Адыгская свадьба как народный институт нравственно-эстетического воспитания молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 августа, печатный экземпляр отправим 2 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Адыгская свадьба как народный институт нравственно-эстетического воспитания молодежи / С. А. Орлов, Н. С. Шевелев, А. А. Решетникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 537-539. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64909/ (дата обращения: 06.08.2020).



Современное общество в поисках новых подходов к проблеме воспитания взяло направление на общечеловеческие ценности, на приоритет личности, на возрождение народной педагогики.

В этих условиях свадебно-обрядовая культура адыгов представляет собой важнейший фактор, обеспечивающий организующее действие этнической общности, ее индивидуализацию. Идеи народной педагогики, нравственные понятия, заложенные в народных традициях, их жизнестойкость, практическая реализация являются условием воспроизводства общества и самоутверждения человека. В силу этих идей и понятий адыгская свадебная культура (как явление традиционной культуры) обеспечивала особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей, средством формирования личности социума в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью [1].

Свадьба в жизни адыгов была большим торжественным событием, собиравшим огромное количество гостей разного возраста. Только присутствие людей могло сделать свадьбу настоящей, торжественной и пышной и, чтобы она такой получилась, адыги заранее оповещали ее будущих участников. Форма оповещения гостей на свадебное торжество строилась на принципе почитания и уважения, что было принципиально важно в плане культуры народного воспитания и младших, и старших.

Фактором воспитания нравственности является и форма общего приглашения. И это делалось всенародно. Обычно в момент закрытия текущей свадьбы хозяин дома очередной (следующей) свадьбы лично сам (или старший родственник в его роду) выходил на середину танцевального круга и объявлял всем дату проведения семейного торжества.

Адыгские свадьбы были воспитывающими. «Они были своеобразной школой, где старший учил молодежь всех присутствующих обычаям и традициям народа [2]» — замечает С. X. Мафедзев.

Общественно-социальная значимость свадеб велика. Постоянное присутствие детей и молодежи, которые наблюдали поведение людей по требованиям общества и этикета, способствовало благотворному влиянию на формирование нравственной и эстетической культуры. Каждый участник чувствовал себя принадлежащим к этому обществу, что вызывало в душе радостное ощущение; это ощущение духовно объединяло людей, что важно было в эстетическом сознании не только взрослых, но и молодежи.

Поведение и действия участников адыгской свадьбы излучали благородство; в них просматривалось наглядное уважение по отношению к окружающим. Словно, один говорил другому: «Пусть тебе будет уютно на этой свадьбе!» И стрельба была одной из форм проявления уважения к окружающим людям. Таким способом оказывали большую честь не только красивым девушкам и хорошим танцовщицам, но и почетным гостям, уважаемым старикам. Чем больше раздавалось выстрелов для конкретного лица, тем больше почестей было для него.

Т. Лапинский писал, что «пороха на свадьбе расходуется чрезвычайно много, но это единственная роскошь для адыга. Стрельба — высшая радость [3]».

Осознавая социальную сущность брака, молодежь должна понимать, что исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание ею общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы.

Если девушка выходила замуж с согласия родителей и знали об этом в доме, то она его покидала в сопровождении своего брата или близкого родственника, который ехал до самого дома жениха. Это объяснялось заботой о сестре, чтобы честь и достоинство ее не пострадали в дороге; такой поступок предпринимался из-за желания убедиться в серьезных намерениях жениха, увозившего сестру. Из-за предосторожности брат выступал охраной в пути к дому родителей жениха.

Шапсугская пословица поясняет это: «Ныбджэгъубэ зиIэм, илъэкI гъэнэфагъэ». — У кого много друзей, тот возможностью обеспечен.

В понимании адыгов настоящих друзей объединяет честность, справедливость и доброта. Только другу, наделенными этими качествами, можно было доверить свои душевные тайны, поделиться планами и тревогой. Поэтому в решении такого деликатного и в то же время важного события в жизни молодого человека, как привоз невесты, выбор падал на истинных друзей [4].

К этому надо добавить, что адыги в речах, по отношению к старшим, соблюдали большую вежливость, даже в сильных спорах сохраняли благопристойность, сдерживаясь и не допуская оскорбляющих эпитетов.

Фредерик Дюбуа де Монпере, француз, называет принцип уважения к старшим одним из «законов черкесского рыцарства», который идет вторым после гостеприимства. Он свидетельствует: «Уважение к старикам, или наконец ко всякому человеку, который старше вас по возрасту, таково, что когда он входит, все обязаны встать, будь даже человек ниже вас по положению. Это практикуется как среди мужчин, так и среди женщин…» [5]. В адыгском обществе почитание старой женщины не зависит от ее материального состояния или общественного положения. Эти выдержки говорят о высокой нравственной культуре адыгов, о моральных требованиях, предъявляемых молодым людям по отношению к старшим.

Свадьба была открытой площадкой демонстрации девичьей красоты, и при виде такого огромного количества красавиц, собравшихся вместе, присутствующая публика получала не только эстетическое наслаждение, но и проникалась чувством гордого этического сознания за принадлежность к такому народу, сообществу. Молодежь, получая удовольствие от ощущения принадлежности к данному сообществу, еще больше любила его и родину свою.

Таким образом, адыгская свадьба, являясь народным институтом, наглядно отражала в воспитании:

– нравственность, красоту и житейскую мудрость народа;

– нравственную ценность и эстетические отношения в человеческих взаимоотношениях;

– понятия рыцарства, чести и достоинства; правильные взаимоотношения в семье; эстетическую и этическую культуру адыгов.

Свадебно-обрядовая культура адыгов была и остается тем педагогическим кладезем, важнейшей базой в нравственном воспитании учащейся молодежи, где народ шлифовал и продолжает шлифовать свою педагогическую мудрость. Мы наблюдаем закрепление лучших традиций в народном воспитании.

Литература:

  1. Першиц А. И., Смирнова Я. С. Свадебные антагонизмы //Природа. — 1998. -№ 5.
  2. Мафедзев С. X. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX в. — в начале XX века. — Нальчик, 1979.
  3. Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. — Нальчик, 1995.
  4. Чурей Д. А. Специфика свадебно- обрядовой культуры адыгов в Турции //http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-svadebno-obryadovoy-kultury-adygov-v-turtsii (дата обращения: 21.11.2015 г.).
  5. Дюбуа де Монпере. Путешествие по Кавказу к черкесам и абхазам, в Колхидию, Грузию, Армению и в Крым. — Нальчик, 1974.
Основные термины (генерируются автоматически): свадьба, народная педагогика, народное воспитание, свадебно-обрядовая культура, друг, молодежь.


Похожие статьи

Традиционные народные праздники и их роль в воспитании...

В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли.

Традиционная праздничная культура, являясь неотъемлемым компонентом народной педагогики позитивно будет влиять на становление и развитие...

Воспитание студенческой молодежи на основе...

Народная педагогика-древнейшее явление человеческой культуры. Ей столько веков, сколько лет самому народу.

Поэтому опора на традиции народной педагогики всегда дает положительные результаты. Традиции народного воспитания не остаются неизменными...

Традиции и обрядовые праздники, их место...

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Воспитательная эффективность освоения народных традиций...

Наиболее полное и четкое определение понятия «народная педагогика» дано Г. Н

Обрядово-ритуальное действие, которое выступает обязательным структурным элементом и

На наш взгляд, возрождение и сохранение народных традиций обрядово-праздничной...

Народные обряды в семье и в системе работы воспитателя ДОО

В статье показаны особенности использования народных обрядов в семье и системе работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Ключевые слова: обряд, народное воспитание, семья, ребенок, праздники.

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников...

Народные праздники во все времена играли большую роль в воспитании нравов и поведения детей.

В процессе совместной деятельности взрослых и детей на праздниках такого рода происходит передача полезного опыта людей старшего поколения подрастающей молодежи.

Воспитание детей на традициях народной культуры

Передать подрастающему поколению традиции, обряды русской народной культуры, с учетом

- Народные праздники и обряды. - Знакомство с народно-прикладным искусством.

Приобщать детей к культуре русского народа. Воспитывать умение прощать друг другу обиды...

Функции музыкального фольклора в духовно-нравственном...

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи. Одним из способов решения этой проблемы автор видит приобщение подрастающего поколения к традиционной культуре, а именно музыкальному фольклору.

Некоторые особенности освоения народных традиций...

Некоторые особенности освоения народных традиций и фольклора в культурно-досуговой работе. Шулунова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор; Ажимбекова Гаухар Лесовна, магистрант.

Народная педагогика — основа формирование личности

Народное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще...

Похожие статьи

Традиционные народные праздники и их роль в воспитании...

В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли.

Традиционная праздничная культура, являясь неотъемлемым компонентом народной педагогики позитивно будет влиять на становление и развитие...

Воспитание студенческой молодежи на основе...

Народная педагогика-древнейшее явление человеческой культуры. Ей столько веков, сколько лет самому народу.

Поэтому опора на традиции народной педагогики всегда дает положительные результаты. Традиции народного воспитания не остаются неизменными...

Традиции и обрядовые праздники, их место...

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Воспитательная эффективность освоения народных традиций...

Наиболее полное и четкое определение понятия «народная педагогика» дано Г. Н

Обрядово-ритуальное действие, которое выступает обязательным структурным элементом и

На наш взгляд, возрождение и сохранение народных традиций обрядово-праздничной...

Народные обряды в семье и в системе работы воспитателя ДОО

В статье показаны особенности использования народных обрядов в семье и системе работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Ключевые слова: обряд, народное воспитание, семья, ребенок, праздники.

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников...

Народные праздники во все времена играли большую роль в воспитании нравов и поведения детей.

В процессе совместной деятельности взрослых и детей на праздниках такого рода происходит передача полезного опыта людей старшего поколения подрастающей молодежи.

Воспитание детей на традициях народной культуры

Передать подрастающему поколению традиции, обряды русской народной культуры, с учетом

- Народные праздники и обряды. - Знакомство с народно-прикладным искусством.

Приобщать детей к культуре русского народа. Воспитывать умение прощать друг другу обиды...

Функции музыкального фольклора в духовно-нравственном...

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи. Одним из способов решения этой проблемы автор видит приобщение подрастающего поколения к традиционной культуре, а именно музыкальному фольклору.

Некоторые особенности освоения народных традиций...

Некоторые особенности освоения народных традиций и фольклора в культурно-досуговой работе. Шулунова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор; Ажимбекова Гаухар Лесовна, магистрант.

Народная педагогика — основа формирование личности

Народное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще...

Задать вопрос