Современные проблемы формирования конструктивно-технологических знаний и умений у будущих учителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 18 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 09.12.2019

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Зойиров, К. А. Современные проблемы формирования конструктивно-технологических знаний и умений у будущих учителей / К. А. Зойиров, Т. Т. Олтмишев. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 492-494. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64758/ (дата обращения: 08.04.2020).



В данной статье рассматриваются вопросы формирования конструктивно технологических знаний и умений у будущих учителей труда. Даны способы решения нескольких видов конструкторских и технологических задач.

Ключевые слова: технологическая культура, конструктивно-технологическая знания и умения, конструирование приспособлении, технологических задач.

В последнее время в образовательных учреждениях Узбекистана начала складываться определенная система по вовлечению обучаемых в творческих труд.

Между тем, современное развитие науки, техники и технологии выдвигает сложнейшие требования к трудовой деятельности человека.

Важность привития молодёжи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех.)

Как известно, технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.

Школьная практика убедительно свидетельствует о том, что учитель труда должен обладать конструктивно-технологическими знаниями и умениями, без которых он просто не сможет сколько-нибудь квалифицированно вести занятия по трудовое обучение, в частности техническому моделированию и конструированию.

Однако прежде чем изготовить детали и приспособления, необходимо полностью представить себе технологический процесс, т. е. выполнить такие этапы работы, как составление чернового плана обработки деталей; анализ и уточнение технологичности конструкции изделия; установление технических требований к заготовке и необходимой оснастке; оформление технической документации.

Конструирование включает разработку эскизного и составление технического проекта, выполнение рабочих чертежей. Иными словами, конструирование приспособлений и деталей тесно связано с разработкой технологического процесса их изготовления.

Чтобы включить студентов в процессы конструирования и разработки технологических процессов, нужно дать им определенные знания, содержание которых определяется в значительной мере характером и сложностью объектов труда. Изучение этих процессов во время практикума в учебных мастерских, в частности по ручной обработке металлов, показывает, что студенты прежде всего должны усвоить общие сведения о конструировании, допусках и посадках, стандартизации и контроле точностью обработки изготавливаемых деталей(изделий): назначение и правила использования контрольно-измерительных инструментов и приспособлений; устройство и назначение главнейших видов простых приспособлений и устройств, их классификацию и условные обозначения на схемах; физико-механические свойство материалов; основные технические требования к приспособлениям и деталям при конструировании; специфику маршрутно-технологической карты и стадии проектирования; правила составления рисунков и эскизов и чертежей; технические условия на сборку приспособлений; законы физики и формулы для расчета на прочность, жесткость и допускаемые напряжения на растяжение, сжатие, кручение; методику проектирования простых приспособлений.

Наряду с этим студенты должны уметь: выполнять основные требования, предъявляемые к конструкциям; определять величину допусков, зазоров и натяжении в соединениях; применят технические требования, предусмотренные ГОСТом и нормами на разные детали и приспособления; находить отсутствующие размеры отдельных деталей по масштабу, базовым размерам; пользовать научно-технической и справочной литературой; выбирать для заданных деталей приспособлений соответствующие материалы и наиболее рациональный технологический процесс; составлять маршрутно-технологические карты, эскизный технический проекты; устанавливать количество операции и переходов, последовательность их выполнения при изготовлении деталей; выполнять сборку и регулировку отдельных узлов и приспособления в целом; выбирать оптимальный масштаб для проектирования и порядок проектирования деталей и узлов приспособления.

Опираясь на сформированные знания, можно включить студентов в конструирование целого ряда приспособлений, предусмотренных программой.

Конструирование приспособлений целесообразно давать как домашнее задание, а изготовление изделий и некоторых нужных приспособлений осуществлять на практических занятиях в учебных мастерских. Задания на конструирование и разработку технологии должны быт составлены с учетом дидактических правил и прежде всего правила о постепенном усложнении конструкции. Поскольку задания формируются в виде конструкторских и технологических задач, то их необходимо расположить в определенной системе.

Как показывает опыт, рациональнее задачи решать отдельно, разграничивая конструирование и разработку технологии.

Приведем несколько видов конструкторских задач:

  1. Конструирование по полной технической документации. Этот вид задач используется на первом этапе обучения, когда студентов необходимо ознакомить с конструкцией приспособлений, назначением и взаимосвязью отдельных узлов и деталей.
  2. Конструирование по неполной технической документации. Сущность этого задания заключается в том, что студенты должны самостоятельно определить недостающие размеры приспособления, выбрать форму зажимных элементов и способ соединения отдельных деталей.
  3. Конструирование по рисунку иописанию. При конструировании приспособлений необходимо использовать рисунки и описания, имеющиеся в технической литературе. Проектировать можно и по схеме, которую предложит преподаватель или создаст сам студент.
  4. Конструирование по техническим условиям. Этот вид конструирования сложнее предыдущих, посколько здесь нет наглядности. Технические требования к конструкции в условиях производства формулирует заказчик, а на занятиях в мастерских-преподаватель.
  5. Конструирование по собственному замыслу. Разумеется, преподаватель может внести коррективы в предлагаемые варианты задач с учетом индивидуальных способностей студентов, наличия материальной базы, потребностей в данных приспособлениях и др.

Приведем несколько видов технологических задач:

  1. Объяснение технологического процесса. Детально рассматривается технологический процесс изготовления приспособления, содержание каждой операции. Этот вид работы применяется на первом этапе занятий в практикум в учебных мастерских при ознакомлении студентов с разработанной технологической документацией, содержание и последовательностью выполнения операции, необходимым инструментом.
  2. Выбор заготовки, инструмента испособов их установки. Прежде чем перейти к решению такой задачи, студенты должны ознакомиться с чертежом обрабатываемой детали и соответствующими трудовыми операциями.
  3. Определение последовательности выполнения трудовых операции. Выполняя эту работу, студенты приобретают умения представлять видоизменения формы заготовки в процессе обработки и выбирать оптимальную последовательность операций.
  4. Составление операционной технологии. Решая эту задачи, студенты учатся определять содержание операции и приобретают умения по составлению операционных карт.
  5. Самостоятельная разработка технологического процесса. В основу данной задачи должна быть положена разработка технологического процесса на изготовление конкретного приспособления, в частности для затачивания зубил, сверл и т. д.

Таким образом, применение системы технических задач как дидактического средства для формирования технологических знаний и умений у студентов способствует выработке навыков самостоятельно пополнять свои знания и умения; развитию технического мышления, что является важным условием становления интеллектуальных способностей; осуществлению связи теории и практикой и расширению политехнического кругозора; реализации межпредметных связей технических дисциплин с математикой, физикой, инженерной графикой.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что формирование технологических знаний и умений должно проходить в процессе решения технических задач, при чем в качество объектов для решения задач наиболее целесообразно избрать приспособления.

Следовательно, решение технических задач на базе системы приспособлений может служить основном методом формирования технологических знаний и умений у студентов.

Литература:

  1. Национальная программа по подготовке кадров. –Ташкент, «ШАРК». 1997.
  2. Нишоналиев У. Формирование личности учителя трудового обучения: проблемы и перспективы.Ташкент «ФАН». 1990.. -94 с.
Основные термины (генерируются автоматически): технологический процесс, задача, конструирование, студент, умение, конструирование приспособлений, знание, приспособление, технологическая культура, разработка технологии.


Похожие статьи

Обучение учащихся проектной деятельности при...

Конструирование различных изделий на уроках технологии является довольно перспективной идеей.

В задачу конструирования также входит экономическая и экологическая оценка

Учащиеся на занятиях должны получить знания, овладеть навыками, умениями по данным...

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской...

Процесс конструирования направлен на построение модели проектируемого объекта

Конструирование как вид деятельности характеризуется целенаправленным поиском формы деталей

На использование приспособлений, экономящих усилия, время и материал, а...

Методика обучения учащихся учебному проектированию на уроках...

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии.

Основным содержанием работы учащихся должна быть разработка, проектирование устройств, механизмов, технологических процессов и др.

Особенности обучения конструированию и моделированию...

Основная задача проектирования и конструирования состоит в разработке документации

Процесс обучения конструированию в учебном заведении всегда связан с изготовлением

конструированиепроцесс создания модели, машины, сооружения, технологии с...

Метод проектов в обучении художественному конструированию...

В настоящее время в обучении художественному конструированию текстильных изделий стоит задача развить творческий потенциал заложенный природой в каждом студенте в области художественного проектирования текстильных изделий.

Конструирование учебной дисциплины как системы в контексте...

Библиографическое описание: Ангеловский А. А. Конструирование учебной дисциплины как системы в контексте методики педагогического

Учебной дисциплиной называют систему знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства...

Об организации занятий по учебному проектированию студентами...

Статья посвящена проблеме организации занятий учебного проектирования студентами технологического образования.

Опыт внедрения технологии в учебный процесс позволяет утверждать, что при выполнении творческих работ ведущее место занимает разработанная в...

Технология конструирования ситуационных задач в содержании...

Использования ситуационных задач в образование является важным творческим процессом в деятельности преподавателя. В процессе исследования нами разработана технология конструирования ситуационных задач по специальным дисциплинам...

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Этап конструирования. Конструирование — это создание материального основания для осуществления разработанного проекта на практике. Результатом конструирования является создание конструкта. Конструкт — это то, с помощью чего будет реализован проект в...

Особенности организации учебной деятельности подростков при...

- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, выступлений о технологической культуре на основе включения обучающихся в разнообразные виды трудовой деятельности по организации личностно или общественно значимых изделий

Похожие статьи

Обучение учащихся проектной деятельности при...

Конструирование различных изделий на уроках технологии является довольно перспективной идеей.

В задачу конструирования также входит экономическая и экологическая оценка

Учащиеся на занятиях должны получить знания, овладеть навыками, умениями по данным...

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской...

Процесс конструирования направлен на построение модели проектируемого объекта

Конструирование как вид деятельности характеризуется целенаправленным поиском формы деталей

На использование приспособлений, экономящих усилия, время и материал, а...

Методика обучения учащихся учебному проектированию на уроках...

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии.

Основным содержанием работы учащихся должна быть разработка, проектирование устройств, механизмов, технологических процессов и др.

Особенности обучения конструированию и моделированию...

Основная задача проектирования и конструирования состоит в разработке документации

Процесс обучения конструированию в учебном заведении всегда связан с изготовлением

конструированиепроцесс создания модели, машины, сооружения, технологии с...

Метод проектов в обучении художественному конструированию...

В настоящее время в обучении художественному конструированию текстильных изделий стоит задача развить творческий потенциал заложенный природой в каждом студенте в области художественного проектирования текстильных изделий.

Конструирование учебной дисциплины как системы в контексте...

Библиографическое описание: Ангеловский А. А. Конструирование учебной дисциплины как системы в контексте методики педагогического

Учебной дисциплиной называют систему знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства...

Об организации занятий по учебному проектированию студентами...

Статья посвящена проблеме организации занятий учебного проектирования студентами технологического образования.

Опыт внедрения технологии в учебный процесс позволяет утверждать, что при выполнении творческих работ ведущее место занимает разработанная в...

Технология конструирования ситуационных задач в содержании...

Использования ситуационных задач в образование является важным творческим процессом в деятельности преподавателя. В процессе исследования нами разработана технология конструирования ситуационных задач по специальным дисциплинам...

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Этап конструирования. Конструирование — это создание материального основания для осуществления разработанного проекта на практике. Результатом конструирования является создание конструкта. Конструкт — это то, с помощью чего будет реализован проект в...

Особенности организации учебной деятельности подростков при...

- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, выступлений о технологической культуре на основе включения обучающихся в разнообразные виды трудовой деятельности по организации личностно или общественно значимых изделий

Задать вопрос