Психологические особенности толерантности: сущность понятия, характеристика, типы. Толерантное мировосприятие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 октября, печатный экземпляр отправим 14 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 04.12.2019

Статья просмотрена: 1113 раз

Библиографическое описание:

Петрухина, А. С. Психологические особенности толерантности: сущность понятия, характеристика, типы. Толерантное мировосприятие / А. С. Петрухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 564-566. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64795/ (дата обращения: 28.09.2020).



В данной статье рассмотрено понятие толерантность, ее типология и структура. Также в работе отмечены классификации и характеристики толерантности.

Ключевые слова: толерантность, социальная толерантность, толерантное мировосприятие.

Понятие толерантность подразумевает терпимое отношение к кому-либо или чему-либо; предполагает установку на либеральное, уважительное отношение, принятие поведения окружающих людей, их убеждений, национальных, религиозных и прочих традиций, ценностей, мировоззрения и прочих аспектов человеческой жизни, отличных от собственных. [1]

Толерантность способствует установлению доброжелательных отношений и упразднению конфликтов.

Толерантности характерна многоуровневая структура:

– терпимость, равнозначная безразличию, удаленности, абстрагированию от социума;

– смирение, с целью сохранения доброжелательных отношений и социально-одобряемого сохранения поведения;

– снисхождение к различиям;

– нравственные ориентации на уважение и признание прав других;

– любопытство, интерес к различиям, убеждение в их ресурсоспособности для развития общества в целом и отдельной личности.

Так, «толерантность понимается как терпимость к инокультуре, иномыслию, иноверию, соответствующее понимание и т. д., как сосуществование в рамках определенных отношений, в том числе и в процессах взаимодействия». [2]

Человек, обладающей толерантностью, — это личность, способная к восприятию отличного от его собственного мнения, поведенческие особенности других людей, при условии отсутствия в этом угрозы здоровью и жизни. Толерантность обусловлена наличиями психических ресурсов к этому. При наличии таковых толерантность раскрывается в некотором диапазоне пространства, в котором человек готов к взаимодействию, сохраняя чувство собственного Я.

Типология толерантности включает три позиции.

Рис. 1. Типы толерантности

Личностная толерантность базируется на ценностно-смысловых факторах, ведущими из которых являются уважение к человеку, право на ответственность за собственную жизнь и признание ее за каждым индивидом.

Для данного типа толерантности особенна важна способность личности к устойчивости, сохранение в постоянстве установок, ценностей, смыслов, определяющих внутренний мир человека, а следовательно мировосприятие в целом и индивидуальное поведение.

Во многом реализация личности происходит посредством социализации. Поэтому уместно говорить о социальной толерантности. Социальная толерантность предполагает взаимосвязь личности с обществом, а именно различными социальными группами. Это взаимодействие предполагает соотнесение собственного поведения с поведением других. Социальная толерантность реализуется в социальной ответственности личности за членов социальной группы с точки зрения морали, этики и права. Такая толерантность присуща лишь зрелой личности, которая признает социальные права не только перед отдельно взятым человеком, но и перед социальными группами с их ценностными ориентациями.

Этническая толерантность выходит из общего ряда типов социальной толерантности (по принципу половой принадлежности, социальному положению, профессии и пр.). Этническая толерантность основывается на отношении к другим на основе их этнической принадлежности.

Б. Ф. Поршнев отмечает древние корни нетерпимости к другим этносам: противопоставление «мы» — «они», «свои» — «чужие»: самоидентификация по национальной принадлежности. Проявляется чаще всего на бессознательном уровне. [4] Эта идея берет начало от научной школы К. Юнга о коллективном бессознательном, а современные исследования утверждают значительное влияние многообразного генетического материла.

Формирование межрасовой, межнациональной, межконфессиональной толерантности длительный личностный и социальный процесс. Педагогическая психология отводит большую роль в ее формировании воспитанию. Данная проблема наиболее актуальна в крупных городах, мегаполисах, где население очень разнообразно.

Целенаправленное воспитание тем эффективнее, чем больше аспектов влияния на человека оно учитывает. В данном контексте индивид выступает субъектом воздействия реалий социума через призму индивидуальной позиции человека.

На бытовом уровне на человека оказывают влияние обычаи и традиции не только собственной семьи, но и соседей, пример межнационального общения, взаимодействия старших, модель их поведения в тех или иных ситуациях. Значение имеет даже случайная информация СМИ, наблюдения реальной жизни. В процессе данного влияния особенно важно эмоциональное сопровождение ситуаций, влекущее рефлексию и некоторое запечатление. Толерантность требует гибкости характера, является ценностью сама по себе.

В. С. Библер отмечает важность трансформации сознания от «человека образованного» к «человеку культуры». Человек культуры отличается обширным взглядом на область культурного многообразия. Процесс данного перехода происходит в течение всей жизни человека под воздействием большого количества факторов, среди которых особенно важны воспитание и образование. [3]

Важной задачей общества, по мнению П. М. Козырева, является развитие коммуникативной культуры, которая выступает инструментарием поиска способов взаимодействия различных социальных групп и методов принятия их разнообразия.

Коммуникативная толерантность определяется отношением индивида к окружающим людям, показывает уровень принятия и приемлемости психических состояний партнера по коммуникации, ее качеств и поведения.

В. В. Бойко предлагает свою классификацию толерантности, основанную на процессе коммуникации:

  1. ситуативная коммуникативная толерантность проявляется во взаимодействии с конкретной личностью, распознается по фразам типа: «Этот человек меня раздражает. Не могу его терпеть» и др.;
  2. типологическая коммуникативная толерантность характеризуется отношением личности к группе людей;
  3. профессиональная коммуникативная толерантность имеет место в сфере осуществления профессиональной деятельности (например, терпимость отдельного человека к политике навязывания консультантов; терпимость врача к капризному поведению пациента);
  4. общая коммуникативная толерантность подразумевает выраженную тенденцию дружелюбия и приятия ко всем людям. Обусловлена особенностями характера, принципами морали и нравственности, состоянием психологического здоровья, общим уровнем коммуникативности.

Психологи отмечают, что толерантность имеет несколько измерений: когнитивное, эмоциональное, поведенческое.

Толерантность как сложное явление имеет несколько измерений. Для исследования необходимо остановиться на трех из них: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Когнитивное измерение базируется на осознании и принятии индивидом сложности, неоднозначности, многомерности реальной жизни, вариативности ее восприятия, оценки и восприятия, а также признание существования относительности данных процессов, их субъективности как другими людьми, так и собой.

Наиболее выразительно данное измерение при возникновении противоречивых ситуаций, столкновении взглядов, что позволяет рассматривать их в качестве богатства индивидуальных интерпретаций и как проявление плюрализма. Толерантность выступает особым качеством личности, не позволяющим иметь место переходу когнитивного конфликта в межличностный.

Эмоциональное измерение воплощается в способности к эмпатии.

Полная эмпатия безоценочна. В эмоциональном измерении коммуникативной ситуации ее участники имеют возможность обрести ту или иную общность, восстанавливая тем самым человеческую разобщенность и нетерпимость друг к другу. Присутствует возможность компенсации разногласий посредством установления доверительного контакта, достижения безопасной обстановки. Это позволяет снизить уровень напряженности, а также дает возможность преодоления обостренных отношений, соперничества.

Поведенческое измерение, по мнению С. Л. Братченко, поверхностно, однако приковывает внимание ученых как объект диагностического метода.

Поведенческое измерение включает:

– способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения;

– способность толерантно относиться к высказываниям других, в частности внимательно слушать, спокойно воспринимать оценки, критику, мнения других; подчинение мысли, что, насколько бы не противоречили слова оратора своим собственным, они все-таки имеют право на существование;

– способность не только тактично высказываться и внимательно слушать, но и взаимодействовать с «инакомыслящим», договариваться, приходить к консенсусу.

Н. А. Асташова отмечает, что толерантная личность сочетает в себе ряд важнейших характеристик, отражающих психолого-этические линии человеческих отношений:

  1. Гуманность, предполагающая внимательное отношение к внутреннему миру человека, веру в его доброе начало, человечность межличностных отношений, отказ от умыслов по принуждению и подавлению достоинств человека;
  2. Рефлексивность определяется глубоким знанием личностных особенностей, достоинств и недостатков, переосмысление их через призму толерантности;
  3. Свобода в совокупности с ответственностью и долгом;
  4. Ответственность подразумевает умение ответить за свои поступки и действия; возможность проявить силу в выборе верного решения при критической ситуации;
  5. Широкий взгляд на окружающий мир, способность его оценки более многоаспектно, объективно;
  6. Перцепция, или умение выявлять, обращать внимание на различные свойства людей, проникать в их внутренний мир;
  7. Эмпатия, т. е. способность к сопереживанию проблемам других людей, эмоциональная оценка событий;
  8. Способность ккомпромиссу, гибкость — умение адаптироваться к различным окружающим обстоятельствам, способность принимать решения в меняющихся условиях.

Таким образом, толерантность сама по себе является и ценностью, и установкой, показателем воспитанности и образованности человека и т. д. Она способствует комфортному сосуществованию в социуме, реализации положительного коммуникативного контакта.

Наряду с многообразными классификациями и системами измерений возникает новое специфическое понятие — толерантное мировосприятие, характеризующееся присущими человеку самообладанием, самоконтролем, способностью к уравновешенному восприятию реальности, социальной группы, личности. Иначе говоря, толерантное мировосприятие — это высшая степень развитости толерантности, переходящая от личного качества к стилю жизни.

Так, толерантность подразумевает терпимое отношение как к отдельно взятой личности, так и целым социальным группам, в частности, к национальным общностям. Проявление толерантного отношения обусловливается сферой реализации межличностных отношений, особенностями коммуникативного контакта.

Само наличие противопоставления себя, социальной группы, к которой принадлежишь к «иным» обусловлен историческими факторами. Ученые предлагают когнитивный и эмоциональный подход для изучения толерантности.

Литература:

  1. Луценко Е. Л. Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты. / Современные исследования социальных проблем (электронный журнал) / — / Е. Л. Луценко, Д. В. Ефимова / — 2012. — № 11 (19). — URL https: www.sisp.nkras.ru.
  2. Николсон П. Толерантность как моральный идеал // Вестник Уральского / — 2001. — № 1. — С.129–146.
  3. Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции. / Социологические исследования /– М.: 2003. — № 8. — С.54–63.
  4. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. СПб.: 2012. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная толерантность, толерантность, отношение, социальная группа, способность, толерантное мировосприятие, поведенческое измерение, реальная жизнь, терпимое отношение, эмоциональное измерение.


Ключевые слова

толерантность, социальная толерантность, толерантное мировосприятие

Похожие статьи

Анализ понятия «толерантность» в современной научной...

Социальная толерантность — это форма партнерского взаимодействия между различными социальными группами общества и его властными структурами, когда признаются необходимость сотрудничества и уважение позиций сторон [7].

Характеристика толерантности как педагогического понятия

Этическое определение (хотя толерантность здесь соотносится с терпимостью), раскрывающее нравственную суть толерантности (терпимости), звучит в словаре по этике: «Терпимость — моральное качество, характеризующее терпимое отношение к интересам, убеждениям...

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности

Таким образом, категория толерантности приобретает действенные социальные

В процессе формирования толерантности в образовании ведущую роль играет педагог и его

ценностей, один из универсальных поведенческих образцов, предполагающих не только сохранение и...

Понятие «толерантность» в современной науке: критерии...

Ключевые слова: толерантность, терпимость, критерии толерантности. Несмотря на существующее многообразие публикаций, и научных трудов посвященных изучению социального феномена «толерантность», современные ученые и исследователи зачастую...

Основные подходы к изучению понятия толерантности...

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — отсутствие или ослабление реагирования на какой

Сегодня достаточно много разных взглядов исследователей на понятия толерантности, но в одном они схожи, что толерантность — это отношение к различию другого индивида.

Исследование взаимосвязи толерантности с процессами...

Изменение индекса толерантности в группе «зависимых» субъектов показало преимущество в сравнении с испытуемыми группы «автономных»

Социально-психологические особенности формирования...  моральная толерантность — терпение, терпимость, ассоциируемая с...

Теоретические основы толерантности | Статья в журнале...

Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального

В основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию и предвидеть выход из

Толерантность — абсолютная нечувствительность или существенное уменьшение остроты...

Консультирование семьи и молодёжи в аспекте толерантного...

Проблема толерантности возникла благодаря тому, что интолерантность стала серьёзным социальным вызовом.

Толерантность — позиция признания иных ценностей, взглядов

Любовь является наивысшим качеством личности, позволяющей реально воспринимать...

Формирование толерантности у младших школьников как...

Толерантность — свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов

Толерантность младших школьников нуждается в формировании через три компонента

Н. А. Толерантность младших школьников по отношению к детям с особыми...

Похожие статьи

Анализ понятия «толерантность» в современной научной...

Социальная толерантность — это форма партнерского взаимодействия между различными социальными группами общества и его властными структурами, когда признаются необходимость сотрудничества и уважение позиций сторон [7].

Характеристика толерантности как педагогического понятия

Этическое определение (хотя толерантность здесь соотносится с терпимостью), раскрывающее нравственную суть толерантности (терпимости), звучит в словаре по этике: «Терпимость — моральное качество, характеризующее терпимое отношение к интересам, убеждениям...

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности

Таким образом, категория толерантности приобретает действенные социальные

В процессе формирования толерантности в образовании ведущую роль играет педагог и его

ценностей, один из универсальных поведенческих образцов, предполагающих не только сохранение и...

Понятие «толерантность» в современной науке: критерии...

Ключевые слова: толерантность, терпимость, критерии толерантности. Несмотря на существующее многообразие публикаций, и научных трудов посвященных изучению социального феномена «толерантность», современные ученые и исследователи зачастую...

Основные подходы к изучению понятия толерантности...

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — отсутствие или ослабление реагирования на какой

Сегодня достаточно много разных взглядов исследователей на понятия толерантности, но в одном они схожи, что толерантность — это отношение к различию другого индивида.

Исследование взаимосвязи толерантности с процессами...

Изменение индекса толерантности в группе «зависимых» субъектов показало преимущество в сравнении с испытуемыми группы «автономных»

Социально-психологические особенности формирования...  моральная толерантность — терпение, терпимость, ассоциируемая с...

Теоретические основы толерантности | Статья в журнале...

Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального

В основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию и предвидеть выход из

Толерантность — абсолютная нечувствительность или существенное уменьшение остроты...

Консультирование семьи и молодёжи в аспекте толерантного...

Проблема толерантности возникла благодаря тому, что интолерантность стала серьёзным социальным вызовом.

Толерантность — позиция признания иных ценностей, взглядов

Любовь является наивысшим качеством личности, позволяющей реально воспринимать...

Формирование толерантности у младших школьников как...

Толерантность — свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов

Толерантность младших школьников нуждается в формировании через три компонента

Н. А. Толерантность младших школьников по отношению к детям с особыми...

Задать вопрос