Диагностика самооценки как компонента личности младших школьников с ОВЗ в аспекте их комплексного сопровождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 09.12.2019

Статья просмотрена: 1533 раза

Библиографическое описание:

Куракина, Е. П. Диагностика самооценки как компонента личности младших школьников с ОВЗ в аспекте их комплексного сопровождения / Е. П. Куракина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 555-557. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64953/ (дата обращения: 18.04.2024).



В настоящее время значительное место в исследованиях занимает проблема формирования самосознания, воспитания личности. Ключевыми элементами, входящими в понятие самосознания, являются самоконтроль, саморегуляция, самочувствие, самопознание, самокритичность, самооценка.

Анализ исследований показал, что проблема формирования самооценки обсуждается в более общей проблеме воспитания самосознания. Одной из центральных задач воспитания является формирование самосознания, понимания того, кто «Я» и какое место занимаю в обществе, осознание себя как индивидуальности, а так же как участника социальных отношений. Развитие самосознания является необходимым условием того, чтобы ребёнок стал полноправным членом общества.

В последние годы идея об определяющей роли активности личности в собственном развитии стала в педагогике общепризнанной. В настоящее время центром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок.

В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований, посвященных анализу проблемы формирования самооценки в дошкольном возрасте, это работы Л. М. Фридмана, JI. B. Ковинько, Е. Е. Даниловой, А. А. Люблинской, Е. И. Рогова, Г. М. Бреслава, К. М. Гуревича, Р. Бернса. Самооценка, являясь звеном «Я — концепции», входит в структуру личности в качестве оценочного компонента. Самооценка представляет собой сложное психологическое образование и не может быть изолирована от всех других проявлений психической жизни человека.

В связи с вышеизложенным проблема исследования состоит в поиске оптимальных путей и средств эффективного формирования самооценки дошкольников в процессе контроля их учебной деятельности.

Важность решения поставленной проблемы доказывает необходимость, поиска возможных путей формирования самооценки дошкольника.

В связи ранее сказанной информацией были определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать в теории и на практике состояние проблемы формирования самооценки, раскрыть особенности самооценки дошкольников.
  2. Изучить динамику развития самооценки в дошкольном возрасте в процессе обучения учащихся.
  3. Теоретически обосновать педагогическую систему формирования самооценки дошкольников в процессе учебной деятельности.
  4. Выявить и обосновать комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающий эффективное функционирование данной системы.

У детей с интеллектуальной недостаточностью самооценка своеобразная, это проявляется в отставании её формирования от нормы, она отличается своей упрощённостью, неустойчивостью, противоречивостью самооценочных суждений.

Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ЗПР младшего школьного возраста. Сам возрастной период накладывает оригинальный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка. Школьная успеваемость и оценки учителя является одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, поэтому дети с ЗПР, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска.

У младших школьников с ЗПР, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий.

Анализируя научную литературу, можно утверждать, что дети, имеющие задержку психического развития, показывают особенности самооценки, которые обусловлены спецификой психического развития, что развитие самооценки у таких детей происходит с задержкой и отклонениями.

Общими проявлениями несформированности самооценки у младших школьников с ЗПР являются: низкая самооценка, что в основном отражает оценивание школьников взрослыми, сформирован низкий уровень притязаний, характерны неуверенность в себе, завышение своих возможностей, низкая критичность, стереотипность ответов.

Для диагностики самооценки было использовано три методики:

  1. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна
  2. Тест «Лесенка» В. Г. Щур
  3. Экспресс-диагностика уровня самооценки. Фетискин Н. П., Козлов В. В..

Преимущества выбранных методик состоят в том, что:

– Они позволяют выявить особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития

– они не требуют много времени для проведения, а также, в основном имеют количественные показатели для обработки.

– методики не требуют специального оборудования для проведения, они доступны и понятны.

  1. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна — тест предназначен для исследования уровня самооценки. Основным содержанием диагностической процедуры является оценка качеств и сторон личности черточкой.

Цель: выявить уровень самооценки младших школьников с задержкой психического развития.

  1. Тест «Лесенка» В. Г. Щур

Цель: определить особенности самооценки ребенка и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

  1. Экспресс-диагностика уровня самооценки. Фетискин Н. П., Козлов В. В.

Цель: быстрая диагностика уровня самооценки.

У младших школьников с ЗПР, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий.

Общими проявлениями несформированности самооценки у младших школьников с ЗПР являются: низкая частично дифференцированная самооценка, что в основном отражает оценивание школьников взрослыми, сформирован низкий уровень притязаний, характерны неуверенность в себе, завышение своих возможностей, низкая критичность и стереотипность ответов.

По итогам эксперимента мы пришли к выводу, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР самооценка неадекватна (заниженная или завышенная). Таким образом, проведённое исследование подтвердило то, что самооценка младшего школьника с ЗПР имеет свои особенности, а именно:

– у младших школьников с ЗПР самооценка чаще завышенная или заниженная, это доказывает то, что в этом возрасте задержка психического развития отрицательно влияет на уровень ее адекватности и замедляет процесс становления самооценки.

При этом, развитие и коррекция самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР обусловлено многими внешними и внутренними факторами, главными являются уровень общего развития школьника и восприятие его окружающими людьми. Для развития адекватной самооценки важно воспитание полноценной социально активной личности, способной к самовыражению.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. Питер. 2001. — 288 стр. (3-е издание) Серия «Мастера психологии»
  2. Бачина О. В. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики: Учеб.пособие / О. В. Бачина, Н. Н. Иванова. — Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 126 с. С. 60–62.
  3. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская. — М. Изд-во УРАО, 2009. — 147 с.
  4. Битянова М. Р., Беглова Т. В. Управление деятельностью психолога в образовательном учреждении //Библиотека журнала Директор школы — 2010.-№ 8
  5. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие / Л. Н. Блинова. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. — 136 с.
  6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 454 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, младший школьный возраст, самооценка, дошкольный возраст, методика измерения самооценки, общее проявление несформированности самооценки, особенность самооценки, оценивание школьников, стереотипность ответов, учебная деятельность.


Похожие статьи

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются специфические особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте, проанализированы

Ключевые слова: самооценка, младший школьный возраст, диагностика, рекомендации. На современном этапе развития системы образования в...

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным формированием самооценки. Это обусловлено тем фактором, что ребенок начинает активно включаться в общественно значимую и оцениваемую деятельность. В настоящее время существует большое множество...

Педагогические условия формирования самооценки в младшем...

Особое значение для процесса формирования самооценки имеет период младшего

Далее рассмотрены особенности формирования самооценки младших школьников как фактора

младшие школьникиучебная деятельность; подростки – социально признаваемая и...

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших...

Самооценка — это представление человека о важности своей деятельности, деятельности среди других людей, своих достоинств и недостатков, умение

– они позволяют выявить особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития

Исследование уровня самооценки младших школьников

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них...

Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному...

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности. Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий...

Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного...

Изучением развития самооценки у детей в младшем школьном возрасте так же занимались многие современные исследователи, такие как: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, А. В. Захарова, И. И. Чеснокова. Младший школьный возраст начинается с поступления ребенка в школу и...

Изучение самооценки младших школьников | Статья в журнале...

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием

Рассматривая результаты исследования самооценки младших школьников по методике С. В

Далее рассмотрены особенности формирования самооценки младших школьников как...

К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Формирование самооценки в онтогенезе отражено в работах Л. И. Божович, автор отмечает, что на протяжении раннего и дошкольного детства происходит формирование самооценки под влиянием...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в

Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, в то время как

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст — это...

Похожие статьи

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются специфические особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте, проанализированы

Ключевые слова: самооценка, младший школьный возраст, диагностика, рекомендации. На современном этапе развития системы образования в...

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным формированием самооценки. Это обусловлено тем фактором, что ребенок начинает активно включаться в общественно значимую и оцениваемую деятельность. В настоящее время существует большое множество...

Педагогические условия формирования самооценки в младшем...

Особое значение для процесса формирования самооценки имеет период младшего

Далее рассмотрены особенности формирования самооценки младших школьников как фактора

младшие школьникиучебная деятельность; подростки – социально признаваемая и...

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших...

Самооценка — это представление человека о важности своей деятельности, деятельности среди других людей, своих достоинств и недостатков, умение

– они позволяют выявить особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития

Исследование уровня самооценки младших школьников

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них...

Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному...

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности. Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий...

Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного...

Изучением развития самооценки у детей в младшем школьном возрасте так же занимались многие современные исследователи, такие как: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, А. В. Захарова, И. И. Чеснокова. Младший школьный возраст начинается с поступления ребенка в школу и...

Изучение самооценки младших школьников | Статья в журнале...

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием

Рассматривая результаты исследования самооценки младших школьников по методике С. В

Далее рассмотрены особенности формирования самооценки младших школьников как...

К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Формирование самооценки в онтогенезе отражено в работах Л. И. Божович, автор отмечает, что на протяжении раннего и дошкольного детства происходит формирование самооценки под влиянием...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в

Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, в то время как

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст — это...

Задать вопрос