Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 марта, печатный экземпляр отправим 11 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 04.12.2019

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Сергеева Д. С. Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования // Молодой ученый. — 2019. — №49. — С. 516-517. — URL https://moluch.ru/archive/287/64759/ (дата обращения: 28.02.2020).



На сегодняшний день речь идёт о серьёзных изменениях в сфере высшего образования в России. Развернувшаяся реальная ситуация, с которой сталкиваются молодые педагоги, ориентирует их соответствовать особенностям современных детей и подростков, ведущим тенденциям развития социума и культуры и обусловленным этим особенностям и тенденциям изменениям и новшествам, осуществляющиеся в образовании за последние десятилетия. Современному педагогу для осуществления качественной и эффективной педагогической деятельности важно быстро и c должным пониманием реагировать на все реалии современной жизни в целом и образования, в частности. Это предопределяет необходимость быть современному педагогу, во-первых, современным, во-вторых, грамотным специалистом, в-третьих, инновационным.

В информационном обществе, корневой характеристикой которого является первоочередная роль информации в определении целей, содержания и путей реализации образовательного процесса, образование продолжает выполнять свои коренные социокультурные функции, а именно:

– «является способом социализации личности и преемственности поколений;

– средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

– ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

– обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных ориентаций и моральных принципов». [3]

Реализация перечисленных функций вряд ли возможна, если современные педагоги не готовы и не способны к организации условий в образовательном процессе, способствующих включению детей в активные творческие формы освоения способов человеческой деятельности и культуры. В числе одного из актуальных эффективных путей создания подобных условий исследователи и практики рассматривают социокультурные (или культурные) практики. Такие практики, по мнению современных исследователей, являются одним из эффективных способов, которые позволяют повышать качество образования учащихся, соответствуя всем современным стандартам высшего образования.

Какой смысл вкладывают учёные и практики в понятие «социокультурная (или культурная) практика»?

В контексте нашего исследования важно следующее утверждение О. В. Долженко: «…практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура — сущностное качество любой формы деятельности)». [2]

Собственно, само понятие «культурные (или социокультурные) практики в образовательном процессе» рассматривается исследователями как новое для педагогики и передового образования, и поэтому до конца еще не изученное. Действительно, собственно, сам термин и, соответственно, определение его сущности активно обсуждается исследователями и практиками в последнее время. В частности, большой интерес представляет трактовка данного термина, предложенная отечественным исследователем Н. Б. Крыловой. Согласно Н. Б. Крыловой, понятие «социкультурные практики» в образовательном процессе трактуются следующим образом:

– «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и складывающиеся пространства организации собственного действия и опыт;

– поиск и апробацию (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения самых разнообразных познавательных и прагматических потребностей;

– стихийное автономное приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми (работа в различных командах и общественных структурах) — взрослыми и сверстниками;

– приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, защиты, альтруизма, эмпатии, гордости, радости, печали и т. д.» [2].

Исследователи в области педагогики в последнее время активно изучают актуальные пути организации и различные аспекты эффективности социокультурных практик. При этом основную направленность и личностно-индивидуальную значимость социокультурных практик учёные и практики определяют следующим образом. Социокультурные практики способствуют организации и реализации для обучающихся культурного обогащения учитывая общекультурные, цивилизованные нормы в образовательном процессе. Исследователями также отмечается такую важную особенность культурных практик, как их комплексный интегративный характер. Действительно, культурные практики включают в себя: овладение общечеловеческими нормами поведения в равном обществе; обогащение непрерывного опыта различных видов деятельности, а также стремление к накоплению личных результатов и достижений, которые раскрывают в человеке: индивидуальность, духовность, инновационность. При этом учебная деятельность учащегося рассматривается как одна из его социокультурных практик.

Н. Б. Крылова считала, что возможно выделить следующие виды «социокультурных практик»:

– «образовательные или учебные и внеучебные практики: тренинги, ресурсный круг, групповая работа, погружение (ориентирована на развитие умений работать в коллективе и освоение применением на различном уровне сложности определённой суммы знаний);

проектно-исследовательские практики (направлены на самостоятельную деятельность ученика, поиск и обработка информации с использованием традиционных и современных ресурсов; цели этой практики связаны с формированием исследовательской культуры учеников, а также с обретением опыта самостоятельной творческой работы; формы реализации практик — проект, реферат, исследование);

экспедиционные практики (данная деятельность учащихся способствует развитию познавательного интереса, стремлению к поиску информации и применению ее на практике, развитию коммуникативных навыков, а также самообучению и самосовершенствованию личности; формы организации практики — экскурсии, экспедиции, походы, встречи с интересными людьми, публикации в СМИ;

музейные практики (помимо работы с информацией, организация социокультурных практик позволяет использовать культурное наследие музеев и школ, а также подразумевает беседы и встречи с работниками музеев; работа музея может осуществляться в двух пространствах: реальном и виртуальном)».

В обозначенных условиях особенно остро встает проблема необходимости готовности и способности педагогических работников к организации и реализации социокультурных (культурных) практик. Причем, важно создание подобных условий в рамках базового педагогического образования. Проблема поиска создания таких условий приобретает острую актуальность. Поиск таких путей в рамках педагогических дисциплин — это центральная проблема нашего исследования.

Литература:

  1. Долженко О. В. Очерки по философии образования: учебное пособие. — Москва: Промо-Медиа, 1995. — 240 с.
  2. Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. — Москва: Народное образование, 2000. — 74, 272 с.
  3. Конев В. А. Человек в мире культуры (Человек, культура, образование): пособие по спецкурсу / В. А. Конев. — Самара: Самарский университет, 1999. — 123 с.
  4. Родина Н. М. Культурные практики в образовательном процессе детского сада / Н.М Родина // «Детский сад: теория и практика». — 2015. — Выпуск 5. — С. 24.
Основные термины (генерируются автоматически): практик, образовательный процесс, высшее образование, последнее время, современный педагог.


Похожие статьи

Современные педагогические технологии в образовательном...

Высшее образование наряду с некоторыми индикаторами, характеризующими инновационный потенциал страны, является одним из факторов конкурентноспособности экономики Казахстана. Решить задачи подготовки специалистов, отвечающих требованиям времени...

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель качества...

Педагог 21 века поставлен в сложные условия современного нравственного кризиса, с одной стороны; развитием новых технологий, внедряемых в учебный процесс, с другой стороны. На преподавателе лежит высокая ответственность за умение в век компьютерных технологий...

Роль и миссия учителя в современном образовательном...

высшая школа, педагогическое сотрудничество, образовательный процесс, Педагогика сотрудничества, педагог, воспитание

деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система, система образования, учебный процесс, элемент действия, эра.

Современная система высшего образования Российской...

Ключевые слова: высшее образование, образовательная система, Болонский процесс, модернизация, глобализация. В последние десятилетия система высшего образования Российской Федерации находится в стадии непрерывного реформирования.

Современные аспекты профессиональной подготовки студентов...

Педагогическая практика – это составная часть основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объёмы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по уровням...

Педагогические технологии в образовательной практике

педагогическая технология, педагогический процесс, образование, педагогическая практика, средство

Современные педагогические технологии в образовательном... Использование современных педагогических технологий в учебном процессе вуза создает...

Система подготовки и переподготовки педагогических кадров...

Современный детский сад — уникальная образовательная организация нового типа

В системе образования России особое место занимает профессиональное образование

Педагоги детских садов постоянно испытывают трудности по применению педагогических...

Современные психолого-педагогические технологии обучения

В последнее время получил распространение ещё один термин — «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к

В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам...

Качество образования как педагогическая проблема

качество образования, высшее образование, качество, вуз, учебный процесс, образовательный процесс, высшее учебное

Социально-экономические изменения в современном обществе выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению...

К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его...

Понятия «образовательный» и «педагогический» процессы имеют много общего.

Образовательный процесс в вузе – это саморазвитие личности в культуре в процессе ее

В последнее время гармонизация рассматривается как принцип (Ш.А. Амонашвили, В.И...

Похожие статьи

Современные педагогические технологии в образовательном...

Высшее образование наряду с некоторыми индикаторами, характеризующими инновационный потенциал страны, является одним из факторов конкурентноспособности экономики Казахстана. Решить задачи подготовки специалистов, отвечающих требованиям времени...

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель качества...

Педагог 21 века поставлен в сложные условия современного нравственного кризиса, с одной стороны; развитием новых технологий, внедряемых в учебный процесс, с другой стороны. На преподавателе лежит высокая ответственность за умение в век компьютерных технологий...

Роль и миссия учителя в современном образовательном...

высшая школа, педагогическое сотрудничество, образовательный процесс, Педагогика сотрудничества, педагог, воспитание

деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система, система образования, учебный процесс, элемент действия, эра.

Современная система высшего образования Российской...

Ключевые слова: высшее образование, образовательная система, Болонский процесс, модернизация, глобализация. В последние десятилетия система высшего образования Российской Федерации находится в стадии непрерывного реформирования.

Современные аспекты профессиональной подготовки студентов...

Педагогическая практика – это составная часть основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объёмы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по уровням...

Педагогические технологии в образовательной практике

педагогическая технология, педагогический процесс, образование, педагогическая практика, средство

Современные педагогические технологии в образовательном... Использование современных педагогических технологий в учебном процессе вуза создает...

Система подготовки и переподготовки педагогических кадров...

Современный детский сад — уникальная образовательная организация нового типа

В системе образования России особое место занимает профессиональное образование

Педагоги детских садов постоянно испытывают трудности по применению педагогических...

Современные психолого-педагогические технологии обучения

В последнее время получил распространение ещё один термин — «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к

В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам...

Качество образования как педагогическая проблема

качество образования, высшее образование, качество, вуз, учебный процесс, образовательный процесс, высшее учебное

Социально-экономические изменения в современном обществе выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению...

К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его...

Понятия «образовательный» и «педагогический» процессы имеют много общего.

Образовательный процесс в вузе – это саморазвитие личности в культуре в процессе ее

В последнее время гармонизация рассматривается как принцип (Ш.А. Амонашвили, В.И...

Задать вопрос