Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности обучения персонала торговой сети

Педагогика
03.12.2019
985
Поделиться
Библиографическое описание
Сергина, Е. С. Особенности обучения персонала торговой сети / Е. С. Сергина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 158-159. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64676/.


Обучение работников торговой сети является важным аспектом конкурентоспособности торговой компании.

Как правило, обучение персонала торговой сети проходит в период их испытательного срока, а продолжительность обучения совпадает с его длительностью [1].

Особенности обучения персонала торговой сети в период испытательного срока заключаются в первичной стажировке, которая может закончиться увольнением сотрудника по причине его неготовности к работе в торговле [1]. Обучение проходит без отрыва от работы, что обеспечивает более быструю адаптацию персонала торгового предприятия к специфике его деятельности. Большую роль в процессе обучения на данном этапе играет институт наставничества, который имеет ряд преимуществ: непосредственное обучение на рабочем месте, экономичность и высокая скорость обучения по принципу «делай как я», экономичность обучения, эмоциональная поддержка наставником обучающегося, вовлеченность наставника в управление учебным процессом [3].

Отбор содержания обучения будет зависеть от категорий сотрудников. Структура персонала предприятия розничной торговли, как правило, включает две составляющие: рабочие (продавцы, кассиры, кладовщики, грузчики) и линейные руководители (администраторы и директора магазинов) [2, c. 2]. К базовой части содержания обучения адаптационного периода относят информацию о корпоративной политике; нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность торговых организаций; торговое оборудование и ассортимент магазина; стандарты обслуживания покупателей и стандарты выкладки товара, правила общения с покупателями. Для административного аппарата в адаптационный период обучения добавляются вопросы по менеджменту и маркетингу в сфере торговли [2].

Параллельно с обучением на рабочем месте во многих торговых сетях практикуется самообучение сотрудников по корпоративным методическим пособиям, которые содержат всю необходимую информацию о компании, её целях, задачах и стратегиях развития, должностных обязанностях, стандартах работы и внутрикорпоративной коммуникации [1].

Далее сотрудники, прошедшие первичную адаптацию, проходят обучение с отрывом от работы, получая знания в сфере теории организации обслуживания и товароведения. В качестве базового метода обучения используются бизнес-тренинги, в частности тренинги продаж. Тренинги продаж нацелены на отработку навыков выявления потребностей покупателя, работы с возражениями, вступления в контакт, презентации товара [4, стр.61]. Большое внимание уделяется данному методу обучения в связи с необходимостью повысить ожидания покупателей от уровня сервиса в конкретном магазине при одинаковом ассортименте и уровне цен у конкурентов.

Важное значение в процессе обучения персонала торговой сети имеет мотивация. От особенностей мотивации различных групп сотрудников зависит выбор принципов и методов обучения. Вместе с тем, для повышения мотивации всех категорий сотрудников рекомендуется применять методы обучения, основанные практикоориентированном подходе.

Особое внимание в процессе обучения и по его результатам следует уделить оценке уровня сформированности профессиональных компетенций работников торговой сети.

В научной литературе выделяют различные показатели оценки персонала торговой сети: знание продукта и работа с покупателями; ориентированность сотрудника на процесс или результат; поведение в конфликтных ситуациях, конфликтность или, напротив умение предотвратить сотрудника конфликт, стрессоустойчивость; уровень мотивации к трудовой деятельности и к профессиональному развитию [1].

По результатам оценки уровня сформированности профессиональных компетенций составляется заключение о каждом специалисте, прошедшим обучение. Анализ результатов обучения и последующей аттестации сотрудников торговой сети позволяет корректировать учебный процесс, вносить изменения в начальный курс обучения и планировать дальнейшее обучение сотрудников.

Необходимость дополнительного обучения адаптированных сотрудников торговой сети может быть связана с целым рядом обстоятельств: резкое увеличение ассортиментного ряда, появление новых приоритетных марок или групп товаров; намечено проведение крупномасштабных акций (выставки, распродажи, конкурсы); резкое снижение продаж или низкий уровень соблюдения стандартов работы [1].

Как отмечают исследователи, в случае снижения продаж или снижения уровня соблюдения стандартов работы процессу обучения должна предшествовать диагностика потребности сотрудника торговой сети в дополнительном обучении.

Наиболее эффективным методом диагностики потребности в дополнительном обучении персонала торговой сети является метод «тайный покупатель», многофункциональность которого позволяет не только удовлетворить потребность сотрудников в получении новых знаний и навыков, но и повысить их мотивацию к качественной работе [1].

Таким образом, обучение персонала торгового предприятия имеет свою специфику, отражающую содержание профессиональных компетенций и видов трудовой деятельности.

Эффективное обучение персонала торговой сети, основанное на практико-ориентированном подходе, значительно влияет на результаты продаж и является одним из важнейших конкурентных преимуществ.

Литература:

  1. Винокур, Р. Ф. Обучение в сфере розничной торговли / Р. Ф. Винокур. — 2006 // Управление развитием персонала. — 2006. — N4. — С. 278–283. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://elibrary.ru
  2. Мамедова, А. И. Обучение персонала в сетях розничной торговли/А. И. Мамедова//Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Чебоксары, 24 сентября 2017 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30404229
  3. Мамедова, А. И. Особенности наставничества в организациях розничной торговли/А. И. Мамедова//Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Чебоксары, 24 сентября 2017 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30404229
  4. Марченкова, Е. Г. Внутрифирменное обучение как фактор повышения стандартов производства и качества работы сотрудников розничной сети/Е. Г. Марченкова, К. Н. Белогай // Вестник Кем ГУ. 2010. № 2 (42). [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14867899
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 158-159):
Часть 2 (стр. 93-175)
Расположение в файле:
стр. 93стр. 158-159стр. 175

Молодой учёный