Деофшоризация российской экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 марта, печатный экземпляр отправим 11 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 08.12.2019

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Рямов А. А. Деофшоризация российской экономики // Молодой ученый. — 2019. — №49. — С. 404-407. — URL https://moluch.ru/archive/287/64872/ (дата обращения: 28.02.2020).



Одной из существенных проблем экономики является финансовое наполнение денежно-финансовых сегментов, в том числе путем наличия и постоянного приращивания денежных потоков. Офшорные зоны не только не способствуют финансовой стабильности стран, но, более того, ухудшают состояние экономики, делая ее истонченной и уязвимой к колебаниям рынка. Более половины финансовых потоков не только России, но и всего мира увязают в офшорных зонах различных стран, что влечет за собой проблему не только национального, но и глобального уровня [1, 2].

Основной проблемой «офшоризации» является создание условий льготного налогообложения, что способствует переводу фактически действующих на территории России предприятий в юридическую юрисдикцию офшорной зоны, что влечет за собой закономерную недоимку в бюджете.

Результатом развития «офшоризации» явилось стремление государства к созданию правовой базы в целях регулирования и устранения проблем, связанных с оттоком капитала. В этой связи, начиная с 2012 г. в Российской Федерации ведется активная политика по «деофшоризации» отечественной экономики. Необходимость данных мер в первую очередь обусловлена опасениями, связанными с уменьшением поступлений в бюджет страны, что повлечет за собой сбой стабильного функционирования государственной системы.

Офшорные зоны, вместе с тем, не стоит определять исключительно в качестве негативного правового явления: они используются в целях оптимизации налогообложения в отдельно взятом государственном образовании. Офшорная зона, как правило, имеет более простые правила и налоговые режимы, нежели в остальных регионах страны. Одной из характерных черт офшорной зоны выступает отсутствие обязанности строгой отчетности налогового резидента, в том числе о контрагентах. В офшорной зоне отсутствуют запреты на принятие денежных средств от каких-либо определенных стран, отсутствует механизмы принуждения раскрытия информации, что, несмотря на благие цели, может послужить удобным условием для злоупотребления со стороны налоговых резидентов.

В результате использования офшорной зоны организация законно уменьшает объем налогообложения и минимизирует налоговую нагрузку, что позволяет извлекать большую прибыль, чем при использовании стандартных налоговых режимов. В то же время регистрация в офшорной зоне, как правило, не идентична осуществлению деятельности в таком регионе: фактическая деятельность осуществляется на территории государства со сложным налоговым законодательством. В этой связи у государства возникает отток капитала, уменьшение дохода бюджета, что не только вызывает экономическую нестабильность, но и отражается на политическом правовом поле.

Необходимость оптимизации налогообложения, конечно, затрагивает любые компании, как небольшие, так и крупные, однако наиболее острым указанный вопрос стоит именно при управлении крупными и высокодоходными организациями. Следовательно, и недоимки, которые образовываются в результате перевода таких компаний в офшор, также являются существенными для государства.

На примере Тюменской области можно выделить публичное акционерное общество «СУЭНКО»: крупнейшую ресурсоснабжающую компанию региона, учредители которой являются юридическими лицами, зарегистрированные в Австрии [4], как стране с существенными льготными послаблениями (данная страна не входит в перечень офшорных зон России, утвержденный приказом Минфина России № 108н от 13.11.2007 [5]).

Вся суть использования офшорных схем налогового планирования сводится к тому, что материнская компания регистрируется в офшорах, имеет огромное количество различных путей получения прибыли через применение «налоговых гаваней», так как, если речь идет о крупном предприятии, то оно имеет большое количество дочерних подразделений и их сделки совершаются на вполне законных основаниях.

Все правила ведения бизнеса диктуются из привлекательных для российского предпринимателя зон налогового льготирования. Как раз вот такие пробелы в законодательстве для российских компаний — «лакомый кусок» и возможность обойти налогообложения и вести офшорный бизнес, не утруждаясь.

Следует помнить, что ни один новый закон не должен противоречить Конституции РФ, а также ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов.

Так как офшорные зоны называют «налоговыми гаванями», считается, что главный признак — отсутствие налогообложения. Естественно, обычно офшор налоги не платит. Но не заплатить налоги, по конкретным сделкам, можно и в других, вполне престижных странах. Например, не платить налоги можно в сделках, совершенных за границей, и для компаний Гонконга, Сингапура, США, ОАЭ и т. д. Освобождение в налогообложении дивидендов или прироста капитала могут получить и высоко налоговые компании Австрии, Великобритании, Дании, Кипра и даже России [3].

Истинное преимущество офшорных зон заключается в возможности не сдавать финансовую отчетность. Именно в этой льготе — главное отличие офшоров от всех остальных компаний.

Правительством Российской Федерации в рамках выполнения поручения, содержащегося в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. о деофшоризации российской экономики, был разработан ряд нормативно-правовых актов, направленных на пресечение вывода средств из российской юрисдикции [6].

Так, например, принят Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» [7], предусматривающий налогообложение в Российской Федерации доходов компаний, находящихся в офшорной юрисдикции, если эти компании не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, контролирующих такие компании.

Кроме того, в отношении компаний, находящихся в офшорной юрисдикции, распространен запрет на получение кредитов Внешэкономбанка.

Также принят Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 23-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» [8], которым предусматривается, в том числе, установление запрета на получение субсидий из бюджета, бюджетных инвестиций и государственных (муниципальных) гарантий компаниям, находящимся в офшорной юрисдикции. В дополнение к вышесказанному Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 227-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен запрет на заключение государственных и муниципальных контрактов с компаниями, находящимися в офшорной юрисдикции [9].

19 февраля 2018 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным подписан ряд федеральных законов ("О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», «О внесении изменений в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации») которыми предусмотрены меры, направленные на легализацию бизнеса [10].

Главная цель государства отражается в двух аспектах, сложившихся на данный этап среди российских чиновников:

борьба с применением российскими предпринимателями офшорных юрисдикций;

создание необходимых благоприятных условий регистрации и ведения деятельности российского бизнеса на территории страны.

Ключевыми причинами развития офшорного бизнеса для Российской Федерации выступают несовершенство валютного и налогового регулирования, незащищенность территориальных границ, криминализация экономики и, как следствие, высокий уровень коррупции, побуждающий российских предпринимателей защищать права собственности через гарантированную офшорами конфиденциальность, валютные риски, политическая и экономическая нестабильность и недоверие к официальной власти и судебных органам.

Необходимость разработки эффективных мер по устранению негативного влияния офшорных зон на экономику России актуализировало потребность в анализе действующей нормативно-правовой базы РФ, затрагивающей вопросы деофшоризации. В результате можно сделать вывод о недостаточной эффективности национальной деофшоризационной политики, главными причинами чего являются ее формальный характер, несмотря на имеющиеся меры, применяемые Правительством РФ.

Анализ российских законов, направленных на деофшоризацию, которые по замыслу государства, в перспективе могут должным образом повлиять на развитие офшорного бизнеса, оцениваются экспертами противоречиво.

В общем и целом, политика деофшоризации российской экономики несмотря на ранние предпосылки формирования еще в начале 21 века только начинается. Она в целом соответствует трендам антиофшорной политики международного сообщества, с которым Российская Федерация постепенно развивает сотрудничество в данной сфере. Маленькими шагами Россия двигается к положительным и более эффективным результатам деофшоризации, однако данный процесс для его дальнейшего прогресса потребуется приложить серьезные усилия, связанные как с внутрироссийскими реформами, так и с выстраиванием активного международного взаимодействия.

Таким образом, офшоры являются одной из важнейших проблем, современного государства. Используя пробелы в законе через офшорные зоны, из страны выводятся внушительные денежные потоки, прибыльные предприятия избегают уплаты налогов.

Представляется, что в целях действенного и эффективного государственного контроля в области офшорных зон следует создать государственный орган по контролю и проверке российский предприятий, контрагентами которых являются организации, зарегистрированными в офшорных зонах.

Альтернативным вариантом по установлению государственного надзора может выступить расширение полномочий Федеральной налоговой службы или Росфинмониторинг в части проверки организаций в списке контрагентов у которых встречаются офшорные предприятия.

В качестве эффективной меры по противодействию офшорам могут выступить ограничения в части внесения организации в список нежелательных контрагентов, введения в отношении них повышенных налоговых тарифов.

Литература:

  1. Старостина М. И. Офшорный бизнес в современном мире / М. И. Старостина // Российский внешнеэкономический вестник. — 2014. — № 6. — С. 65–80.
  2. Аксанов К. В. Офшорные зоны в современном мире (на примере княжества Лихтенштейн) / К. В. Аксанов // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2017. — № 13. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/offshornye-zony-v-sovremennom-mire-na-primere-knyazhestva-lihtenshteyn (дата обращения: 18.11.2019).
  3. Макаренко М. В., Гончарова Н. А. Международное налоговое планирование, как составная часть корпоративного планирования / М. В. Макаренко, Н. А. Гончарова // Инновационная наука. — 2015. — № 14–1. — С. 77–78.
  4. Учредители АО «СУЭНКО» [Электронный ресурс]. — Ruprofile [сайт]. — URL: https://www.rusprofile.ru/foreign/35112 (дата обращения 01.11.2019 г.).
  5. Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 50.
  6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию» // Российская газета. 2013. № 282.
  7. Собрание законодательства РФ. 2014. N 48. Ст. 6657.
  8. Собрание законодательства РФ. 2016. N 7. Ст. 911.
  9. Собрание законодательства РФ. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4353.
  10. Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер (утв. Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 03.11.2019 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, офшорная зона, офшорная юрисдикция, компания, зона, внесение изменений, Россия, офшорный бизнес, российская экономика, экономическая нестабильность.


Похожие статьи

Оффшорный бизнес в России и проблемы его контроля

Итак, в российской предпринимательской деятельности активно практикуется использование

Внесение изменений в российское законодательство в связи с регулированием оффшоров

Ключевые слова: оффшор, оффшорная зона, оффшорный бизнес, оффшорная компания.

Офшоризация национальной экономики России: угроза...

Офшорная юрисдикция, она же офшорная зона или территория, она же офшор, — это страна или

Как ни странно, но во многом офшорный бизнес из России способствует развитию

Проблемы оффшоризации российской экономики. Россия — единственная страна мира, у...

Проблемы оффшоризации российской экономики

Впервые российские компании начали использовать офшоры в 1991 году, когда в Москве

Россия — единственная страна мира, у которой почти весь крупный бизнес и флот вместе с

Необходимо отметить, что Россия очень сильно проигрывает иностранным юрисдикциям по...

Проблемы офшоризации российской экономики

Россия, Российская Федерация, вывоз капитала, зона, РФ, автоматический обмен, главный образ, мировая экономика, российская экономика, информация. офшорные зоны, вывоз капитала, деофшоризация экономики.

Проблемы правового регулирования деофшоризации экономики

Используемые офшорные схемы и размещение номинальных офисов в разных государствах

Российская Федерация только начинает эту работу, и можно констатировать, что

Внесенные изменения в законодательство РФ знаменуют только начало Российской деофшоризации.

Понятие и сущность функционирования оффшорных зон

Практика Российской Федерации в организации оффшорных зон показала неспособность административно-правового регулирования и

Оффшор – это свободная экономическая зона (СЭЗ), которая может находиться в одном государстве или на территории другого.

О политике деофшоризации российского бизнеса | Статья...

С 1 июля 2015 года в России проводится добровольное декларирование физлицами имущества, активов и счетов за рубежом, или так называемая амнистия капитала в рамках ФЗ N 376 от 24 ноября 2014 года, (о внесении изменений в НК РФ)...

Оффшорные зоны мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: оффшор, оффшорная зона, оффшорный бизнес, оффшорная компания.

Сама компания с момента регистрации подпадает под юрисдикцию страны пребывания и с

Экономика оффшора Гибралтар демонстрирует на протяжении последних более чем десяти...

Особенности развития оффшорного бизнеса и процессов...

FATF, российская экономика, Россия, США, компания, млрд, долл, банк России, Российская Федерация, российский бизнес. Сравнительный анализ объектов авторского права российского... Зоны льготного налогообложения и проблемы оттока капитала в РФ.

Деофшоризация российской экономики | Статья в журнале...

С одной стороны, деятельность компаний в офшорных зонах (юрисдикциях) — источник корпоративной

Также, в рамках анализа проблемы деофшоризации российской экономики нельзя не упомянуть о самой популярной среди русских бизнесменов юрисдикции — Кипр.

Похожие статьи

Оффшорный бизнес в России и проблемы его контроля

Итак, в российской предпринимательской деятельности активно практикуется использование

Внесение изменений в российское законодательство в связи с регулированием оффшоров

Ключевые слова: оффшор, оффшорная зона, оффшорный бизнес, оффшорная компания.

Офшоризация национальной экономики России: угроза...

Офшорная юрисдикция, она же офшорная зона или территория, она же офшор, — это страна или

Как ни странно, но во многом офшорный бизнес из России способствует развитию

Проблемы оффшоризации российской экономики. Россия — единственная страна мира, у...

Проблемы оффшоризации российской экономики

Впервые российские компании начали использовать офшоры в 1991 году, когда в Москве

Россия — единственная страна мира, у которой почти весь крупный бизнес и флот вместе с

Необходимо отметить, что Россия очень сильно проигрывает иностранным юрисдикциям по...

Проблемы офшоризации российской экономики

Россия, Российская Федерация, вывоз капитала, зона, РФ, автоматический обмен, главный образ, мировая экономика, российская экономика, информация. офшорные зоны, вывоз капитала, деофшоризация экономики.

Проблемы правового регулирования деофшоризации экономики

Используемые офшорные схемы и размещение номинальных офисов в разных государствах

Российская Федерация только начинает эту работу, и можно констатировать, что

Внесенные изменения в законодательство РФ знаменуют только начало Российской деофшоризации.

Понятие и сущность функционирования оффшорных зон

Практика Российской Федерации в организации оффшорных зон показала неспособность административно-правового регулирования и

Оффшор – это свободная экономическая зона (СЭЗ), которая может находиться в одном государстве или на территории другого.

О политике деофшоризации российского бизнеса | Статья...

С 1 июля 2015 года в России проводится добровольное декларирование физлицами имущества, активов и счетов за рубежом, или так называемая амнистия капитала в рамках ФЗ N 376 от 24 ноября 2014 года, (о внесении изменений в НК РФ)...

Оффшорные зоны мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: оффшор, оффшорная зона, оффшорный бизнес, оффшорная компания.

Сама компания с момента регистрации подпадает под юрисдикцию страны пребывания и с

Экономика оффшора Гибралтар демонстрирует на протяжении последних более чем десяти...

Особенности развития оффшорного бизнеса и процессов...

FATF, российская экономика, Россия, США, компания, млрд, долл, банк России, Российская Федерация, российский бизнес. Сравнительный анализ объектов авторского права российского... Зоны льготного налогообложения и проблемы оттока капитала в РФ.

Деофшоризация российской экономики | Статья в журнале...

С одной стороны, деятельность компаний в офшорных зонах (юрисдикциях) — источник корпоративной

Также, в рамках анализа проблемы деофшоризации российской экономики нельзя не упомянуть о самой популярной среди русских бизнесменов юрисдикции — Кипр.

Задать вопрос