Развитие критического мышления у учащихся на уроках истории (на примере темы «Восстание декабристов») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 04.12.2019

Статья просмотрена: 853 раза

Библиографическое описание:

Бычкова, А. Ю. Развитие критического мышления у учащихся на уроках истории (на примере темы «Восстание декабристов») / А. Ю. Бычкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 470-474. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64726/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья посвящена формированию и развитию критического мышления у учащихся на уроках истории (на примере «Восстания декабристов»).

Ключевые слова: критическое мышление, развитие мышления, образование, учащийся.

В последнее время новые информационные технологии способствуют развитию новых тенденций в образовании. Актуальной проблемой современности является развитие мышления у школьников, которое формируется при использовании информационных технологий в образовании. Но для развития мышления у учащихся недостаточно использовать только новые информационные технологии.

В последнее время система образования разрабатывает различные новые педагогические технологии, которые способствуют развитию мыслительных процессов у школьников.

Многие исследователи считают, что интеллектуальные способности у учащихся формируются только тогда, когда созданы специальные условия для их реализации. Если ученик с самого начала учебного процесса начинает логически мыслить, придумывать разнообразные пути решения проблем, то это является фундаментом для формирования критического мышления ребенка. Поэтому каждый учитель выбирает и работает в той технологии, которую он считает наиболее реализуемой в рамках конкретного образовательного процесса.

Развитие критического мышления — это система стратегий, которая учит учащихся мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные, аргументированные решения, была разработана в США в конце XX века. В основу критического мышления положены идеи теории Жана Пиаже, Льва Семёновича Выготского об этапах умственного развития ребёнка [1].

Дайана Халперн под «критическим мышлением понимает использование таких когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Имеется множество эмпирических подтверждений того, что когнитивные навыки можно привить с помощью специального обучения и что они могут быть применены в самых различных ситуациях» [2, с.55].

У учащихся с развитым критическим мышлением складывается новое отношение к учебе, особенно в старших классах школы. Практика свидетельствует, что уровень мышления школьника определяется не только запасом знаний и умений, которыми он обладает, но и его личностными качествами, а также психическими установками.

В качестве базы исследования нами была определена МБОУ СОШ п. Дружба Дятьковского района Брянской области. Анкетирование было проведено среди учащихся 8 классов в количестве 38 человек. Целью анкетирования было определение текущего уровня развития критического мышления.

Вопросы, которые определяли умение выделять и обозначать проблему, показали: у 13 учащихся, что составляет 34 %, умение формулировать тему сформировано, у 9 человек — 24 % — частично сформировано, а у 16 человека — 42 % считается не сформированным. Таким образом, менее чем у половины учащихся не сформировано умение выделят и обозначать проблему.

Рис. 1. Умение выделять проблему

Следующие вопросы определяли сформированность у учащихся индуктивного мышления. У 17 человек, что составляет 45 %, индуктивное мышление является сформированным, у 11 человек — 29 % респондентов индуктивное мышление сформировано частично. У 10 человек — 26 % индуктивное мышление считается не сформировано. Таким образом, умение индуктивного мышления у учащихся 8 класса развито частично.

Рис. 2. Сформированность индуктивного мышления

Данные вопросы определяли умение аргументировать свою позицию.

У 24 учащихся 8 класса — 63 % — умение аргументировать свою позицию считается не сформированным.

Рис. 3. Умение аргументировать свою позицию

Эти вопросы определяли умение мыслить дедуктивно. У 19 учащихся, что составляет 50 % данный навык не сформирован.

Рис. 4. Умение дедуктивного мышления

Рис. 5. Уровень критического мышления

Таблица 1

Уровень развития критического мышления

Уровень развития

Навыки, которыми обладает ученик

Сформировано

Способностью к сравнению, ясностью изложения, умением логически аргументировать собственную позицию, способностью исправлять ошибки.

Частично сформировано

Невысоким уровнем организованности, отсутствием четкой аргументации собственной позиции, невысоким уровнем умения определять проблему.

Не сформировано

Слабым умение к сравнению, низким уровнем сформированности мыслительных навыков, отсутствием умения исправлять ошибки, низким уровнем готовности к планированию.

Таким образом, проведенное нами анкетирование показывает, что лишь 33 % учащихся 8 классов обладают навыками критического мышления.

В школьном возрасте создаются благоприятные условия для развития критического мышления, связанные с потребностью в самоопределении, ростом самосознания и самооценки, становлением мировоззрения.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

− готовность к планированию;

− гибкость, позволяющая подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией;

− настойчивость, позволяющая учащимся добиваться гораздо лучших результатов в обучении;

− готовность исправлять свои ошибки позволяет критически мыслящему человеку пользоваться ошибкой для продолжения обучения;

− осознание предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений, поиск компромиссных решений [1].

На уроках истории развитие критического мышления является главной целью учителя. Ученик должен знать не только материал учебного предмета, но и формулировать причинно-следственные связи, влияние исторических событий на дальнейшую судьбу народов. Умение самостоятельно добывать информацию, обрабатывать её, строить логические связи — всё это лежит в основе критического мышления.

Базовая модель технологии критического мышления предлагает 3 стадии: вызова, осмысления, рефлексии, которые мы положили в основу проведения урока «Восстание декабристов».

Стадия вызова. На данной стадии следует обратиться к собственному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию темы «Движения декабристов». Учащимся предлагается ответить в начале урока на следующие вопросы:

На каких идеях основывались первые тайные общества в России после Отечественной войны 1812 года?

Почему возникли тайные общества?

Каковы были их основные цели?

Какая дальнейшая судьба тайных обществ?

По вводным вопросам прогнозируется тема урока: как Вы думаете, какую тему сегодня мы будем изучать?

Таким образом, слушатели подводятся к изучаемой теме.

Стадия осмысления содержания.Учащимся предлагается разделиться на группы по пять человек. Каждой группе выдаётся пять текстов различного содержания, например, причины возникновения движения и их цели, тайные общества декабристов, основные события движения декабристов, следствие и суд над декабристами, значение и последствие движения декабристов. Каждый знакомится со своим текстом и выделяет наиболее значимые, с его точки зрения, моменты.

Познакомившись с текстом, учащиеся собираются в группу экспертов по определённой тематике. Каждая группа составляет опорный конспект в виде схем и таблиц.

Например, группа, изучающая тайные общества и основные события движения декабристов, заполняет таблицу «Что? Кто? Где? Когда? Почему?» (рис.6).

Что?

Кто?

Где?

Когда?

Почему?

Рис. 6. Таблица «Что? Кто? Где? Когда? Почему?»

Учащиеся, определяющие причины возникновения движения и их цели, заполняют схему «Понятийное колесо» (рис.7).

Рис. 7. Схема «Понятийное колесо»

Группа учащихся, которая изучала следствие и суд над декабристами, а также значение и последствие движения декабристов, делают опорный конспект в виде скелета рыбы (рис.8), где голова — проблема, верхние косточки — причины событий, нижние — факты, хвост — выводы.

Рис. 8. Схема «Скелет рыбы»

Затем участники возвращаются в рабочие группы и знакомят остальных с содержанием своего текста.

Стадия рефлексии. Она необходима для того, чтобы учащиеся сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.

Учащиеся на стадии рефлексии презентуют свои таблицы. Ребята задают друг другу вопросы, дополняют свои записи в тетрадях.

После подведения итогов урока мы должны проверить понравилась ли данная методика учащимся, для этого им предлагается заполнить таблицу «ПМИ — плюсы, минусы, интересно» (рис.9)

П

М

И

Рис. 9. Таблица «ПМИ — плюсы, минусы, интересно»

Таким образом, каждая группа самостоятельно и творчески рассматривает поставленные вопросы, знакомя с результатами своей работы всех учащихся. Данная деятельность должна продолжаться в течение всего учебного года. За это время у учащихся накапливаются знания, они обогащаются умениями самостоятельно определять круг источников информации; находить нужные сведения; оформлять полученные результаты в виде схем и таблиц, а также представлять их своим одноклассникам.

Работа в группах повышает заинтересованность учащихся в учебной деятельности. При использовании данной технологии развиваются коммуникативные умения, позволяющие понимать различные точки зрения при наличии обоснованных аргументов.

Мы рассмотрели на конкретном примере некоторые виды применения методов критического мышления. Существует множество методов развития критического мышления, среди которых на уроках истории можно использовать: «Понятийное колесо», «Скелет рыбы», «Опорные конспекты», «Таблицы» и т. д.

Формирование критического мышления у учащихся будет эффективно, если:

− разработана методика, направленная на формирование критического мышления;

− будут учтены психические особенности школьников;

− на уроках будет создана благоприятная атмосфера для работы;

− будет создана учебно-исследовательская среда, способствующая учащимся критически воспринимать информацию;

− развитие мышления у школьников будет происходить целенаправленно.

Литература:

  1. Заир — Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир — Бек, И. В. Муштавинская. — 2- е изд., дораб. — Москва: Просвещение, 2011. — 223 с.
  2. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. — 4-е международное изд. — СПб: Питер, 2000. — 512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, учащийся, индуктивное мышление, умение, развитие мышления, таблица, урок истории, опорный конспект, последнее время, собственная позиция.


Похожие статьи

Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира: опытно-экспериментальная часть

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования

Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста

В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и ...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...

Похожие статьи

Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира: опытно-экспериментальная часть

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования

Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста

В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и ...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...

Задать вопрос