Защита бизнеса и прав человека в Российской Федерации и в зарубежных странах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 08.12.2019

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Кушкян, К. В. Защита бизнеса и прав человека в Российской Федерации и в зарубежных странах / К. В. Кушкян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 344-347. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64947/ (дата обращения: 28.03.2024).



Наряду с общим признанием того, что защита прав человека играет ключевую роль в становлении демократической формы правления, как российские, так и зарубежные специалисты указывают на высокую степень политизированности вопросов, входящих в повестку прав и свобод человека и гражданина, особенно когда речь идет о критике нарушений прав человека в странах, не являющихся либеральными демократиями. В последние десятилетия сфера защиты прав человека также все чаще ассоциируется с гуманитарной интервенцией и нарушением государственного суверенитета. В этих условиях проблематика защиты прав человека остается предметом расхождения позиций многих стран, а ряд государств пытаются продвигать и навязывать другим собственные стандарты в этой сфере.

Ключевые слова: права человека, Совет Безопасности ООН, гуманитарная интервенция, США, ЕС, Европейский суд по правам человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Арабская хартия прав человека, Россия.

Во второй половине XX в. многие государства мира не только подписали международные соглашения о защите прав человека, но и включили положения об их защите в основополагающие национальные документы. Положение о том, что права человека должны уважаться всеми государствами, было закреплено в Уставе ООН. Принцип защиты прав человека вошел в число десяти принципов мирного сосуществования, ставших основой взаимоотношений участников Движения неприсоединения и 29 стран Азии и Африки, инициировавших проведение в 1995 г. Бандунгской конференции в Индонезии. Таким образом, принцип защиты прав человека стал одной из императивных норм международного права.

Однако на практике категория прав человека не столь универсальна, чтобы восприниматься как некий общий знаменатель, к которому все государства в мире должны стремиться. Во-первых, их толкование зависит от того, какой международно-правовой контекст применяется в том или ином случае.

Степень нарушения прав человека может быть различной. Незначительные факты нарушения вызывают международное осуждение, в то время как серьезные правонарушения, совершаемые, как правило, во время внутренних вооруженных конфликтов, попадают в прямое поле зрения Совета Безопасности (СБ) ООН — главного международного органа в этой сфере с наднациональными полномочиями. Серьезные правонарушения в сфере прав человека влекут за собой международно-правовую ответственность и принуждение к их соблюдению. К подобным нарушениям относятся, например, такие преступления против человечности, как геноцид, апартеид, убийства и преследования по политическим, религиозным и расовым мотивам.

Квалификация нарушений, определение ответственной стороны и соответствующего наказания неизменно являются предметом острых споров как в рамках самой ООН, так и в межгосударственных отношениях в целом. На теоретическом уровне постоянно идут дискуссии о том, являются ли конкретные случаи нарушений преступлениями против человечности и в каких случаях их нарушение перестает быть внутренним делом одного государства и наступает международно-правовая ответственность. В этой связи особое внимание заслуживает возникновение связанных с массовыми случаями нарушений прав человека концепций «гуманитарная интервенция» и «ответственность по защите» («Responsibility to Protect», или R2P) [4, с. 247].

На практике страной, которая стала наиболее активно реализовывать концепцию гуманитарной интервенции, стали США. Соединенные Штаты провели две военные кампании, которые ставили своей целью, среди прочего, защиту прав и демократических ценностей, однако в результате поставили под сомнение обоснованность вооруженного вмешательства ради защиты ПЧ и объективность самой концепции по их защите.

В первые десятилетия XXI в. США применили концепцию «гуманитарной интервенции» в Ираке, Афганистане, Ливии. При этом, кейс Ливии представляется одним из самых показательных примеров того, к каким негативным последствиям приводит вмешательство во внутренние дела суверенного государства под предлогом защиты прав человека. В 2011 г., в условиях антиправительственных демонстраций «арабской весны», авторитарный режим М.Каддафи применил силу для того, чтобы подавить антиправительственные выступления в Бенгази [3, с. 21]. По данным «Human Rights Watch», в результате столкновений демонстрантов с ливийскими силами безопасности тогда погибли около 300 человек. СБ ООН призвал правительство Ливии считаться с требованиями своего народа и не применять против него грубую силу. Обосновывая свои действия защитой жителей Ливии от преступлений режима М.Каддафи, союзнические войска НАТО вторглись на территорию Ливии, исказив смысл резолюции СБ ООН 1973 от 17 марта 2011 г., запрещавшей любые полеты военно-воздушных сил над территорией страны, но не санкционировавшей военное вмешательство. С марта по ноябрь 2011 г. воздушные силы НАТО осуществляли бомбардировки ливийской территории и обеспечивали поддержку повстанцев, которые вели вооруженную борьбу с ливийскими правительственными силами [1, с. 1931].

Достаточно интересным представляется механизм защиты прав человека в Чехии. Здесь уже много лет данная функция относится к внешнеполитическим функциям государства. Приоритетным направлениям в Чехии считается защита права на жизнь свободу и владение собственным имуществом. Остальные права человека здесь считают производными, и их защита осуществляется уже в соответствии с внутренним законодательством.

Для Франции права человека имеют особую историческую значимость. Французская традиция приверженности правам человека восходит еще к XVIII веку — веку Просвещения, и Франция, приняв 26 августа 1789 года Декларацию прав человека и гражданина, была одним из первых государств, провозгласивших эти права. В 1948 году в Париже во дворце Шайо, где тогда проходила сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, была принята Всеобщая декларация прав человека. Одним из главных ее создателей был крупнейший французский юрист Рене Кассен, который впоследствии занимал пост председателя Комиссии по правам человека Организации Объединенных Наций и председателя Европейского суда по правам человека и был удостоен за свою деятельность Нобелевской премии мира. С тех пор Франция принимала участие в разработке основополагающих принципов и международных документов в области прав человека. В духе Венских договоренностей 1993 года она считает, что содействие соблюдению всех прав человека и их защите является предметом законной озабоченности международного сообщества, и в равной степени уделяет внимание как гражданским и политическим правам, так и экономическим, социальным и культурным правам. В настоящее время Франция придерживается позиции, по которой все правовые акты ООН обязательно должны быть ратифицированы, так как именно они касаются защиты прав человека.

В Испании Конституция 1978 года в качестве основы социально-политического порядка и стабильности провозглашает достоинство, уважение и развитие личности, уважение к закону и правам других людей. При этом нормы, обеспечивающие основные права человека в Испании, закрепленные Конституцией, соответствуют Всеобщей декларации прав человека, международным договорам и соглашениям, ратифицированным Испанией.

Необходимость адаптации норм права прав человека к цивилизационным особенностям тех или иных народов, регионов и культур очевидна, особенна на примере формирования и имплементации норм прав человека в цивилизациях Востока. В мусульманских странах существенным образом разнится понимание принципиальных основ сферы прав человека, в том числе и права на жизнь. Вопросы равноправия полов и защиты от дискриминации по религиозному и иным признакам рассматриваются в тесной увязке с религиозными убеждениями. Обосновывая отличия в понимании базовых прав и свобод человека и гражданина, мусульманские юристы указывают на то, что, если на Западе центральное место отводится именно правам, то в тесно связанной с нормами шариата мусульманской правовой системе основное место занимают обязанности гражданина перед государством и обществом. При этом именно интенсификация социальных, экономических и культурных отношений с западными странами и активизация западного влияния способствуют процессу постепенного перехода к западным стандартам.

Так, в последние годы в странах исламского мира женщины все более активно принимают участие в управленческой деятельности, активизировалась их борьба за достижение политического, экономического и социального равноправия с мужчинами. Часть мусульманских стран уже подписала и ратифицировала такие основополагающие документы по защите ПЧ, как «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» и «Всеобщая декларация прав человека». Наметились тенденции разработки теологической базы, позволяющей вписать защиту прав человека в реалии мусульманской жизни. Однако некоторые вопросы ПЧ — например, такие, как защита прав сексуальных меньшинств, — остаются дискуссионными. В то время, как на Западе их защите уделяется значительное внимание, в ряде исламских стран (например, в Саудовской Аравии, ОАЭ и Иране) половые связи с лицами одного пола караются смертной казнью [2, с. 25].

Следствием такого противоречия стала попытка разработки международных документов, регламентирующих данную сферу и отражающих цивилизационный подход мусульманских стран. В 2004 г. группа стран, входящих в Лигу арабских государств (ЛАГ), разработала Арабскую хартию прав человека, а в 2014 г. — статут Арабского суда по правам человека. На данный момент документы прошли процедуру ратификации в большинстве стран-участниц ЛАГ и, несмотря на жесткую критику со стороны западных правозащитных организаций и Верховного комиссара ООН по правам человека, стали основой для защиты права на учет исламских норм при осуществлении прав человека [5, с. 91].

Как бы парадоксально это ни звучало, но обратный эффект западных санкций, введенных против России в последние годы, состоит и в том, что они, скорее, препятствуют проведению государственной политики по усовершенствованию системы защиты прав человека в России. Внешнеэкономическое давление приводит к тому, что урезаются отчисления на защиту прав уязвимых групп населения. Вмешательство извне во внутренние дела посредством критики прав человека вызывают ответную реакцию в виде выработки защитных механизмов, призванных на законодательном уровне закрепить право на определение государственной политики в данной сфере. Среди прочего, это приводит к мерам, нацеленным на максимальное сокращение финансирования правозащитных программ из-за рубежа, что негативно влияет на развитие системы защиты прав человека в России.

В целом, проблема защиты прав человека, являясь во многом философским вопросом о том, где заканчивается свобода личности и начинается узурпация прав большинства меньшинством, становится одним из ключевых вопросов глобального миропорядка. Постепенное закрепление прав человека на законодательном уровне привело к тому, что их соблюдение стало императивной нормой международного права. Защита прав человека перестала быть сферой исключительной внутренней компетенции государств. Систематическое несоблюдение и грубые нарушения прав человека могут повлечь за собой не только моральную, но и международно-правовую ответственность. Однако множатся и проблемы в сфере защиты прав человека.

Во-первых, в мейнстримной международной трактовке прав человека пока преобладает понимание этой категории только западными странами. В исполнении либеральных демократий такая трактовка приобретает характер инструмента «законной дискриминации». С одной стороны, нарушения ПЧ государством порою являются вопиющими преступлениями против человечества и не могут быть оставлены без внимания, но, с другой стороны, проблематика прав человека часто используются как предлог для необоснованного политического и экономического давления на те или иные страны и даже прямого вооруженного вмешательства. Негативные последствия подобных «гуманитарных интервенций», как правило, многократно превосходят те проблемы, которые существовали до них, что ведет в дальнейшему росту недоверия в межгосударственных отношениях, в т. ч. по вопросам защиты прав человека.

Во вторых, не умаляя достижений ЕС, США и других государств развитого мира в деле гуманизации сферы государственного контроля в отношении своего населения, многие другие страны, в число которых входит и Россия, отмечают, что страны Запада сами часто не столько защищают права человека, сколько своей критикой пытаются оказать политическое давление на оппонентов и повлиять на внутриполитическую ситуацию в соответствующих странах. Это приводит к тому, что от безоговорочного принятия международно-правовых норм по защите прав человека часть государств, включая Россию, перешла к гораздо более осторожному подходу к принятию на себя дальнейших обязательств, связанных с их соблюдением, а также к выработке собственных нормативно-правовых норм, учитывающих национальное видение данного вопроса.

Литература:

  1. Белясов С. Н. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина//Право и политика. 2011. № 11. С. 1916 -1923.
  2. Ведель И. А., Безбородов Ю. С. Международно-правовое сотрудничество государств в сфере защиты прав граждан за рубежом и интеграционные процессы//Международное публичное и частное право. 2014. № 1. С. 25 -29.
  3. Москвина С. В. Актуальные проблемы международного сотрудничества в области защиты прав граждан//Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 6. С. 85 -87.
  4. Плотникова А. Э. Функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации//Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2012. Т. 2. № 34–1. С. 247.
  5. Хаманаева Н. Ю. Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации//Труды Института государства и права Российской академии наук. 2008. № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): защита, Россия, США, Всеобщая декларация, государство, гуманитарная интервенция, Испания, международно-правовая ответственность, том, Арабская хартия.


Похожие статьи

Всеобщая декларация прав человека и её действие в Российской...

Всеобщая декларация прав человека первый универсальный международно-правовой акт, в котором государства мирового сообщества согласовали, систематизировали и провозгласили основные права и свободы, которые должны быть предоставлены каждому человеку на земле.

Политический контекст в гуманитарных интервенциях

Феномен гуманитарной интервенции все чаще и чаще становится предметом споров в современной науке. Помимо таких насущных вопросов о том, нарушается ли принцип невмешательства во внутренние дела суверенного государства при проведении...

Проблемные вопросы законодательства РФ, связанные...

Специфика существующих в России правовых норм часто наталкивала многих правоведов на то

Также нужно понимать, что в связи с международной обстановкой даже в тех ситуациях, когда

Вопросы относительно правового статуса и защиты ребёнка регулируются разными...

Современное международное право и глобальный порядок: есть...

Поскольку явление «гуманитарных интервенций» является крайне актуальным

Фактическая конвергенция международного гуманитарного права и международного права

Защита, обеспечиваемая правом прав человека, продолжает действовать в условиях вооруженных...

Основания международно-правовой ответственности...

Проблема международной ответственности государств начала рассматриваться в Комиссии международного права ООН.

Международно-правовая ответственность это бесценный и незаменимый юридический способ поддержания в активном режиме провозглашенных норм.

Основные предложения и позиция постоянных членов Совета...

В статье автор рассматривает процесс реформирования ООН, анализирует модели реформирования главных органов Организации и мнения постоянных членов Совета Безопасности. Автор определяет причины, которые привели к необходимости реформирования...

Концепция гуманитарного вмешательства во внешней политике...

В статье раскрыты место и роль гуманитарной интервенции и её модификации «ответственности по защите» во внешней политике Франции в 1990-е годы. Анализируются подходы Франции к разрешению гуманитарных катастроф силовым путем.

К вопросу о применении силы в международном праве

Курс США и НАТО на игнорирование ключевых норм международного права, подрывавший авторитет

кризис в отношениях между Европой и США и подорвали поддержку концепции

Так, сторонники гуманитарной интервенции отмечают, что вопросы обеспечения и защиты...

Основные международные механизмы защиты прав и свобод...

В положениях Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. начали разрабатываться в совокупности не

Роль Российской Федерации в международном механизме защиты прав, свобод и законных интересов

Международно-правовые гарантии социального государства.

Решение Международного суда ООН от 27 июня 1986 года по...

невмешательства государства во внутренние дела другого государства, основанных на международно-правовом обычае и

Дело «Никарагуа против США» было инициировано в Суде 9 апреля 1984 года заявителем от Никарагуа по обвинению против США в осуществлении...

Похожие статьи

Всеобщая декларация прав человека и её действие в Российской...

Всеобщая декларация прав человека первый универсальный международно-правовой акт, в котором государства мирового сообщества согласовали, систематизировали и провозгласили основные права и свободы, которые должны быть предоставлены каждому человеку на земле.

Политический контекст в гуманитарных интервенциях

Феномен гуманитарной интервенции все чаще и чаще становится предметом споров в современной науке. Помимо таких насущных вопросов о том, нарушается ли принцип невмешательства во внутренние дела суверенного государства при проведении...

Проблемные вопросы законодательства РФ, связанные...

Специфика существующих в России правовых норм часто наталкивала многих правоведов на то

Также нужно понимать, что в связи с международной обстановкой даже в тех ситуациях, когда

Вопросы относительно правового статуса и защиты ребёнка регулируются разными...

Современное международное право и глобальный порядок: есть...

Поскольку явление «гуманитарных интервенций» является крайне актуальным

Фактическая конвергенция международного гуманитарного права и международного права

Защита, обеспечиваемая правом прав человека, продолжает действовать в условиях вооруженных...

Основания международно-правовой ответственности...

Проблема международной ответственности государств начала рассматриваться в Комиссии международного права ООН.

Международно-правовая ответственность это бесценный и незаменимый юридический способ поддержания в активном режиме провозглашенных норм.

Основные предложения и позиция постоянных членов Совета...

В статье автор рассматривает процесс реформирования ООН, анализирует модели реформирования главных органов Организации и мнения постоянных членов Совета Безопасности. Автор определяет причины, которые привели к необходимости реформирования...

Концепция гуманитарного вмешательства во внешней политике...

В статье раскрыты место и роль гуманитарной интервенции и её модификации «ответственности по защите» во внешней политике Франции в 1990-е годы. Анализируются подходы Франции к разрешению гуманитарных катастроф силовым путем.

К вопросу о применении силы в международном праве

Курс США и НАТО на игнорирование ключевых норм международного права, подрывавший авторитет

кризис в отношениях между Европой и США и подорвали поддержку концепции

Так, сторонники гуманитарной интервенции отмечают, что вопросы обеспечения и защиты...

Основные международные механизмы защиты прав и свобод...

В положениях Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. начали разрабатываться в совокупности не

Роль Российской Федерации в международном механизме защиты прав, свобод и законных интересов

Международно-правовые гарантии социального государства.

Решение Международного суда ООН от 27 июня 1986 года по...

невмешательства государства во внутренние дела другого государства, основанных на международно-правовом обычае и

Дело «Никарагуа против США» было инициировано в Суде 9 апреля 1984 года заявителем от Никарагуа по обвинению против США в осуществлении...

Задать вопрос