Театрализованная деятельность в решении педагогических задач у старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 августа, печатный экземпляр отправим 2 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 10.12.2019

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Максимова, С. М. Театрализованная деятельность в решении педагогических задач у старших дошкольников / С. М. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 503-505. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64912/ (дата обращения: 06.08.2020).



В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности отмечается существенный скачок в динамике интеллектуального развития ребенка, развития их способности к речевой деятельности, которая в последствие перерастает в речевое творчество, а с точки зрения более глобальных задач к пониманию целостной картины мира. Участие в театрализованной деятельности способствует расширению словарного запаса детей, обогащению образными выражениями, таким образом, речь становится наиболее выразительной и образной.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, картина мира, развитие познавательной деятельности, творчество, развитие речи, интеграция, педагогические условие.

Театрализованная деятельность, встроенная в деятельность детей дошкольного возраста, способствует формированию специфического вида познания, проявляемого в форме разнообразных эмоциональных образов, в которых происходит отражение внешней реальности через разнообразные ощущения. Таким образом, театрализованная деятельность способствует развитию познавательной деятельности, как необходимого компонента интеллектуального развития ребенка, которое не сводится к пассивной констатации фактов, а проходя через активное сопереживание, способствует формированию устойчивых знаний о функционировании внешнего, окружающего его мира.

Мир персонажей, как отрицательных, так и положительных, в свою очередь способствуют зарождению социальных чувств и эмоциональных отношений к происходящим во внешнем мире событиям и поступкам, носящих не только личностный характер, что обуславливает эмпатию и содействие. Такой подход к конструированию методики, направленной на формирование целостной картины мира дошкольников, в значительной степени определил общую стратегию нашего исследования, и позволил сформулировать основные принципы, согласно которым был осуществлен отбор содержательного компонента авторской методики. Исходя из вышесказанного, мы можем констатировать, что методика, позволяющая формировать у дошкольников целостное восприятие картины мира, должна базироваться на следующих принципах: деятельности (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин); амплификации развития (насыщение детской деятельности) (А. В. Запорожец), цельности аффекта и интеллекта (Л. С. Выготский), сущность которого заключается в обязательном насыщении эмоциональной жизни дошкольника в процессе осуществления им разнообразных видов деятельности; интеграции знаний (Н. Ф. Виноградова); комплексности, отражающейся в концентрированности содержания знаний в темах занятий; учета возрастной актуализации знаний. При организации театрализованной деятельности в ДОО необходимо учитывать ряд педагогических условий, способных оказать значимое влияние на формирование у детей целостного восприятия картины мира, а именно:

– организация театрализованной деятельности детей в нерегламентированное утреннее или вечернее время;

– обязательную интеграцию рассматриваемой нами деятельности в единстве с другими видами деятельности, включая музыкальную и изобразительную деятельность, а также занятия по родному языку и знакомству с окружающим природным и окружающим миром;

– все организованные занятия должны быть осуществлены в малочисленных группах, позволяющих осуществить индивидуальный подход к детям;

– формирование групп должно происходить каждый раз, в зависимости от содержания планируемых занятий;

– все занятия должны одновременно реализовывать познавательную, воспитательную и развивающую функции;

– содержательная составляющая, формы и используемые методы должны быть направлены на одновременное достижение, таких целей, как: развитие речи и формирование навыков театрально-исполнительской деятельности, создание творческой атмосферы и способствовать социально — эмоциональному развитию каждого ребенка; содержание каждого занятия должно включать в себя знакомство с текстом, с жестами и мимикой, разнообразным движениям, т. е. «знаками», так называемого визуального языка, способствующего формированию высокой степени выразительности исполнения.

В этой связи, перед воспитателем непосредственно выдвигаются две главные задачи:

– четкое понимание направленности, глубины и серьезности переживаний каждого ребенка, задействованного в театрализованной деятельности

– умение создавать особые условия, способные помочь ребенку проявить активность в театрализованной деятельности, выразив всю глубину своих чувств.

С целью реализации поставленных задач, на наш взгляд необходимо использование методических приемов, способных оптимизировать процесс эффективной организации театрализованной деятельности, а именно:

– предоставление возможности детям самостоятельно осуществлять выбор роли или персонажа;

– постоянная ротация при распределении ролей между детьми, вводя в активную деятельность робких и застенчивых;

– распределение персонажей посредством вытягивания карточек со схематичным изображением роли предполагаемого действия;

– круговой метод, используемый при распределении ролей с целью проигрывания всех персонажей каждым ребенком по очереди.

В процессе разработки наиболее продуктивной, с нашей точки зрения, методики планирования и организации театрализованных занятий, мы обособили ведущие её формы, в частности: индивидуальная работа, как деятельность, направленная на совместное осуществление с ребенком. Использование названной формы, обусловлено наличием в ней тесного взаимодействия всех участников театрализованной деятельности, педагогом и дошкольником, что дает наиболее широкий спектр возможностей педагогу в понимании направления и характера происходящих внутри ребенка переживаний, устанавливая при этом текущие проблемы ребенка, на устранение которых следует обратить повышенное внимание.

Подобные занятия выступают в качестве начального — подготовительного этапа к предстоящей деятельности, на протяжении которого происходит систематизация, анализ, обобщение и при необходимости дополнение ранее имеющихся у дошкольников знаний, умений и навыков.

Среди театрализованных игр мы, согласно классификации, Л. В. Артемовой выделяем игры драматизации и режиссерские игры. Создание предметно-пространственной среды, как одного из средств, используемых при организации процесса театрализованной деятельности, целенаправленной на развитие личностных качеств ребенка, выступающей источником его личностных знаний, развития творческих способностей и получения социального опыта. Предметно-пространственная среда, одновременно является и формой самообразования ребенка, также играет существенную роль в процессе разработки и внедрения методики проведения театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

В этой связи, необходимо подчеркнуть значимость учета особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка, т. е. его интересов, склонностей, степени любознательности, уровня развития творческих способностей, предпочтений и потребностей. Не стоит забывать и об социально-психологических его особенностях, отражающихся в степени его социализации, определяемой желанием ребенка принимать активное участие в совместной деятельности со своими сверстниками, либо более развитую потребность в уединении. Это выдвигает необходимость обустройства двух зон: «театрализованной зоны» и «зоны уединения», в которой ребенок может остаться наедине с собой, продолжая репетировать вверенную ему роль или просто просматривая иллюстрации к предполагаемому спектаклю.

В этой связи, в подобной театрализованной деятельности ребенок в первую очередь получает необходимую информацию об окружающем его мире, основных законах общества, о многообразии человеческих отношений, и во- вторых, учится гармонично жить в этом мире, выстраивая свои взаимоотношения, что требует его немалой творческой активности. Выше, мы обосновали значимость театрализованной деятельности дошкольника, посредством которой он приобретает умения и навыки игрового поведения, развивает свою эмоциональную и эстетическую сферы, осваивает навыки общения, как со своими сверстниками, так и со взрослыми.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада.—М.: Просвещение, 1991.— 127 с;
  2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский // Психология развития. — СПб, 2001. — С. 56–79.
  3. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования / М. Б. Зацепина. — М.; ТЦ Сфера, 2010–128 с.
  4. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 160 с.
  5. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, A. B. Запорожца. — М., 1995. — 263
  6. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М., 2012. — 228 с.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, ребенок, занятие, дошкольный возраст, познавательная деятельность, предметно-пространственная среда, интеллектуальное развитие ребенка, целостное восприятие картины мира, процесс разработки, развитие речи.


Ключевые слова

творчество, развитие речи, интеграция, картина мира, театрализованная деятельность, развитие познавательной деятельности, педагогические условие

Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

В дошкольной педагогике под развивающей предметно-пространственной средой

На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности...

Театрализованная деятельность — важнейший фактор...

Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает

В процессе театрализованной деятельности моделируются различные ситуации общения...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Восприятиецелостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Определила основные направления развития речи детей, используя театрализованные игры.

– активность детей на занятиях, которая в младшем возрасте становится более

Используя на занятиях нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка...

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда. Одной из актуальных проблем на всех этапах...

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка. В этот период активно развиваются все психические и физические процессы у детей. Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность. Несмотря на то, что...

Театрализованная деятельность как метод коррекции...

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы

Совместная театрализованная постановка с детьми — очень увлекательное и полезное

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает взаимодействие с

Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие...

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития... театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы

Развитие познавательной активности и интереса ребенка, формируется в процессе

Дошкольная педагогика давно изучает влияние пространственной среды на развитие...

Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

В дошкольной педагогике под развивающей предметно-пространственной средой

На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности...

Театрализованная деятельность — важнейший фактор...

Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает

В процессе театрализованной деятельности моделируются различные ситуации общения...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Восприятиецелостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Определила основные направления развития речи детей, используя театрализованные игры.

– активность детей на занятиях, которая в младшем возрасте становится более

Используя на занятиях нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка...

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда. Одной из актуальных проблем на всех этапах...

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка. В этот период активно развиваются все психические и физические процессы у детей. Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность. Несмотря на то, что...

Театрализованная деятельность как метод коррекции...

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы

Совместная театрализованная постановка с детьми — очень увлекательное и полезное

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает взаимодействие с

Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие...

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития... театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы

Развитие познавательной активности и интереса ребенка, формируется в процессе

Дошкольная педагогика давно изучает влияние пространственной среды на развитие...

Задать вопрос