Пространственный праксис у детей младшего школьного возраста с дизартрией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 03.12.2019

Статья просмотрена: 4237 раз

Библиографическое описание:

Руднева, К. В. Пространственный праксис у детей младшего школьного возраста с дизартрией / К. В. Руднева, Е. В. Шереметьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 513-516. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64699/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена изучению пространственного праксиса у детей младшего школьного возраста с ТНР. Авторами статьи проводится анализ теоретического материала по проблеме, дается характеристика пространственного праксиса и его особенностей у детей младшего школьного возраста с ТНР. Проанализированы различные методики диагностики и составлена схема обследования пространственного праксиса. Приводится анализ результатов обследования пространственного праксиса у детей школьного возраста по предложенной схеме.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, диагностика, дизартрия, праксис.

Праксис является важнейшей основой формирования такой сложной функции как речь. Как утверждают практики современного специального образования, структура нарушенного развития усложнилась, и многие вопросы нуждаются в анализе и пересмотре. Мы предполагаем, что комплексный подход к диагностике и коррекции позволит глубже понять индивидуальные проблемы ребенка, структуру дефекта, этиологию, позволяет определить приоритеты в работе, повысить точность и эффективность логопедического воздействия. Это, в свою очередь, будет способствовать профилактике и коррекции дисграфии.

В первую очередь стоит отметить, что физиологическая основа дизартрии — это органическое поражение центральной нервной системы, при котором расстраиваются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет речевой дефект при данном нарушении [2]. Для многих детей с дизартрией характерно замедленное формирование пространственного праксиса [4].

В современной нейропсихологии термином «праксис» обозначают произвольное практическое (предметное) действие [3]. Условием, обеспечивающим осуществление произвольного движения (по А. Р. Лурия), служит сохранность теменно-затылочных зон коры больших полушарий. Благодаря деятельности этих отделов протекает зрительно-пространственная афферентация движения [6]. Пространственный праксис базируется на синтезе филогенетически древних чувств, таких как вестибулярное, кожно-кинестетическое и зрительное. На их основе формируются пространственные координаты действия [3].

Пространственный праксис является синтетической деятельностью, в которой неразрывно связаны и гнозис, и праксис. Например, ребенок не сможет заниматься лепкой, опираясь только на гнозис (представления об образе изображаемого), необходимо его праксическое (двигательное) воплощение [3]. Также пространственный праксис связан с ориентировкой в схеме тела и пространстве, конструктивной деятельностью (рисунок, бытовые действия) и другими высшими формами движений и действий, в которых принимают участие лобные доли мозга.

Все психические процессы, в числе которых пространственные представления, актуализируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, в которое оба полушария мозга вносят свой определенный функциональный вклад [6]. Правая гемисфера обеспечивает непосредственную ориентировку в пространстве, а благодаря левой гемисфере ориентировка в пространстве опосредуется словом или другими внешними опорами (логическая организация пространства) [3].

Праксис у детей с дизартрией отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, имеются сложности сохранения равновесия, часто отмечается тремор конечностей. Одновременное выполнение движений для обеих конечностей наблюдается лишь у незначительного количества детей [1]. Часто наблюдается отставание от сверстников по ловкости и точности движений, неловкость навыков самообслуживания, поздняя ручная готовность к письму [4]. Особенности пространственного праксиса у детей с дизартрией проявляются в сложностях восприятия схемы тела: формирование представлений о ведущей руке, частях лица и тела происходит позднее чем у нормально развивающихся сверстников. А усвоение большинства пространственных понятий возможно лишь в ходе специально организованного коррекционного воздействия [5].

Развитие пространственного праксиса у детей с дизартрией происходит по тем же законам, что и у детей с нормальным речевым развитием, но этот процесс осуществляется медленнее, в более поздние сроки и с отклонениями из-за психических особенностей развития детей данной категории [1]. Способность к восприятию пространства, пространственные представления являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов и форм письменной речи (письма, чтения) [5]. Нарушения пространственного праксиса относят к причинам возникновения оптико-пространственной дисграфии (расстройства зрительно-пространственных синтезов и нарушение пространственных представлений, трудности выполнения пространственно-ориентированных движений, конструирования целого из отдельных элементов), что говорит о необходимости ее раннего выявления и коррекции.

Для обследования пространственного праксиса мы предлагаем использовать следующую схему.

  1. Пространственный праксис

Одноручные и двуручные пробы Хэда:

а) Правая рука вертикально вверх на уровне груди;

б) Левая рука горизонтально на уровне груди;

в) Правая рука горизонтально на уровне подбородка (затем носа);

г) Левая рука вертикально на уровне носа;

д) Левая рука держит правое плечо (затем правое ухо);

е) Левая рука вертикально на уровне груди — правая горизонтально прикасается к ладони левой;

ж) Правая рука на уровне груди — левая прикасается кулаком к правой.

  1. Оптико-простанственный гнозис

а) Копирование фигур с поворотом на 180° (ребенок должен скопировать схематичное изображение человека, нарисованное экспериментатором). При этом каждый элемент предметного изображения оценивается по наличию или отсутствию значимых признаков. Учитывается наклон рисунков, характер линий, пропорциональность и т. п.

  1. Соматогностические функции

а) Проба Тойбера (несколько раз одновременно прикоснуться к двум местам на теле ребенка и просите его показать, куда вы коснулись) — проба направлена на выявление феномена игнорирования в тактильной сфере;

б) Проба Ферстера (нарисовать пальцем то на правой, то на левой руке ребенка фигуры или цифры и попросить назвать нарисованное).

  1. Мануальный пространственный праксис

а) методика кубики Кооса (набор кубиков с цветными гранями, из которых необходимо сложить узор по образцу; задания постепенно усложняются).

5. Пространственный графический праксис:

а)копирование фигуры Тейлора: предлагается образец фигуры, лист бумаги, набор цветных карандашей, которые меняет в процессе копирования экспериментатор для последующего анализа рисунка.

б) копирование фигуры Рея-Остерица: просим детей срисовать изображение фигуры, состоящей из 18 элементов, которые можно разделить на три группы: общую форму, внешние элементы (квадраты, кресты, треугольники), и внутренние элементы в общей форме (линии, окружности).

Нами было проведено исследование на базе МБОУ С(К)ОШ для обучающихся с ОВЗ (ТНР) № 11 г. Челябинска. В исследовании приняло участие 8 детей младшего школьного возраста из 2-го класса. У всех было логопедическое заключение дизартрия. В итоге мы получили следующие результаты. В первом диагностическом испытании (проба Хеда) положительный результат показали лишь 2 детей, у остальных отмечались пространственные ошибки. После повторной инструкции только 2 детей смогли выполнить задания частично правильно, а 4 продолжили выполнять зеркально. Во второй пробе мы использовали метод рисования с переворотом изображения на 180°. Дети справились с механическим копированием, но отмечались сложности передачи размера: у некоторых детей отмечались тенденции к уменьшению фигуры. 4 из 8 детей не смогли правильно сказать где правая и левая стороны у человека на своем и рисунке исследователя. Следующий этап включал в себя обследование соматогностических функций. В пробе Тойбера 1 ребенок не смог назвать и показать локализацию двух прикосновений, остальные справились с заданием. В пробе Ферстера мы получили следующие результаты: дети лучше воспринимали рисунки на ведущей руке, наибольшую трудность для восприятия и называния вызывали цифра 4 и фигура треугольник. Далее использовалась методика «Кубики Кооса»: дети показали положительный результат, но временные затраты на выкладывание изображений значительно различались. Следующие методики, направленные на исследование зрительно-пространственных синтезов и построения целостного образа, включали в себя копирование конструктивно сложных фигур Тейлора и Рея-Остеррица. В результате копирования фигур, были обнаружены следующие особенности: большинство, не соблюдали градусы углов, линии и точки пересечения не состыковывались, многие начинали свой рисунок с незначительных элементов, игнорируя основные. Дети делали попытки переворачивать образец.

Таким образом, нами было выявлено, что пространственный праксис у детей с дизартрией младшего школьного возраста имеет следующие особенности: недостаточность представлений о пространственных понятиях, зрительно-пространственных синтезов и навыков построения целостного образа. Детям сложно осуществлять перенос оптико-пространственных образов в конструктивную деятельность.

Пространственный праксис является важной функцией, нарушение которой оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Необходимо целенаправленно заниматься профилактикой и коррекцией нарушений пространственного праксиса для предотвращения нарушений письменной речи.

Литература:

  1. Бурачевская О. В. Развитие пространственного гнозиса и праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8500/
  2. Верясова Т. В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией. — Автореф. дисс…. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
  3. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Москва, 2005. 384 с.
  4. Волкова Л. С. Логопедия. Москва, 1998. 680 с.
  5. Коновалова Е. Г. Особенности пространственного праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи // Инновационная наука. 2017. № 4. С. 88–90
  6. Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи. Екатеринбург, 2008. 140 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, младший школьный возраст, Левая рука, уровень груди, Правая рука, проба, конструктивная деятельность, общая форма, письменная речь, положительный результат.


Похожие статьи

Диагностика леворукости как условие развития познавательных...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учебная деятельность, ведущая рука, левая рука, комплекс тестов, Рука, предмет

дифференциацию правой и левой руки (ребёнку предлагается показать правую / левую руку); развитие ориентировки в собственном...

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному обучению

В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Оценка уровня сформированности пространственных...

Оценка уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с

Вариантом этой пробы служит опыт, при котором предлагают сказать, какая из двух

Младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, связанный с...

Мир мозговой асимметрии: леворукий ребенок в Зазеркалье

Разговор о детях, предпочитающих левую руку для выполнения различных действий, уместно начать с

Особенно остро этот вопрос встает в старшем дошкольном возрасте.

Ребенок скрещивает согнутые руки перед грудью. У левшей сверху размещается кисть левой руки, а...

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном...

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, письменная речь, дошкольный возраст, школьное обучение...

Нарушение пространственных представлений как признак будущей...

Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Благодаря играм с песком у детей развивается тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук; снимается мышечная напряжённость; развивается мотивация речевого...

Особенности пальцевой моторики рук у детей...

Анализ результатов обследования и характер выявленных нарушений позволили определить основные направления коррекционной работы по коррекции нарушений моторики пальцев рук у детей с псевдобульбарной дизартрией и общим недоразвитием речи.

Комплексная методика (игра) «Умные лапки» | Статья в журнале...

ребенок, мелкая моторика, письменная речь, дошкольный возраст, школьное обучение, зрительное восприятие, зрительно-моторная

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами...

Особенности коррекции нарушений письменной и устной речи...

Младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, связанный с большими изменениями в психической, психофизиологической, интеллектуальной и социальной жизни ребенка. Начало этого возрастного периода связано с особой ситуацией развития личности...

Похожие статьи

Диагностика леворукости как условие развития познавательных...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учебная деятельность, ведущая рука, левая рука, комплекс тестов, Рука, предмет

дифференциацию правой и левой руки (ребёнку предлагается показать правую / левую руку); развитие ориентировки в собственном...

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному обучению

В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Оценка уровня сформированности пространственных...

Оценка уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с

Вариантом этой пробы служит опыт, при котором предлагают сказать, какая из двух

Младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, связанный с...

Мир мозговой асимметрии: леворукий ребенок в Зазеркалье

Разговор о детях, предпочитающих левую руку для выполнения различных действий, уместно начать с

Особенно остро этот вопрос встает в старшем дошкольном возрасте.

Ребенок скрещивает согнутые руки перед грудью. У левшей сверху размещается кисть левой руки, а...

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном...

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, письменная речь, дошкольный возраст, школьное обучение...

Нарушение пространственных представлений как признак будущей...

Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Благодаря играм с песком у детей развивается тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук; снимается мышечная напряжённость; развивается мотивация речевого...

Особенности пальцевой моторики рук у детей...

Анализ результатов обследования и характер выявленных нарушений позволили определить основные направления коррекционной работы по коррекции нарушений моторики пальцев рук у детей с псевдобульбарной дизартрией и общим недоразвитием речи.

Комплексная методика (игра) «Умные лапки» | Статья в журнале...

ребенок, мелкая моторика, письменная речь, дошкольный возраст, школьное обучение, зрительное восприятие, зрительно-моторная

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами...

Особенности коррекции нарушений письменной и устной речи...

Младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, связанный с большими изменениями в психической, психофизиологической, интеллектуальной и социальной жизни ребенка. Начало этого возрастного периода связано с особой ситуацией развития личности...

Задать вопрос