Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Сase study как один из инновационных методов преподавания английского языка учащимся старших классов

Педагогика
02.12.2019
1029
Поделиться
Библиографическое описание
Якубова, Д. Р. Сase study как один из инновационных методов преподавания английского языка учащимся старших классов / Д. Р. Якубова, Е. В. Самсонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64627/.


В статье рассматривается потенциал использования метода обучения case study как одного из инновационных способов преподавания английского языка у старших школьников. Метод case study способствует формированию и развитию у старших школьников системного, концептуального знания, аналитического мышления, коммуникативных навыков, а также навыков структурирования представленной учащимся информации и установления причинно-следственных связей.

Ключевые слова: case study, метод кейсов, интерактивные методы обучения, урок английского языка, учащиеся старших классов.

В настоящее время, в условиях интенсивного развития науки и техники, активизации глобализационных процессов, которые обуславливают налаживание международных контактов между странами, наблюдается высокий спрос углублённого изучения английского языка как иностранного. Современная система образования предъявляет все новые требования к методологии обучения иностранным языкам, согласно которым обучение английскому языку в первую очередь должно способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, расширению их кругозора, формированию и развитию самостоятельной, поисковой деятельности, эстетических взглядов, навыков эмоциональной и волевой саморегуляции, а также повышению уровня стрессоустойчивости и продуктивности учебной деятельности. Таким образом, одной из актуальных задач современной школы выступает поиск инновационных методов обучения, соответствующих предъявляемым требования современного общества, одним из которых является метод case study [10, с. 235].

Сase study — это интерактивный метод обучения, основанный на проблемно-ситуационном анализе и решении учащимися конкретных учебных ситуаций [1]. В научном мире родиной данного метода обучения принято считать Соединенные Штаты Америки, а именно Гарвардский университет [2, с. 44–47]. Характерной особенностью case study является создание проблемной ситуации на основе настоящих фактов из жизни, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую сторону проблемы, но и помогает учащимся актуализировать определенный комплекс ранее полученных знаний, которые им необходимо было усвоить для успешного решения данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначного решения [6]. Кроме того, выдвигаемые учащимися решения проблемных ситуаций могут быть оценены по следующим критериям:

– научно-теоретический уровень выполнения кейс-задания и выступления;

– полнота решения кейса;

– степень творчества и самостоятельности в подходе к анализу кейса и его решению, а также его степень доказательности и убедительности;

– форма изложения материала и качество презентации;

– культура речи, использование жестов и мимики во время коммуникативных процессов;

– полнота и всесторонность выводов;

– наличие собственных взглядов на проблему относительно выполнения кейс-заданий [4, с.12–13].

В настоящее время насчитывается большое количество определений относительно понятия case study. В широком смысле данный метод понимается как история, содержащая образовательное сообщение (story with an educational message) [14].

Л. Н. Щербатых убеждена, что метод case study является интерактивным методом обучения, основной целью которого является создание комфортных условий обучения, при которых учащиеся будут чувствовать свою успешность и интеллектуальную самостоятельность, что повысит эффективность и продуктивность образовательного процесса [10, с. 235].

По мнению И. Фишера и Э. Кейси case study — это представление конкретной ситуации из профессиональной или повседневной жизни, представленной посредством определенных действий, отношений, мнений, на основе которых принимается её итоговое решение [12].

В. Шрамм полагает, что сущность case study заключается в том, что он дает представление о решении или наборе решений конкретной ситуации, обосновывает целесообразность принятия этих решений, а также дает развернутое объяснение причины их внедрения и конечный результат данного внедрения [15, с.1].

Дж. Герринг считает, что данный метод предполагает интенсивное изучение одного микроаспекта проблемной ситуации для достижения дальнейшего осмысления идентичных, но уже более объемных кейсов [13, с. 342]. Разумеется, кейс является ключевой категорией данного метода. Кейс — это события, которые действительно произошли в определенной сфере деятельности и которые автор описал для того, чтобы спровоцировать дискуссию относительно проблемной ситуации и тем самым подтолкнуть учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и в результате к принятию собственного уникального решения [9, с.103].

В результате анализа определений, предложенных И. Фишера, Э. Кейси, В. Шрамма, Дж. Герринга и др. была выявлена основная идея метода case study, согласно которой это усвоение знаний и формировании умений посредством активной самостоятельной деятельности субъектов учебного процесса (учащихся) по разрешению противоречий, в результате которого учащиеся овладевают профессиональными знаниями, формируют и развивают определенные умения и навыки.

Определения метода case study были сгруппированы по следующим признакам: наличие проблемной ситуации (кейса), многоальтернативность принятия решений, творческий подход, повышенная эффективность деятельности, целесообразность принятия решений, коллективная выработка решений, наличие системы оценивания и управляемого эмоционального напряжения обучаемых.

На основе анализа определений метода обучения case study и выделенных признаков была предпринята попытка сформулировать его новое определение: case study — это управляемый учителем интерактивный метод обучения,основанный на проблемно-ситуационном анализе противоречия, заключенного в заранее подготовленном учителем кейсе, основной целью которого является целесообразное разрешение данного противоречия внутри детерминированных микрогрупп учащихся.

Структура метода case study построена таким образом, что учащиеся старших классов сталкиваются с конкретной ситуацией, которая напрямую связана с практическим аспектом повседневной жизни. Далее старшеклассникам необходимо выявить противоречие, обсудить его на английском языке, выявить альтернативные пути его решения и затем предлагают свой собственный вариант её решения, который грамотно обосновывают, а потом презентуют перед всеми учащимися. Стоит отметить, что в решении кейсов не бывает одного единственного правильного решения, так как они напрямую связаны с насущными проблемами и противоречиями из жизни, поэтому в завершении презентаций решения противоречия всеми группами учащихся учителем или самими учащимися может быть выбран наиболее адекватный вариант решения. При этом учителю не стоит забывать о том, что в процессе решения кейсов у учащихся должны параллельно актуализироваться определённый комплекс ранее изученных лексических и грамматических знаний, а также им необходимо усвоить новый понятия при разрешении той или иной проблемной ситуации [10, с. 236].

Проблемные ситуации или кейсы принято условно подразделять на:

1) научно-исследовательские, которые ориентированы на осуществление исследовательской деятельности;

2) практические, отражающие реальные жизненные ситуации;

3) обучающие, задачей которых выступает организация образовательного процесса [3].

Вне зависимости от того, какую цель преследует кейс, он делится на следующие компоненты:

1) ситуацию (какая-либо проблема, история из реальной жизни, случай);

2) контекст ситуации (исторический, хронологический, особенности действия участников ситуации);

3) комментарий ситуации;

4) задания для работы с кейсом;

5) различные приложения [7].

По мнению М. А. Корнеевой качественный кейс должен отвечать следующим требованиям:

а) доложен быть учтен опыт аудитории;

б) необходимо выбирать ситуации, работающие на перспективу;

в) должен содержать актуальную задачу;

г) должен содержать цитаты, придающие реализма;

д) должен воплощать педагогические цели;

е) большинство кейсов в основе содержат противоречивую информацию;

ж) предполагает принятие определенного решения;

з) включает вывод по окончанию работы;

и) кейс должен быть небольшим по объему и соответствовать возрастным и психическим особенностям учащихся [5].

Урок английского языка на основе кейс-технологии можно построить по следующей концепции:

– первая группа упражнений: вводные упражнения или starting up, целью которых является обучение лексике, а также формирование и развитие навыков говорения;

– вторая группа упражнений: аудирование или listening. Упражнения этого раздела направлены на формирование и развитие навыков аудирования, письма, а также на освоение новых лексических единиц;

– третья группа упражнений: чтение или reading. Данная группа упражнение нацелена на формирование и развитие навыков чтения, понимания текста на английском языке и освоение нового лексического материала по теме урока;

– четвертая группа упражнений: повторение грамматики или grammar review;

– пятая группа упражнений: исследование проблемы или непосредственно case study. [8].

Ю. П. Сурмин приводит список сайтов, помогающих успешно использовать кейс-метод в обучении:

  1. http://www.educ.sfu.ca/case — кейсы Университета Симона Фрайзера, рассчитанные на использование кейс-технологий «при преподавании различных дисциплин»;
  2. http://www.pace.edu/CTRCaseStudies — центр по использованию кейс-метода, предлагающий серию семинаров по обучению написанию кейсов;
  3. http://www.worldbank.org/wbi/cases/tips.html — каталог кейсов Мирового банка;
  4. http://www.usc.edu/hsc/ebnet/edframe/edcases.htm — коллекция кейсов Университета Южной Калифорнии с представленным перечнем литературы по истории кейс-метода, проведению исследований для подготовки кейсов, рассмотрению методик преподавания с использованием кейс-технологий [11].

Таким образом, кейс-метод позволяет не только активизировать теоретические знания и практический опыт учащихся, но также сформировать и развить монологическое и диалогическое умение рассуждения и высказывания собственных мыслей, мнения, идей, предложений, принимать альтернативные точки зрения, аргументировать собственное решение проломной ситуации, проявлять и совершенствовать аналитические и оценочные навыки и готовность работать в команде. Стоит отметить, что применение метода case study предполагает большую затрату времени для успешной реализации работы по решению кейсов. Однако опыт, полученный в процессе применения этого метода преподавателями, показал, что кейс-метод многократно повышает результативность образовательного процесса, так как позволяет моделировать будущую деятельность участников кейса и формировать положительную мотивацию к освоению материала и получению новой информации в дальнейшем.

Литература:

  1. Абаева Ф. Б. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62279 (дата обращения: 25.10.2019).
  2. Адонина Н. П. Кейс-стади: история и современность / Н. П. Адонина // Высшее образование сегодня. — 2012. — № 11. — С. 43–48.
  3. Барнс Л. Б., Кристенсен Р. К., Хансен Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература. М.: Гардарики, 2000. — 502 с.
  4. Киселева Е. В., Скворцова Л. И. Методические указания. — Вологда: Изд-во Вологда, 2017. — 18 с.
  5. Корнеева М. А. Метод case studyв обучении английскому языку для специальных целей: алгоритм создания кейса // Молодой ученый. — 2017. — № 9. — С. 337–340. — URL https://moluch.ru/archive/143/40103/ (дата обращения: 01.11.2019).
  6. Махмутова А. С. Использование case study как эффективного метода в подготовке высококвалифицированного специалиста [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 186–188. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11405/ (дата обращения: 15.10.2019).
  7. Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. 1999. № 1. С. 109–117.
  8. Павленко В. Г. Применение кейс-метода при обучении английского языка в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 17. — С. 534–538. — URL: http://e-koncept.ru/2016/46282.htm (дата обращения: 02.11.2019).
  9. Сысоев, П. В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. Москва: Книжных дом «Либроком», 2013. — 264 с.
  10. Щербатых Л. Н. Метод Case Study в обучении английскому языку старшеклассников // Известия высших учебных заведении: Гуманитарные науки. Иваново: Изд-во ИГХТУ, 2013. № 3. С. 235 —240.
  11. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.
  12. Fischer, Johann. Casey, Etain. LCaS — Language Сase studies. Teacher training modules on the use of Сase studies in language teaching at secondary and university level. Council of Europe Publishing. 2008. — 17 p.
  13. Gerring, J. (2004). What is a case study and what is it good for? American Political Science Review, 98(2), P. 341–354.
  14. Herried, C. F. Start with a story: the Case Study method of teaching college science. NSTA press. 2007. — 14 p.
  15. Schramm W. Notes on Case Studies of Instructional Media Projects. — US department of health, education & welfare national institute of education, 1971. — 41 p.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
case study
метод кейсов
интерактивные методы обучения
урок английского языка
учащиеся старших классов
Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 172-175):
Часть 2 (стр. 93-175)
Расположение в файле:
стр. 93стр. 172-175стр. 175

Молодой учёный