Отличительные особенности проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 08.12.2019

Статья просмотрена: 7411 раз

Библиографическое описание:

Шубина, Е. А. Отличительные особенности проектной деятельности / Е. А. Шубина, А. Н. Бредихина, К. А. Аникеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64797/ (дата обращения: 16.04.2024).



Для того чтобы быть конкурентоспособным в современных условиях и эффективнее использовать ограниченные ресурсы, необходимо внедрение и применение новых управленческих инструментов. Одним из таких инструментов является проектное управление.

Во всем мире методы проектного управления показали свою востребованность и эффективность. Роль проектов в мире повышается, расширяется область применения проектных методов управления/

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, управление проектом.

Традиционно под проектной деятельностью на предприятии понимается деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов, реализуемых предприятием [1, с. 29].

В соответствии с п.3 «Термины и определения» ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» проект — это «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений» [2]. Отличительной особенностью проектной деятельности от функциональной деятельности является то, что получаемый результат носит уникальный характер, а деятельность по достижению такого результата осуществляется на предприятии впервые. После достижения заданного результата проект завершается и, соответственно, завершается проектная деятельность, связанная с данным проектом.

Функциональная деятельность осуществляется на предприятии постоянно различными функциональными подразделениями (конструкторским отделом, планово-экономическим отделом, бухгалтерией, технологическим отделом и т. п.).

Для определения отличий продуктового и инвестиционного проекта обратимся к определению инвестиций в соответствии Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»: «инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [3].

Инвестиционный проект можно рассматривать как комплекс взаимосвязанных мероприятий, предусматривающий вложение инвестиций и как документ, обосновывающий экономическую целесообразность, объем и сроки осуществления капитальных вложений, а также содержащий описание практических действий по осуществлению инвестиций.

Отличительной сущностной характеристикой инвестиционного проекта является наличие инвестиций и необходимость получения результата в виде полезного эффекта от этих инвестиций (получение прибыли, совершенствование технологии, повышение экологической безопасности, улучшение условий труда и т. п.).

Под продуктовым проектом, как правило, понимается проект создания и вывода на рынок конкретного нового изделия, а также действия по изготовлению конкретного заказа на предприятиях с единичным и мелкосерийным типом производства. Проекты, направленные на снижение себестоимости изделия, повышение его качества, снижение длительности цикла изготовления к продуктовым не относятся.

Функции управления проектами, их отличие от функций по реализации проекта.

В соответствии с п.3 «Термины и определения» ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» управление проектомэто «планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленные на эффективное достижение целей проекта» [2]. Таким образом, функции управления проектом включают планирование, организацию и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов, используемых при реализации проекта. Например, проект строительства школы предполагает

– осуществление функций по реализации проекта: работы по возведению здания школы, закупке материалов и т. п.;

– осуществление функций по управлению проектом: планирование закупок и строительных работ, расчет затрат на строительство, управление персоналом, мониторинг результатов и т. п.

В соответствии с п. 5 ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» в составе действий по управлению проектом выделяют:

– управление содержанием проекта;

– управление сроками проекта;

– управление затратами в проекте;

– управление рисками проекта;

– управление персоналом проекта;

– управление заинтересованными сторонами проекта;

– управление поставками проекта;

– управление качеством в проекте;

– управление обменом информацией в проекте;

– управление интеграцией проекта [2].

Все объекты управления проектной деятельностью имеют общие признаки: достижение цели имеет приоритет над выполнением функций, цель взаимоувязана с задачами, мероприятиями, ресурсами и показателями.

Управленческие проекты приобретают особую актуальность, позволяя, например, в рамках стратегии организации сделать акцент на уникальных мероприятиях, предполагающих создание новых систем и организационных технологий. При этом стратегия развития организации является реалистичной, если содержит проекты, конкретизирующих стратегические задачи.

Таким образом, проектному управлению рекомендуется отводить особое место в составе системе стратегического управления организацией.

Необходимость ивозможные формы организации управления проектом.

Для выполнения функций управления проектом на предприятиях формируют специальную организационную структуру. Для управления портфелем проектов предприятия часто создают специализированное подразделение — проектный офис. В ряде случаев принимается решение о вынесении функций проектного офиса на аутсорсинг.

Отдельно для каждого проекта формируются временные органы управления проектом. В соответствии с п.4 ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» для каждого проекта рекомендуется формировать команду проекта, а также руководителя проекта, заказчика и куратора проекта.

Руководитель проекта осуществляет непосредственное управление проектом. Для ведения документооборота, мониторинга хода реализации проекта отдельно выделяется должность администратора проекта. Целесообразность выделения работника, выполняющего функции администратора проекта отражена и в Постановлении Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».

Заказчик проекта — физическое или юридическое лицо, которое является владельцем результата проекта. Куратор проекта — лицо, ответственное за обеспечение проекта ресурсами и осуществляющее административную, финансовую и иную поддержку проекта. Команда проекта — совокупность лиц, групп и организаций, объединенных во временную организационную структуру для выполнения работ проекта.

Для управления крупными проектами может формироваться специализированное подразделение (проектный офис или дирекция по управлению проектом), включающая руководителя проекта, администратора проекта и функциональных специалистов, специализирующихся на осуществлении отдельных действий по управлению проектом. Сотрудники данного подразделения входят в состав команды проекта.

В организации может эффективно сочетаться функциональная и проектная деятельность. Если первая подчинена выполнению текущих целей и задач, то проектная, возникает при появлении новых сложных задач и организации крупных мероприятий, на решение которых отводится ограниченное количество времени и финансовых ресурсов.

Если текущая деятельность укладывается в существующую организационную структуру, регламентирована нормативными актами и поддерживается информационными системами, то проектный подход формализован и тем более автоматизирован гораздо слабее.

Литература:

  1. Голикова Г. В. Управление проектами: учебное пособие/Г. В. Голикова, Ю. Р. Николаева, Е. А. Шубина, Р. М. Тайдаев. — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2018. — 187 c.
  2. ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. требования к управлению проектом». — http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=179244
  3. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/
Основные термины (генерируются автоматически): проект, проектная деятельность, управление проектом, ГОСТ Р, Проектный менеджмент, инвестиционный проект, проектное управление, проектный офис, реализация проекта, руководитель проекта.


Похожие статьи

Роль проектного управления в реализации приоритетных...

проектное управление, проектный подход, проектная деятельность, Российская федерация, проект, управление проектами

проектное управление, решение, проектный менеджмент, управленческое решение, проектная деятельность, подготовка проекта, работа, ГОСТ Р...

Реализация проектного управления в муниципальных...

Реализация проектного управления в муниципальных образованиях Белгородской области.

В целом, проектное управление рассматривается как особый вид управленческой

ГОСТ Р 54870–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»

Базовые элементы проектного управления в общественном...

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленной на реализацию...

Формирование корпоративной системы управления проектами...

‒ создание и реализация пилотного проекта; ‒ внедрение информационной системы; ‒ разработка плана мероприятий по переводу проектов в ведение проектного офиса; ‒ проведение собраний по выполнению плана внедрения корпоративной системы управления...

Управление проектами на промышленном предприятии

Проектно управление предполагает обоснование целей, создание проектов для их достижения и оперативное управление в ходе выполнения проектов.

Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.

Особенности организации проектного офиса в компании

Ключевые слова: проектный офис, организация проектного офиса, корпоративная система управления проектами.

На сегодняшний день многие компании используют в своей деятельности проектный метод управления.

Понятие, роль и актуальность проектного управления в России

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленной на реализацию этой модели.

Оценка эффективности системы управления проектами...

Система управления проектами как самостоятельная сфера менеджмента в настоящее время активно

система управления проекта, проектное управление, проектный офис

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой деятельности...

Проектный подход в управлении бизнесом | Статья в журнале...

ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом».

Система управления проектами и методов управления ИТ-проектами выстраивается с целью реализации портфеля проектов в компании, как инструмент достижения стратегических целей...

Похожие статьи

Роль проектного управления в реализации приоритетных...

проектное управление, проектный подход, проектная деятельность, Российская федерация, проект, управление проектами

проектное управление, решение, проектный менеджмент, управленческое решение, проектная деятельность, подготовка проекта, работа, ГОСТ Р...

Реализация проектного управления в муниципальных...

Реализация проектного управления в муниципальных образованиях Белгородской области.

В целом, проектное управление рассматривается как особый вид управленческой

ГОСТ Р 54870–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»

Базовые элементы проектного управления в общественном...

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленной на реализацию...

Формирование корпоративной системы управления проектами...

‒ создание и реализация пилотного проекта; ‒ внедрение информационной системы; ‒ разработка плана мероприятий по переводу проектов в ведение проектного офиса; ‒ проведение собраний по выполнению плана внедрения корпоративной системы управления...

Управление проектами на промышленном предприятии

Проектно управление предполагает обоснование целей, создание проектов для их достижения и оперативное управление в ходе выполнения проектов.

Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.

Особенности организации проектного офиса в компании

Ключевые слова: проектный офис, организация проектного офиса, корпоративная система управления проектами.

На сегодняшний день многие компании используют в своей деятельности проектный метод управления.

Понятие, роль и актуальность проектного управления в России

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленной на реализацию этой модели.

Оценка эффективности системы управления проектами...

Система управления проектами как самостоятельная сфера менеджмента в настоящее время активно

система управления проекта, проектное управление, проектный офис

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой деятельности...

Проектный подход в управлении бизнесом | Статья в журнале...

ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом».

Система управления проектами и методов управления ИТ-проектами выстраивается с целью реализации портфеля проектов в компании, как инструмент достижения стратегических целей...

Задать вопрос