Становление отношений «преподаватель — студент» как фактор формирования конкурентоспособности вуза в эпоху цифровизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 18 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.12.2019

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Жуков, Н. В. Становление отношений «преподаватель — студент» как фактор формирования конкурентоспособности вуза в эпоху цифровизации / Н. В. Жуков. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 365-368. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64589/ (дата обращения: 08.04.2020).



Сразвитием информационных технологий применение цифровых инструментов в различных сферах жизни становится обычной практикой. Цифровизация затрагивает и образовательный процесс.Превращение системы образования из репродуктивной в непрерывно развивающуюся, открытую, включение обучающихся в решение собственных образовательных и социокультурных проблем требует реформирования как системы высшего профессионального образования, так и изменения отношения к своей деятельности главных действующих лиц образовательной системы — преподавателя и студентов.

Ключевые слова: образование; преподаватель; цифровизация; студент; цифровые технологии; конкурентоспособность; факторы конкурентоспособности.

With the development of information technology, the use of digital tools in various fields of life is becoming common practice. Digitalization also affects the educational process. The transformation of the educational system from a reproductive to a continuously developing, open, inclusion of students in solving their own educational and sociocultural problems requires the reform of both the system of higher professional education and the change in the attitude of the main actors of the educational system — the teacher and students, to their activities.

Keywords: education; teacher; digitalization student; digital technology; competitiveness; competitive factors.

Течение времени во всех сферах человеческой деятельности существенно ускорилось — быстро развивается промышленность, изменяются приоритеты в экономике, предъявляются новые требования к науке и образованию. В значительной степени эти требования реализуются вузами, а значит — они должны перестраивать свою работу. Образовательный процесс как динамичная, целостная педагогическая система подвержен постоянной трансформации. [1] В этом проявляются развивающие свойства образовательного процесса, которые характеризуют смену образовательной парадигмы, внедрение новых средств и технологий обучения.

В соответствии с целью и задачами приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. Правительством РФ 25 октября 2016 г.) в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 гг. к 2010 г. к 2020 г. будут созданы и запущены более 3,5 тысячи онлайн-курсов и более 6 миллионов человек должны пройти онлайн-обучение. [2] Для достижения этих целей будут подготовлены и пройдут обучение не менее 10 000 преподавателей и экспертов в области онлайн-обучения. Эти цифры впечатляют, но и заставляют задуматься о позитивных и негативных последствиях трансформации образовательного процесса.

К основным функциям, которые традиционно должен обеспечивать любой преподаватель, относятся образовательная, воспитательная, учебно-методическая, организационно-методическая, научно-исследовательская и самообразовательная (повышение квалификации).

Инновационную деятельность преподавателя можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности. Это дает возможность структурировать систему взглядов на целостное изучение этого вида деятельности в русле акмеологии. Преподаватель-новатор, реализуясь в педагогической деятельности, обязательно включается в креативный процесс, который актуализируется в креативном результате.

Информационная образовательная среда определяет обновленный алгоритм действий преподавателя:

− диагностика уровня обученности студентов,

− координирование познавательного процесса, — отбор и адаптация учебного материала к уровню обученности группы,

− корректировка содержания обучения и средств достижения образовательных целей,

− разработка различных видов индивидуальных траекторий, исходя из уровней подготовки студентов, желаемой степени индивидуализации учебного процесса,

− консультирование при составлении индивидуального образовательного маршрута,

− руководство учебными проектами,

− обеспечение дидактическим материалом учебного процесса.

Деятельность преподавателя по этому алгоритму при реализации функций такого характера, можно рассматривать как один из аналогов тьюторского сопровождения познавательной деятельности студента. Как отмечает Г. М. Беспалова, «…тьюторское сопровождение — это особый тип педагогического сопровождения, в ходе которого обучающийся выполняет образовательное действие, а учитель создает условия для его осуществления и осмысления. Сущностной характеристикой тьюторского сопровождения является тот факт, что ученик выполняет действия по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждаются (анализируются) с педагогом с целью осознания их эффективности и целесообразности» [3]

Цифровизация образования — значимая составляющая процесса формирования «нового человека», причем человека во всех его личностных аспектах — от гражданина до специалиста-профессионала. [4] Необходимость такого формирования вызвана сменой этапов развития человеческого общества — на новом этапе многократно возросли значимость, доступность и объем информации, интеграция наук стала такой сложной, что иногда сложно найти опору в изучаемых в образовательных организациях дисциплинах при освоении новых технологий, современный человек, в особенности ребенок, это «цифровой человек», который уже живет в цифровой среде, для которого гаджеты, планшеты, смартфоны, КПК, сайты, IP-протоколы, веб-сервисы, интерфейсы и т. д. — простые и понятные вещи ежедневного пользования, для которого основным источником информации, развлечений и часто уже полем профессиональной деятельности является Интернет. [5] «Сетевой студент» приходит в вуз и вуз должен быть готов к этому, использовать это для эффективного образования.

Исследователи отмечают ряд особенностей «цифрового поколения», которые в определенной степени соответствуют особенностям современных студентов. При всем разнообразии состава студенческого коллектива вуза это во многом определяется степенью «оцифрованности» его отдельных членов. Отметим некоторые из этих особенностей:

− общение с внешним миром преимущественно посредством гаджетов;

− виртуальное общение преобладает над личным;

− растет скорость восприятия информации, но при этом имеются проблемы удержания внимания;

− образ мыслей фрагментарен, суждения носят поверхностный характер;

− авторитет преподавателя (и родителей!) уменьшается, он не выдерживает конкуренции с Интернетом;

− большой массив информации получают из Сети, что создает иллюзию «всезнайства» и уверенности в своих взглядах;

− «клиповость» мышления, о которой много сегодня пишут психологии и ряд других.

Итак, какого же специалиста, выпускника ожидает государство от вуза, в том числе, педагогического? Как минимум три из них связаны с цифровизацией:

  1. Самостоятельный, ответственный, инициативный
  2. Творческий, умеющий решать проблемы
  3. Коммуникабельный, эффективно взаимодействующий
  4. Самообразовывающийся самостоятельно
  5. Адаптированный к цифровому пространству и цифровому обществу
  6. Мобильный, легко выстраивающий образовательную и профессиональную траекторию, адекватно оценивающий свой потенциал
  7. Духовно-нравственный, имеющий гражданскую позицию

Посему, построенная информационная образовательная среда меняет функции преподавателя и студента, опирается на компетентностный и опережающий подходы, создающие необходимые условия для личностной самореализации студентов в профессиональной деятельности, для формирования их творческой индивидуальности в процессе профессиональной социализации.

При организации учебного процесса таким образом, преподаватель выступает в качестве менеджера и режиссёра обучения, а не транслятора учебной информации (как при традиционном обучении), а студент — в качестве субъекта деятельности.

Литература:

  1. Махова О. А., Карманов М. В., Аракелян С. М. Статистика как инструмент цифровизации // В сборнике: Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Статистические исследования социально-экономического развития России и перспективы устойчивого роста: материалы и доклады. Под общ. ред. Н. А. Садовниковой. Москва, 2018. С. 174–178. (дата обращения 2.10.19г)
  2. Логинова С. Л. Цифровизация высшего образования: основные противоречия // Непрерывное образование: теория и практика реализации. Материалы II Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2019. С. 104–107(дата обращения 27.09.19г)
  3. Беспалова Г. М. Тьюторское сопровождение формирования готовности к самообразованию // URL: http:// lerner.edu3000.ru/bespa-lova.htm. (дата обращения 24.10.19г)
  4. Притчина Л. С. Цифровизация и новое экономическое образование. Педагогическое образование и наука. 2018. № 2. С. 120–122. (дата обращения 24.10.19г)
  5. Симакина М. А. Информационное неравенство и воспитательные возможности информационных технологий // В сборнике: Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания. Доклады и материалы XIV Международной научной конференции: в 2 частях. Москва, 2017. С.244–248.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, учебный процесс, преподаватель, профессиональная деятельность, студент.


Похожие статьи

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

...учебное заведение, учебный процесс, педагогическая деятельность преподавателя

Деятельность педагога профессионального обучения — это сплав труда инженерного и

преподавателей и курсантов в образовательном процессе военно-учебного заведения.

Усовершенствование процесса обучения, направленного на...

- внедрение в учебный процесс инновационных достижений в науке и производстве

Деятельность учителя направлена на активизацию студентов в процессе обучения, развитию у них

При подготовке учителей профессионального обучения учебный процесс...

мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация...

Процесс мотивирования студентов преподавателем. Студент — это не школьник, которому можно сказать “так надо”, студенту необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает в духе “в жизни пригодится”...

Подготовка студентов университета к педагогической...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности...

Ключевые слова:воспитательное пространство университета, педагогическая позиция преподавателя, образовательные программы подготовки преподавателей.

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

В процессе совместной деятельностипреподавательстудент происходит взаимовлияние эмоциональных сфер, которое в конце концов приводит к качественно новому соответствию взглядов на данную учебную деятельность.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная деятельность, учебная деятельность, техническое творчество, профессиональная деятельность...

мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация...

Формирование студента как субъекта учебной деятельности – это процесс не одномоментный, а представляет собой длительную целенаправленную совместную деятельность преподавателя и студента. А.В. Белошицкий и И.Ф. Бережная [ 1...

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов...

Для совершенствования учебного процесса применяются мультимедийные, интерактивные методы. В колледже, как элементе средне-профессионального

Для формирования мотивационной и образовательной деятельности студента преподавателям приходится...

Профессиональная подготовка педагога...

Профессиональная подготовка — это процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками для творческого выполнения профессиональной деятельности, а готовность — интегративное профессионально...

Престиж преподавателя среднего профессионального...

Громкова М. Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании: учебное пособие для

образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Похожие статьи

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

...учебное заведение, учебный процесс, педагогическая деятельность преподавателя

Деятельность педагога профессионального обучения — это сплав труда инженерного и

преподавателей и курсантов в образовательном процессе военно-учебного заведения.

Усовершенствование процесса обучения, направленного на...

- внедрение в учебный процесс инновационных достижений в науке и производстве

Деятельность учителя направлена на активизацию студентов в процессе обучения, развитию у них

При подготовке учителей профессионального обучения учебный процесс...

мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация...

Процесс мотивирования студентов преподавателем. Студент — это не школьник, которому можно сказать “так надо”, студенту необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает в духе “в жизни пригодится”...

Подготовка студентов университета к педагогической...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности...

Ключевые слова:воспитательное пространство университета, педагогическая позиция преподавателя, образовательные программы подготовки преподавателей.

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

В процессе совместной деятельностипреподавательстудент происходит взаимовлияние эмоциональных сфер, которое в конце концов приводит к качественно новому соответствию взглядов на данную учебную деятельность.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная деятельность, учебная деятельность, техническое творчество, профессиональная деятельность...

мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация...

Формирование студента как субъекта учебной деятельности – это процесс не одномоментный, а представляет собой длительную целенаправленную совместную деятельность преподавателя и студента. А.В. Белошицкий и И.Ф. Бережная [ 1...

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов...

Для совершенствования учебного процесса применяются мультимедийные, интерактивные методы. В колледже, как элементе средне-профессионального

Для формирования мотивационной и образовательной деятельности студента преподавателям приходится...

Профессиональная подготовка педагога...

Профессиональная подготовка — это процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками для творческого выполнения профессиональной деятельности, а готовность — интегративное профессионально...

Престиж преподавателя среднего профессионального...

Громкова М. Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании: учебное пособие для

образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Задать вопрос