Период Древнего царства (приблизительно 2800–2400 гг. до н. э.) был очень важен в истории Египта. Очень важным идеологическим средством во времена укрепления единовластия в долине Нила стало учение о божественном происхождении фараонов. Люди верили, что царь, не важно: живой или мертвый, равно был богом и при этом покровителем страны, это определило характер праздников, проведение ежедневного храмового ритаула и огромнейшую роль царского заупокойного культа.
Считалось, что гробница фараона — это место, где находится божественный дух, покровитель Египта, что обусловило значение культа умерших царей, которое являлось ощутимым бременем для экономики страны. Кроме сооружений пирамид, средства требовались и на поддержку культа в заупокойных храмах.
Заупокойный ансамбль Джосера был построен на террасе прямоугольной формы, обведенной двойными стенами. Между ними был промежуток, который заполнялся обломками камня и кирпичом. Стены были выложены из местного известняка и с внешней стороны облицованы плитами из известняка Туры [1].
Наружная стена венчалась парапетом, далее на протяжении всех четырех сторон стены шел массивный уступ. По нему можно было обойти сверху весь заупокойный ансамбль. Это было нужно в целях его охраны. По той же причине у ансамбля в южном конце восточной стены был лишь один вход, который оформили в виде массивных ворот с узеньким проходом, находящимся между двух башен, через который осуществлялся вход в открытый двор. Следующий проход вел в галерею, которая в длину составляла 54 м, и имела сорок колонн вдоль стен. Потолок в этой галерее был покрыт плитами из известняка, обтесанными в виде бревен, так же, как и в проходах. Колонны, точнее, полуколонны высотой 6 м связывались со стенами галереи поперечными стенками.
В галерее можно было найти несколько выходов: почти в начале был выход на лестницу, ведущей на верх внешних стен, а в конце располагалось проходное помещение, имеющее четыре пары полуколонн, которые соединялись стенками. Потолок этого помещения был обтесан в виде бревен. Из него открывался выход в Южный двор.
Южный двор, видимо, предназначался для совершения определенных обрядов праздника хеб-сед. Посередине двора находились два сооружения, каждое по 11 м в длину. Эти сооружения имели форму двойных полукругов. Так как такие сооружения обычно изображали на сценах ритуального бега фараона, происходящего во время хеб-седа, вполне вероятно, что они устанавливали границы того расстояния, которое по традиции обязывался пробежать фараон [3].
Все еще не вполне очевидно назначение зданий, которые окружали Южный двор: ясно, что они также связывались с хеб-седом. В одной из частей двора располагалось интересное сооружение, которое является Южной гробницей Джосера. В подземную часть Южной гробницы можно было спуститься по лестнице, которая вела с кровли через все здание и оканчивалась шахтой, выборочно прорубленной уже в скале. Внизу находилась комната, отведенная под склады, где сохранились сосуды, сделанные из глины и алебастра, двенадцать балдахиновых шестов, покрытых листовым золотом, носилки и ящики. Погребальная камера, квадратная в плане, была облицована гранитом. Сюда можно было попасть через отверстие в потолке, которое обычно закрывали особыми спусковыми камнями. Лестница продолжалась к востоку, и здесь было расположено несколько галерей и комнат, часть которых служила кладовыми, где стояли большие алебастровые сосуды [3].
Некоторые помещения были уникальными по своему декору. Их облицовка состояла из зеленовато-синих глазурованных изразцов, изображавших тростниковые плетения. Рельефные перевязки плетения были высечены на известняковых плитах, в промежутках между рядами изразцов, поэтому стены этой группы помещений выглядели так, как будто они покрыты циновками, сплетенными из тростников сине-зеленого цвета, которые скреплялись с помощью светлых перевязок. Подобная декорировка помещений воспроизводила стены самых древних тростниковых святилищ. В верхней части отдельно взятых панно изображались стилизованные верхушки связок тростников, которые некогда на самом деле украшали стены построек из тростников. В долине Нила издревле почитали связку тростника, как один из фетишей, который впоследствии стал носить название «джед», стал вечнозеленеющим символом бога умирающих и воскресающих сил природы Осириса. Стилизация верхушек тростниковых панно в подземных комнатах Южной гробницы именно в форме «джедов» вполне соответствовала погребальному назначению помещения.
Из тростниковых святилищ было заимствовано и изображение окон и оформление верха двери в виде завернутой и завязанной циновки, которая, очевидно, служила в свое время завесой в проходе [2].
С востока к Южному двору присоединялся комплекс сооружений, который был предназначен для ритуала хеб-седа: это так называемый Двор хеб-седа, представляющий собой в плане вытянутый прямоугольник. На праздненства хеб-седа из всех центров страны привозили статуи богов. Для этих статуй ставили два ряда оформленных молелен, перед которыми царь совершал жертвоприношения в определенное время обряда. В южной части Двора хеб-седа были найдены большие статуи Джосера в хеб-седном одеянии. Также археологи отыскали базу от группы, которая изначально имела четыре статуи; к сожалению, сохранились лишь ступни скульптур. По ним видно, что две фигуры изображали собой детей, а две другие — взрослых людей.
Южный и Северный дворцы состояли из стен, за которыми пространство было полностью заполнено обломками, оставшимися после строительства. Фасады «дворцов» были оформлены с помощью четырех полуколонн и двух пилястр, каждый из них имел лишь по одной двери, над которой возвышался фриз по всему фасаду. Он воспроизводил схематизированные верхушки тростников, связанные между собой.
Центральной частью всего ансамбля являлась, безусловно, пирамида — памятник, который стал наиболее важным этапом в истории древнеегипетской архитектуры [1].
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть особую и разностороннюю важность усыпальницы Джосера для дальнейшего развития царских гробниц Древнего Царства. Гробница Джосера привлекает внимание не только формой пирамиды, но и тем, что камень впервые стал основным материалом для строительства всего заупокойного ансамбля. Усыпальница Джосера имеет большое значение и по своей богатой и разнообразной декорировке. Заупокойный ансамбль является замечательным свидетельством тяжелой и интенсивной работы мысли и творческого рвения человека, а также памятником, который был воплощен, несмотря на еще недостаточно зрелые для равноценного оформления замысла техническими и художественными возможностями.
Литература:
- Сомерс Кларк, Рекс Энгельбах. Строительство и архитектура в Древнем Египте.: Издательство Центрполиграф. 2009. 285с.
- Заупокойный ансамбль фараона Джосера в Саккара, 2014 — URL: http://studopedia.ru/1_109626_zaupokoyniy-ansambl-faraona-dzhosera-v-sakkara-ok--g-do-n-e.html
- Погребальный комплекс Джосера, 2009 — URL: http://ru-egypt.com/lexicon/djoser-complex