Подходы к формированию дивидендной политики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 08.12.2019

Статья просмотрена: 3157 раз

Библиографическое описание:

Червяков, К. А. Подходы к формированию дивидендной политики / К. А. Червяков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64888/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены существующие подходы к формированию дивидендной политики. Рассмотрены преимущества и недостатки использования разных методов выплаты дивидендов.

Ключевые слова: дивидендная политика, дивиденд, виды дивидендной политики, формирование дивидендной политики, акционерное общество.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации дивидендом признается доход, полученный акционером от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим акционеру акциям пропорционально долям акционеров в уставном капитале этой организации [2, ст. 43].

Формирование политики выплаты дивидендов является одним из ключевых вопросов для устойчивого развития компании. Политика выплаты дивидендов представляет собой систему принципов и подходов, которыми руководствуются собственники и руководители компании при определении доли прибыли организации, которую они считают целесообразно распределить в виде дивидендов по окончанию отчетного периода. Дивидендная политика должна быть основана с учетом интересов акционеров компании, повышения инвестиционной привлекательности компании, соблюдения действующего законодательства Российской Федерации.

В экономической литературе формированию оптимальной дивидендной политики посвящены множество исследований и работ разных авторов. Выделяют три принципиальных подхода к формированию дивидендной политики [4, с. 102] — консервативный, умеренный (компромиссный) и агрессивный.

Консервативная дивидендная политика предназначена главным образом для развития компании. В консервативной дивидендной политике выделяют две методики выплат дивидендов:

  1. Методика выплаты дивидендов по остаточному принципу.
  2. Методика стабильного размера дивидендных выплат.

В первом случае дивиденды выплачиваются по остаточному принципу, то есть в первую очередь финансируется деятельность самого предприятия, что позволяет удовлетворять потребности производственного развития и наращивать стоимость собственного капитала, следовательно, и рыночную стоимость акций, и только после этого происходит распределение дивидендов.

Преимущества данной политики заключаются в обеспечении высоких темпов развития компании, сохранении финансовой устойчивости. Данная методика дивидендных выплат используется обычно в периоды повышенной инвестиционной активности компаний на начальных стадиях их развития.

Минус такого подхода состоит в том, что что выплата дивидендов не является гарантированной, регулярной, а размер дивидендов не фиксирован, и изменяется в зависимости от финансовых результатов и объема собственных ресурсов, направляемых на инвестиционные цели. Другая методика выплаты дивидендов подразумевает установление минимального, но постоянного уровня дивидендов. В данной ситуации выплаты акционерам не зависят от прибыли компании по итогам отчетного периода, и остаются неизменными в случае увеличения доходов фирмы [3, с. 376].

Умеренный подход выплаты дивидендов предполагает минимальный регулярный размер выплачиваемых дивидендов и возможность выплачивать повышенные дивиденды акционерам, в случаях, когда компания получает существенную прибыль. То есть размер выплаты дивидендов не может быть выплачен ниже установленного размера и в тоже время зависит от полученной прибыли компании. Однако при продолжительной выплате минимальных фиксированных дивидендов, то есть без надбавки в отдельные периоды, снижается инвестиционная привлекательность акций компании [3, с. 377].

В целом политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды представляется наиболее взвешенным выбором для соблюдения интересов акционеров, нуждающихся в дивидендных выплатах, и внутренних потребностях в росте компании.

Третий подход является агрессивной дивидендной политикой и предполагает постоянный рост выплаты дивидендов. Инвестиционная политика в развитие предприятия при таком подходе отходит на второй план. Данная политика эффективно действует при намерении компании провести новую эмиссию среди большого числа физических лиц. Однако большой минус данной политики заключается в том, что резкое снижение размеров дивидендных выплат может неблагоприятно отразиться на стоимости акций компании, сигнализируя об ухудшении ее показателей.

Агрессивная политика также может реализовываться двумя методами:

  1. Методика стабильного уровня дивидендов.
  2. Методика постоянного возрастания размера дивидендов.

Методика стабильного уровня дивидендов подразумевает регулярное направление процента от чистой прибыли на выплату дивидендов по обыкновенным акциям в течение продолжительного периода. Одним из основных аналитических показателей, характеризующих дивидендную политику, является коэффициент дивидендного выхода, отношение дивиденда на одну обыкновенную акцию к прибыли, причитающейся на одну обыкновенную акцию. Минусом является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли.

Дивидендная политика постоянного возрастания размера дивидендов предполагает стабильное значение дивидендного выхода на одну обыкновенную акцию в течение длительного периода времени. Необходимо отметить, что прибыль, причитающаяся на обыкновенную акцию, определяется после выплаты дохода владельцам облигаций и дивидендов по привилегированным акциям (доходность этих ценных бумаг оговаривается заранее вне зависимости от размера прибыли и корректировке не подлежит).

В соответствии с методикой постоянного возрастания размера дивидендов по обыкновенным акциям не выплачиваются дивиденды в случаях, если компания закончила текущий год с убытком или вся полученная прибыль должна быть направлена владельцам облигаций и привилегированных акций.

Кроме того, размер дивидендов, может значительно колебаться по годам в зависимости от прибыли текущего года, что соответственно оказывает влияние на курсовую стоимость акций.

Преимущества политики постоянного возрастания размера дивидендов являются высокая рыночная стоимость акций компании, ее привлекательность в глазах инвесторов при дополнительных эмиссиях.

Недостатками данной методики являются отсутствие гибкости в проведении политики и постоянное возрастание финансовой напряженности — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает, то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются.

В тоже время некоторые авторы отдельно выделяют политику дивидендных выплат с помощью методики выплаты дивидендов акциями. Данная политика не может быть однозначно отнесена ни к одному из указанных ранее подходов, так как определяется большим количеством факторов [3, с. 376].

В качестве дивидендных выплат акционерам в данной методике вместо денежных средств предоставляют дополнительный пакет акций. Размер выплачиваемых таким способом дивидендов по величине равен сумме уменьшения средств, принадлежащих акционерам, капитализированных в уставном капитале и резервах.

Данный подход может удовлетворять акционеров, поскольку получаемые ими в качестве дивидендных выплат ценные бумаги могут быть реализованы на фондовом рынке.

При использовании методики выплаты дивидендов акциями динамика рыночного курса ценных бумаг наименее предсказуема. Небольшая сумма дивидендов, выплачиваемая таким образом, как правило, не оказывает влияния на рыночную стоимость акций. Если дивиденды значительны, то рыночная цена акций после дополнительной эмиссии может существенно упасть. Зачастую компании вынуждены прибегать к данной методике дивидендных выплат в случае неустойчивого финансового положения и отсутствия высоколиквидных активов для расчетов с акционерами либо необходимости реинвестирования прибыли отчетного года в высокоэффективный проект. В соответствии с российским законодательством акционерное общество вправе выплачивать дивиденды акциями, только если это предусмотрено его уставом [1, ст. 42].

На сегодняшний день единой эффективной дивидендной политики не существует. На разных этапах развития компании, в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, от финансовой устойчивости компании, от целей акционеров и руководителей, политика выплаты дивидендов компании может меняться и быть эффективна в зависимости от ситуации.

Литература:

  1. Федеральный закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 (ред. от 04.11.2019).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
  4. Корпоративные финансы: учебник / Эскиндаров М. А., под ред., Федотова М. А., под ред., Шохин Е. И., Хотинская Г. И., Тазихина Т. В., Слепнева Т. А., Сетченкова Л. А., Сагайдачная О. В., Руб — Москва: КноРус, 2020. — 480 с.
  5. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Р. И. Найдёнова, А. Ф. Виноходова, А. И. Найдёнов. — М.: КноРус, 2019. — 208 с.
  6. https://finances.social/korporativnyie-finansyi_911/123-upravlencheskiy-podhod-formirovaniyu-83353.html
Основные термины (генерируются автоматически): дивидендная политика, возрастание размера дивидендов, обыкновенная акция, акционер, выплата, дивиденд, методика, подход, акционерное общество, Российская Федерация.


Ключевые слова

акционерное общество, дивидендная политика, дивиденд, виды дивидендной политики, формирование дивидендной политики

Похожие статьи

Оценка эффективности дивидендных выплат (на примере ОАО «Янтарьэнергосбыт»)

Данная статья посвящена проблеме оценки эффективности дивидендной политики компании. Проанализированы начисленные дивиденды, рассчитаны коэффициенты эффективности дивидендных выплат. Определен тип дивидендной политики для данной компании.

Влияние структуры капитала на дивидендные выплаты

В статье рассматривается понятие структуры капитала и дивидендной политика организации. Рассмотрены теории формирования дивидендной политики и влияние на нее структуры капитала.

Влияние дивидендной политики на инвестиционную привлекательность компании

В статье рассматривается влияние дивидендных выплат на рыночную стоимость компании, величина свободного денежного потока.

Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация

В статье раскрывается содержание понятия «ценовая стратегия». Описаны особенности формирования ценовой стратегии предприятия в зависимости от типа рынка. Даны методические рекомендации по реализации ценовой стратегии с учетом изменения множества внут...

Стратегия ценообразования как инструмент конкурентной борьбы

В статье рассматривается проблема ценообразования на современном российском рынке. Обозначены основные группы факторов, влияющих на ценовую политику. Приводятся некоторые методики ценообразования, анализируются примеры различных стратегий ценообразов...

Этапы проведения оценки стоимости компании

В данной статье представлена последовательность этапов проведения оценки стоимости компании, дана их характеристика, выявлены факторы, оказывающие влияние на стоимость компании. Сформулированы основные факторы и направления увеличения рыночной стоимо...

Основы формирования налоговой политики в деятельности коммерческой организации

В статье рассматривается налоговая политика как составная часть финансовой политики, обеспечивающая гармоничное связывание результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач путем безусловного выполнения требований налогового з...

Методы оценки эффективности маркетинговых решений

В статье рассматриваются вопросы оценки эффективности маркетинговых решений. Определяются качественные и количественные методы, позволяющие получить всестороннюю оценку эффективности маркетинговых решений. Ценность той или иной методики заключается в...

Оптимизация налоговых издержек и налоговой нагрузки на предприятие

В данной статье рассматриваются методики различных авторов для расчета налоговой нагрузки предприятия, на основании одной из них, проведен анализ налоговой нагрузки предприятия. Рекомендованы основные способы снижения налоговой нагрузки, в частности,...

Совершенствование системы бюджетирования в консолидированной группе компаний

В данной статье рассматривается алгоритм разработки бюджетов в консолидированной группе предприятий, выявляются проблемы при разработке бюджетов. Предлагаются способы решения проблем при составлении бюджетов.

Похожие статьи

Оценка эффективности дивидендных выплат (на примере ОАО «Янтарьэнергосбыт»)

Данная статья посвящена проблеме оценки эффективности дивидендной политики компании. Проанализированы начисленные дивиденды, рассчитаны коэффициенты эффективности дивидендных выплат. Определен тип дивидендной политики для данной компании.

Влияние структуры капитала на дивидендные выплаты

В статье рассматривается понятие структуры капитала и дивидендной политика организации. Рассмотрены теории формирования дивидендной политики и влияние на нее структуры капитала.

Влияние дивидендной политики на инвестиционную привлекательность компании

В статье рассматривается влияние дивидендных выплат на рыночную стоимость компании, величина свободного денежного потока.

Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация

В статье раскрывается содержание понятия «ценовая стратегия». Описаны особенности формирования ценовой стратегии предприятия в зависимости от типа рынка. Даны методические рекомендации по реализации ценовой стратегии с учетом изменения множества внут...

Стратегия ценообразования как инструмент конкурентной борьбы

В статье рассматривается проблема ценообразования на современном российском рынке. Обозначены основные группы факторов, влияющих на ценовую политику. Приводятся некоторые методики ценообразования, анализируются примеры различных стратегий ценообразов...

Этапы проведения оценки стоимости компании

В данной статье представлена последовательность этапов проведения оценки стоимости компании, дана их характеристика, выявлены факторы, оказывающие влияние на стоимость компании. Сформулированы основные факторы и направления увеличения рыночной стоимо...

Основы формирования налоговой политики в деятельности коммерческой организации

В статье рассматривается налоговая политика как составная часть финансовой политики, обеспечивающая гармоничное связывание результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач путем безусловного выполнения требований налогового з...

Методы оценки эффективности маркетинговых решений

В статье рассматриваются вопросы оценки эффективности маркетинговых решений. Определяются качественные и количественные методы, позволяющие получить всестороннюю оценку эффективности маркетинговых решений. Ценность той или иной методики заключается в...

Оптимизация налоговых издержек и налоговой нагрузки на предприятие

В данной статье рассматриваются методики различных авторов для расчета налоговой нагрузки предприятия, на основании одной из них, проведен анализ налоговой нагрузки предприятия. Рекомендованы основные способы снижения налоговой нагрузки, в частности,...

Совершенствование системы бюджетирования в консолидированной группе компаний

В данной статье рассматривается алгоритм разработки бюджетов в консолидированной группе предприятий, выявляются проблемы при разработке бюджетов. Предлагаются способы решения проблем при составлении бюджетов.

Задать вопрос