риска банкротства, что вызывается получением кредита. Если фирма берет больший долг, то чистый эффект продемонстрирует уменьшение или увеличение стоимости привлечения капитала.

Нельзя упускать из виду тот факт, что при снижении стоимости капитала возможен рост стоимости предприятия лишь при условии неопределения операционных денежных потоков повышенным долговым коэффициентом.

Комплексы действий по увеличению стоимости фирмы могут быть классифицированы в соответствии со следующими критериями.

В основе первого способа лежит решение вопроса о влиянии действий на денежные потоки по принятым активам на собственно рост, продолжительность его периода и стоимость привлечения капитала.

Второй способ классификации основывается на группировке действий, однозначно создающих стоимость, а также мер, создающих стоимость при определенных условиях. Вторая группа объединяет большее количество действий, вследствие чего создание стоимости считается довольно сложным процессом с вероятностью принесения нулевого результата. К примеру, увеличение прибыли за счет смены ценовой стратегии может не состояться в случае реагирования конкурентов в этой же области.

Третий способ подразумевает разрешение вопроса о скорости увеличения стоимости определенными действиями. Значительная часть мер увеличивает стоимость на протяжении длительного периода и не оказывают своего влияния одномоментно, что составляет существенную проблему, равно как и малая контролируемость упомянутых мер.

Что касается современной России, то специалистами отмечается наращивание процесса разделения функций владения и управления собственностью. Собственники фирм отходят от оперативного управления ими. Инвесторами предпринимаются попытки по диверсификации собственных вложений. Это обусловлено тем, что они стремятся к минимизации своих рисков, а также наращиванию отдачи от базовых активов, что вызывает образование свободных денежных потоков, которые необходимо адекватно инвестировать.

В этих условиях основной доход собственник получает не в виде заработной платы, а в виде роста рыночной стоимости активов, принадлежащих ему. Помимо этого, финансовые инвесторы, составляющие большую часть инвестиционного сообщества, воспринимают любые виды вложений лишь в качестве финансовых операций. Они занимаются инвестированием в активы, чтобы продать их через определенное время и получить максимальную выгоду. Это обуславливает рост потребности в совершенствовании способов и методов управления рыночной стоимостью бизнеса.

Рыночная стоимость может максимально вырасти лишь при заинтересованности в этом и менеджмента фирмы, а не только собственников. По этой причине интересы менеджеров должны быть учтены в рамках инструментария управления стоимостью фирмы. Успешное управление рыночной стоимостью фирмы возможно при соблюдении баланса интересов как акционеров, так и менеджеров фирмы.

Уникальность России заключается еще в том, что бизнес в ней организован специфически, имеет особые черты управления стоимостью предприятия. Речь идет о:

 неформальных связях между собственниками и менеджерами хозяйствующих субъектов;

 воздействии на управленческие решения органов государственного управления федерального, регионального и отраслевого уровней;

 возможности принятия силовых решений как партнерами по бизнесу, так и органами государственного управления;

 отсутствии законодательных процедур, позволяющих гарантировать защиту собственности и бизнеса;

 становлении класса собственников, рассматривающих свой бизнес как долговременный.

Российская специфика организации бизнеса главным образом состоит в наличии неформальных связей субъектов хозяйствования и принятии решений в рамках специфики отношений собственников и менеджеров предприятия. При этом невозможно полновесное использование зарубежных подходов и методов оценки, что вызывает необходимость определенных научных изысканий и организации практической работы для синтезирования зарубежных и отечественных научных идей.

Видится необходимым расширение арсенала инструментов аналитики, которые могли бы осуществлять как оценку стоимости бизнеса, так и управление процессами наращивания стоимости. В основе общепринятых методов управления стоимостью, как правило, лежит регулярная оценка стоимости бизнеса, на основе которой принимаются управленческие решения. При этом процесс управления довольно сложен и дорогостоящ. Специалисты видят нужду в инструментарии, который не основан на регулярной оценке стоимости и при этом позволяет проводить мероприятия по наращиванию ее стоимости.

Множество имеющихся методов способны выявлять и диагностировать проблемы, однако, адекватно воздействовать на факторы стоимости они не в состоянии, так как их реализация не акцентируется. Помимо этого, критерии принятия управленческих решений должны постоянно уточнятся в связи с меняющимися условиями функционирования предприятия.

Таким образом, в основе инструментария повышения рыночной стоимости фирмы должна лежать оценка изменения баланса интересов и внутренней стоимости бизнеса. Результаты оценки должны приводить к претворению в жизнь в первую очередь тех решений и мероприятий, которые способствуют улучшению баланса интересов. В этом и состоит сущность управления стоимостью и перспективы ее повышения.

Литература:

  1. Вечканов А. С., Мезенина Е. А., Чернова И. С. Стратегии роста стоимости бизнеса // Экономические науки. — 2017. — № 63–1. URL https://novainfo.ru/article/12200
  2. Дерюгин С. В. Способы увеличения стоимости компании // Российское предпринимательство. — 2009. — Том 10. — № 2. — С. 78–82. URL https://creativeconomy.ru/lib/3347
  3. Новиков А. В., Новикова И. Я. Финансовые инструменты создания стоимости компании // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2012. — № 8 (131). — С. 39–52. URL https://cyberleninka.ru/article/n/finansovye-instrumenty-sozdaniya-stoimosti-kompanii
  4. Тонких А. С., Ионов А. В. Управление рыночной стоимостью: новый взгляд. URL https://www.cfin.ru/management/finance/cost/balance.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): поток, актив, неденежный оборотный капитал, быстрый рост, затрата, ожидаемый рост, стоимость, управление стоимостью, государственное управление, денежный отток.


Похожие статьи

Статистический анализ денежных потоков и стоимостных...

Поскольку управление денежными потоками напрямую влияет на итоговую стоимость бизнеса, корреляционный анализ может существенно облегчить задачу выбора стратегий и подходов управления стоимостью. Он позволяет выявить перспективные механизмы...

Возможности использования модели прогнозирования денежных...

где PV — текущая стоимость компании; CF — денежный поток; FV — стоимость активов в постпрогнозный период; R — ставка дисконтирования; n– количество лет прогнозирования. Метод дисконтирования денежных потоков наиболее актуален, что подтверждено практикой...

Методы управления денежными потоками на предприятиях...

В статье подробно рассматриваются методы управления денежными потоками, с акцентом на предприятия транспорта, так как высокая конкуренция и предъявляемые рынком требования заставляют транспортные компании искать возможности для снижения финансовых затрат.

Расчет собственного оборотного капитала и учет его...

В зарубежной и отечественной литературе по оценке бизнеса значительное внимание уделяется раскрытию сущности и содержания доходного подхода, который чаще других подходов применяется в оценке рыночной стоимости предприятия.

Управление денежными потоками предприятия

Управление денежными потоками можно разделить на основные этапы

Дефицитный денежный поток снижает ликвидность и платежеспособность предприятия, повышает рост

Управление денежными потоками — это немаловажная составляющая ускорения оборота...

Методические положения предпроектного анализа...

Следует доказать, что денежные потоки проекта будут больше денежных оттоков, как минимум, с заданным (требуемым) уровнем

Этот элемент отражает величину неденежных расходов организации. Под неденежными расходами или доходами понимают такие элементы...

Управление оборотными активами организации | Молодой ученый

Управление оборотными активами организации связано с выявленными особенностями

Фундаментом управления оборачиваемостью оборотными активами и выбора конкретных

«Управление оборотными активами и капиталом — это процесс разработки стратегии и...

Оптимизация денежных средств на предприятии | Молодой ученый

Денежный поток организации — это движение денежных средств, т. е. их поступление (приток) и использование (отток) за определенный

При дефиците денежного потока — это снижение ликвидности и платежеспособности предприятия, рост кредиторской задолженности, рост...

Денежные потоки организации и их отражение в российской...

Понятие «денежный поток» организации включает в свой состав многочисленные виды потоков, обслуживающих ее хозяйственную деятельность, поэтому для эффективного управления денежными потоками необходимо понимать их классификацию.

К вопросу об управлении оборотными активами предприятия

Статья посвящена оборотным активам предприятия и вопросу управления ими. Анализируются определения и основные подходы к изучению оборотных активов, приводятся классификации.

Похожие статьи

Статистический анализ денежных потоков и стоимостных...

Поскольку управление денежными потоками напрямую влияет на итоговую стоимость бизнеса, корреляционный анализ может существенно облегчить задачу выбора стратегий и подходов управления стоимостью. Он позволяет выявить перспективные механизмы...

Возможности использования модели прогнозирования денежных...

где PV — текущая стоимость компании; CF — денежный поток; FV — стоимость активов в постпрогнозный период; R — ставка дисконтирования; n– количество лет прогнозирования. Метод дисконтирования денежных потоков наиболее актуален, что подтверждено практикой...

Методы управления денежными потоками на предприятиях...

В статье подробно рассматриваются методы управления денежными потоками, с акцентом на предприятия транспорта, так как высокая конкуренция и предъявляемые рынком требования заставляют транспортные компании искать возможности для снижения финансовых затрат.

Расчет собственного оборотного капитала и учет его...

В зарубежной и отечественной литературе по оценке бизнеса значительное внимание уделяется раскрытию сущности и содержания доходного подхода, который чаще других подходов применяется в оценке рыночной стоимости предприятия.

Управление денежными потоками предприятия

Управление денежными потоками можно разделить на основные этапы

Дефицитный денежный поток снижает ликвидность и платежеспособность предприятия, повышает рост

Управление денежными потоками — это немаловажная составляющая ускорения оборота...

Методические положения предпроектного анализа...

Следует доказать, что денежные потоки проекта будут больше денежных оттоков, как минимум, с заданным (требуемым) уровнем

Этот элемент отражает величину неденежных расходов организации. Под неденежными расходами или доходами понимают такие элементы...

Управление оборотными активами организации | Молодой ученый

Управление оборотными активами организации связано с выявленными особенностями

Фундаментом управления оборачиваемостью оборотными активами и выбора конкретных

«Управление оборотными активами и капиталом — это процесс разработки стратегии и...

Оптимизация денежных средств на предприятии | Молодой ученый

Денежный поток организации — это движение денежных средств, т. е. их поступление (приток) и использование (отток) за определенный

При дефиците денежного потока — это снижение ликвидности и платежеспособности предприятия, рост кредиторской задолженности, рост...

Денежные потоки организации и их отражение в российской...

Понятие «денежный поток» организации включает в свой состав многочисленные виды потоков, обслуживающих ее хозяйственную деятельность, поэтому для эффективного управления денежными потоками необходимо понимать их классификацию.

К вопросу об управлении оборотными активами предприятия

Статья посвящена оборотным активам предприятия и вопросу управления ими. Анализируются определения и основные подходы к изучению оборотных активов, приводятся классификации.

Задать вопрос