В данной статье рассматриваются особенности применения охранного ордера, как средства защиты потерпевших от насилия в семье. Проведен анализ законодательства стран СНГ по противодействию насилию в семье.
Ключевые слова: насилие в семье, охранный ордер, защитное предписание, предупреждение.
В июле 2019 года Европейский суд по правам человека (далее ЕСПЧ) рассмотрел дело о насилии в семье в отношении Российской Федерации. В частности, жалоба женщины заключалась в том, что российскими властями не выполнялись в должной степени обязанности по предотвращению, расследованию и преследованию актов насилия в семье. Суд постановил, что российские власти не обеспечили создание и эффективное функционирование правовых норм, обеспечивающих защиту жертвы от различных форм домашнего насилия, кроме того, суд указал на отсутствие так называемого охранного ордера [4].
Данное дело не обошло общественность стороной и позже последовало активное обсуждение вопросов, касающихся профилактики семейного насилия. Так, по заявлению Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко к 1 декабря 2019 года будут готовы проекты юридических правовых актов, направленных на профилактику семейно-бытового насилия.
За последние несколько десятков лет в России неоднократно предпринимались попытки принять закон о противодействии насилию в семье, но были безрезультатны. Так, вносимые в Государственную Думу законопроекты № 97700685–2 «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье», № 99113775–2 «О предотвращении насилия в семье», № 1183390–6 «О профилактике семейно-бытового насилия» были сняты с рассмотрения или возвращены субъекту права законодательной инициативы в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (отсутствует заключение Правительства Российской Федерации).
Законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия», вносимый в Государственную Думу в 2016 году содержал ряд положений о введении защитного предписания, как меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия. Защитное предписание и судебное защитное предписание представляют собой документ, который определяет меры защиты пострадавшего. Сотрудником полиции, в целях обеспечения безопасности пострадавшего, с согласия последнего выносится защитное предписание в срок на один месяц. Срок действия защитного предписания может быть продлен до двух месяцев по заявлению потерпевшего при наличии угрозы совершения семейно-бытового насилия. Защитное предписание устанавливает запреты на рецидив семейного насилия и преследование пострадавшего, приобретение и использование оружия, а также возлагает на нарушителя обязанность пройти специализированную психологическую программу. Судебное защитное предписание выносится мировым судьей по заявлению пострадавшего в срок от одного и до двенадцати месяцев. Также указанный срок может быть неоднократно продлен, при наличии угрозы совершения семейно-бытового насилия, но на общий срок, не превышающий двух лет. Судебное запретное предписание, помимо запретов, которые устанавливаются защитным предписанием, может дополнительно постановить одну или несколько мер, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, например: 1) обязать нарушителя покинуть место совместного проживания с пострадавшим на срок действия предписания, даже если он является собственником жилого помещения; 2) Обязать нарушителя передать принадлежащие пострадавшему имущество, документы, если они удерживаются; 3) возместить причиненный вред пострадавшему, а также расходы, возникшие с получение помощи (консультации, пребывание в гостиницах или в кризисных центрах и т. п.). Лицо, получившее защитное предписание и не исполняющее его несет ответственность, предусмотренную законодательством [5]. Нарушение или неисполнение защитного предписания и судебного защитного предписания влечет административную ответственность [6].
Охранный ордер (защитное предписание) широкое распространение получил в 90-е годы прошлого века, после принятия ООН «Модельного законодательства о насилии в семье», которое предусматривало такое юридическое средство предотвращения внутрисемейного насилия как защитный (охранный) ордер.
Наряду с определениями «охранный ордер» и «судебный ордер», предусмотренные Модельным законодательством ООН, в зарубежной практике используются такие термины как «защитное предписание», «ограничительное предписание», «ограничительный судебный приказ». Несмотря на разнообразие названий, цель охранного ордера остается неизменной — защита потерпевшего от насилия в семье.
С 11 мая 2011 года в Стамбуле была открыта для подписания Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье, которая также включает положения о применении приказов об ограничении и защите.
Упомянутые выше документы в качестве жертвы насилия рассматривают в основном женщин, что не совсем верно, по нашему мнению, поскольку, как показывает судебная практика, нередки случаи совершения насилия в семье в отношении мужчин. Как отметил Шестаков Д. А., известный криминолог в исследуемой области, здесь прослеживается «дух воинствующего феминизма» [3].
В зарубежной практике в области противодействия насилия в семье активно применяется охранный ордер. Стоит отметить, что национальное законодательство обладает своей спецификой.
Круг лиц, охраняемых законами, достаточно расширен и помимо членов семьи включает бывших супругов (Республика Азербайджан, Республика Молдова, Республика Казахстан), сожителей (Киргизская республика, Республика Казахстан, Республика Азербайджан, Республика Молдова) и бывших сожителей (Республика Молдова, Республика Азербайджан).
В зарубежной практике охранный ордер включает такие ограничения, как запрет на совершение насилия в отношении потерпевшего и запрет вступать в контакт с потерпевшим, но в ряде стран список этих ограничений дополнен. Например, в законе Киргизской республики вышеупомянутые меры могут быть дополнены, в случае продления охранного ордера, обязательным прохождением коррекционной программы, утвержденной Правительством, по изменению насильственного поведения. Защитное предписание, предусмотренное законом Республики Таджикистан, может включать запрет на употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ на период действия защитного предписания. В ряде стран охранный ордер включает запреты на хранение и ношение оружия (Республика Молдова, Республика Армения), принуждение покинуть общее место проживание (Республика Молдова, Республика Армения),а также правила общения с несовершеннолетними детьми (Республика Молдова, Республика Азербайджан, Республика Армения) и др.
Охранный ордер выносится в течение 24 с момента совершения насилия в семье, либо с момента подачи заявления о совершении данного деяния. Отмечается различия в сроке действия охранного (защитного) ордера. В Киргизской Республике охранный ордер выносится на 3 дня, но по заявлению пострадавшего лица органом внутренних дел может быть продлен на 30 дней. В Республике Казахстан защитное предписание выдается на 30 суток. В Республике Молдова в срочном порядке может быть выдано незамедлительное защитное предписание в срок до 10 дней, а защитное предписание — в срок до 3-х месяцев. В Республике Таджикистан защитное предписание выносится на срок до 15 дней, но может быть продлено до 30 дней на основании заявления потерпевшего или его законного представителя. В Республике Азербайджан краткосрочный защитный ордер выдается на срок до 30 дней, долгосрочный — на срок от 30 до 180 дней. В Республике Армения охранный ордер выдается на срок от 6 месяцев и может быть продлен по решению суда на срок до 3 –х месяцев.
Несоблюдение требований охранного ордера влечет различные санкции. Например, по законодательству Республик Киргизии, Казахстана, Таджикистана неисполнение требований данной меры индивидуальной защиты влечет административную ответственность. В то время как по законодательству Республики Азербайджан, лицо, несоблюдающее требования охранного приказа несет уголовную ответственность за несоблюдение судебного постановления.
Необходимость введения института охранного ордера подвергается обоснованной критике со стороны отечественных ученых.
В частности, отмечаются проблемы адаптации мер защиты, предусмотренных охранным (защитным) ордером, широко применяемого за рубежом, в части их соответствия нормам (требованиям) отечественного законодательства. Так, например, по мнению Чуракова А. В., запрет на посещение собственного жилища в отношении лица, назначенного виновным, нарушает положения Всеобщей декларации прав человека, игнорирует презумпцию невиновности, право на справедливое судебное разбирательство, запрет на произвольное лишение своего имущества и прочие основополагающие права и свободы [2]. Шестаков Д. А. отмечает, что для России не приемлемо, помимо всего прочего, в связи с нерешенностью у нас жилищного вопроса [4]. Дискуссионной, по мнению Харламова В. С., является норма о свидетельских показаниях жертвы (ч.5. п.4 Модельного законодательства ООН), которая может создать почву для лжесвидетельств. При минимуме доказательств увеличивается возможность совершения ошибки при рассмотрении решения правоохранительными органами. Однако, в соответствии с ч.4. п. «в» Модельного законодательства ООН, суд может обязать истицу отплатить расходы и возместить ущерб, в случае, если претензии на охранный ордер не обоснованы.
Таким образом, стоит отметить, что за рубежом институт охранного ордера является достаточно эффективным и удобным средством защиты жертв внутрисемейного насилия, однако вопрос о введении в российские реалии остается открытым.
Литература:
- Харламов Валентин Станиславович Институт охранного ордера в зарубежном законодательстве как инструмент защиты личности от внутрисемейного насилия // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 1 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-ohrannogo-ordera-v-zarubezhnom-zakonodatelstve-kak-instrument-zaschity-lichnosti-ot-vnutrisemeynogo-nasiliya (дата обращения: 29.10.2019).
- Чураков Александр Владимирович Запрет на посещение места жительства как мера безопасности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 1 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zapret-na-poseschenie-mesta-zhitelstva-kak-mera-bezopasnosti (дата обращения: 29.10.2019).
- Шестаков Д. А. Теоретические основы семейной криминологии в применении к противодействию внутрисемейным насильственным преступлениям // Социально-психологические, уголовно-правовые и криминологические проблемы семейно-бытового насилия. Материалы международной научно-практической конференции. Баку: Академия полиции Азербайджана, 2016. С. 17–24.
- Решение по делу «Володина против России» // Европейский суд по правам человека. URL: http://hudoc.echr.coe.int/eng-press?i=003–6454727–8498144 (дата обращения: 29.10.2019)
- Законопроект № 1183390–6 «О профилактике семейно-бытового насилия» // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1183390–6 (дата обращения: 29.10.2019).
- Законопроект № № 1183394–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия» // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1183394–6 (дата обращения: 29.10.2019).
- Закон Азербайджанской Республики от 22 июня 2010 г. № № 1058–111Q «О предотвращении бытового насилия» // Legislationline. URL: https://www.legislationline.org/legislation/country/43/section/legislation/topic/25 (дата обращения: 29.10.2019).
- Закон Республики Армения от 30 декабря 2017 г. № ЗР-320 «О предотвращении насилия в семье, защите лиц, подвергшихся насилию в семье, и восстановлении солидарности в семье» // Legislationline. URL: https://www.legislationline.org/legislation/topic/25/country/45 (дата обращения: 29.10.2019).
- Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. № 214-IVЗРК «О профилактике бытового насилия» // Legislationline. URL: https://www.legislationline.org/ru/legislation/section/legislation/topic/25/country/21 (дата обращения: 29.10.2019).
- Закон Киргизской Республики от 27 апреля 2017 г. № 63 «Об охране и защите от семейного насилия» // Legislationline. URL: https://www.legislationline.org/ru/legislation/section/legislation/topic/25/country/20 (дата обращения: 29.10.2019).
- Закон Республики Молдова от 1 марта 2007 г. № 45-XVI «О предупреждении и пресечении насилия в семье» // Legislationline. URL: https://www.legislationline.org/ru/legislation/section/legislation/topic/25/country/14 (дата обращения: 29.10.2019).
- Закон Республики Таджикистан от 19 марта 2013 г. № 954 «О предупреждении насилия в семье» // Legislationline. URL: https://www.legislationline.org/ru/legislation/section/legislation/topic/25/country/49 (дата обращения: 29.10.2019).