Имхотеп является выдающимся древнеегипетским архитектором периода Древнего царства. Он является первым наиболее знаменитым в мировой истории зодчим и учёным.
Имхотеп был зодчим, спроектировавшим первую ступенчатую пирамиду в Саккаре близ Мемфиса и комплекс сооружений архитектуры, окружающих пирамиду. Он первый применил в строительстве пирамидальную архитектурную форму. Так, Имхотеп считается основоположником традиции архитектуры всего Древнего царства, которая была построена на использовании пирамиды, ее формы в проектировании царских захоронений. Помимо этого, Имхотеп также выступает в качестве изобретателя колонны в зодчестве, его называют творцом храма в Эдфу.
В мифологии Египта Имхотеп являлся сыном мемфисского бога-творца Птаха. Его изображали в виде сидящего юноши, который держит развернутый папирус. Иногда он также выступал в качестве бога воздуха Шу, который призван отделять небо от земли. Таким образом, он предотвращал наступление хаоса. Пребывая также властелином искусств, его связывают с Хатхор, Маат и Аменхотепом, другим визирём и архитектором, который был позже обожествлён. Он жил во времена фараона XVIII династии Нового царства Аменхотепа III. Наиболее поздняя традиция, пришедшая с Греции (начиная с V века до н. э.) отождествляла бога Имхотепа с Асклепием.
Гробницу Имхотепа не удалось обнаружить, но считается, что она скорее всего должна располагаться неподалеку от пирамиды Джосера, в Саккаре [3].
Процесс строительства ступенчатой пирамиды Джосера для зодчего был довольно сложным. Идея, по которой создание монументального архитектурного произведения должно было идти путем наращивания его по вертикали появилась не сразу. Изначально была построена большая мастаба квадратной формы (выс. 8,32 м, дл. стороны 62,9 м). В качестве материала использовались куски известняка, облицованные хорошо отесанными плитами. Далее мастабу увеличили в несколько раз, и с востока перед ней были вырыты одиннадцать шахт, глубина каждой из которых была приблизительно 33 м. От каждой шахты на запад, под мастабу расстилался коридор, составляющий в длину 13 м. Пройдя первые пять коридоров, можно было прийти к захоронениям членов семьи фараона Джосера, остальные коридоры использовались в качестве кладовых [1].
Первая группа помещений была облицована деревом. Погребения обставлялись довольно пышно. Умерших помещали в гробницы из дерева, которые покрывались листовым золотом, прикрепляющимся к дереву золотыми гвоздиками. Затем гробницы вставлялись в алебастровые саркофаги, поставленные на известняковые базы. Наличие имени фараона Джосера на оттисках цилиндрической печати подтверждает то, что все погребения были совершены именно при нем. К сожалению, не удалось прочесть имени лица, которому принадлежала печать, но зато был прочтен титул зодчего Имхотепа, того, что построил пирамиду Джосера.
После увеличения мастабы и строительства ее подземных помещений, были сделаны погребения. Об этом можно судить так потому, как коридоры от шахт обходят эти помещения. Мастаба была увеличена еще на 8,32 м для того, чтобы доступ к погребениям оказался закрытым. В плане она стала прямоугольной формы. Решение начать увеличивать мастабу вверх повлекло за собой радикальные изменения в технике строительства. Если раньше здания сооружали, накладывая горизонтальные пласты, то теперь эти пласты начали наращивать вертикально с наклоном в 15–17 градусов; камни каждого слоя укладывали перпендикулярно к сторонам пирамиды, уже не употребляя так много связующих растворов для их крепления. Облицовка была из известняка Туры.
Изначально у пирамиды насчитывалось четыре ступени, но уже при следующей надстройке с севера и запада, она стала выше еще на две ступени. При таком увеличении площадка, расположенная на самом верху, оказалась слишком узкой, и поэтому было решено увеличить пирамиду еще на 2,6 м к северу. После всех изменений пирамида Джосера стала около 60 м по высоте с базой в 109,02х121 м.
В помещения, расположенные под пирамидой, можно было войти с севера. Изначально доступ в эту часть под землей был устроен так же, как и у ряда подобных мастаб. Он был в виде открытого прохода, который постепенно спускается вниз. Проход расстилался до шахты глубиной в 28 м. Внизу располагалась погребальная камера. Она была облицована гранитом, а вход в нее, который закрывали камнем, по форме напоминающим цилиндр (около 2м высотой и весом свыше 3 тонн), находился в потолке. Вокруг погребальной камеры были устроены помещения различного назначения. Неподалеку от начала спуск под пирамиду пересекался 14 поперечным коридором. Оба его конца, вероятно, были предназначены для кладовых. Далее спуск скрещивался со вторым по счету коридором. Из его конца с запада и севера можно было пройти в группу кладовых, а к югу — в комплекс комнат, украшенных зеленовато-синими поливными изразцами, которые изображали плетения из тростника. Эти комнаты не были совсем отделены, но они производят достаточно сильное впечатление и в том виде, в котором они дошли до нас [4].
Декор двух других комнат, облицовка которых составлена из изразцов, была куда проще. От последней изразцовой комнаты проходил путь к юго-восточному углу погребальной камеры. От других ее сторон также отходили проходы, по которым можно было перейти в различные кладовые [2].
Пирамидный храм был в виде прямоугольника в плане. Начиная от входа вдоль восточной, северной и западной сторон храма шел коридор, пройдя по которому можно было попасть как в западную, так и в центральную группу помещений. Этот коридор начинался от входа и проходил вдоль восточной, северной и западной сторон храма, Центральная часть предназначалась для обрядов очищения фараона. Ее составляющими были два одинаковых двора, которые имели форму вытянутых прямоугольников; в полу западного двора начинался ход, ведущий под пирамиду. Южную сторону каждого двора замыкал портик, состоящий из четырех колонн с двадцатью каннелюрами, которые ставились на круглые базы, соединенные по две промежуточными стенками. Сделанные из добротного известняка Туры, со строгим профилем и хорошими пропорциями, эти портики были как бы фасадом храма, за которым находились галереи, коридоры и ряд помещений не совсем ясного назначения [1].
Таким образом, ступенчатая пирамида Джосера являлась наиболее важным этапом в истории архитектуры Древнего Египта, и дальнейшее строительство царских усыпальниц убедительно это показывает. Пирамиды Джосера и его преемников стали важнейшим этапом на пути к созданию классического типа пирамиды, который появляется при первом фараоне IV династии Снофру.
Литература:
- Барбара Мертц. Древний Египет: Храмы, гробницы, иероглифы.: Издательство: М.: Центрполиграф. 2002–363 с.
- Матье М. Э. Искусство древнего Египта.: — М., 1961–592 с.
- Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре в Египте, 2013–2019 – URL: http://jj-tours.ru/articles/Egypt/egypt-pi-pyramid-djoser.html
- Архитектура Древнего Царства, 2014 — URL: http://egyptopedia.info/a/1431-arkhitektura-drevnego-tsarstva