В целях обеспечения законности сферы недропользования существенным является определение круга органов, уполномоченных законом осуществлять надзор за рациональным использованием и охраной недр.
Государственный надзор за рациональным использованием и охраной недр представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов, задачей которых является проверка законодательных требований, определенного порядка осуществления деятельности в сфере недропользования, а также выполнение комплекса мероприятий по геологическому изучению недр, охране и восстановлению окружающей среды.
В ст. 37 Закона РФ «О недрах» законодатель устанавливает понятие геологического контроля (надзор), заключающегося в деятельности государственных органов по профилактике, выявлению и пресечению нарушений субъектами недропользования обязательных требований российского законодательства и международного права в указанной сфере [1].
Недропользование — это предмет совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, поэтому реализация данной формы надзора является функцией государства, сформированная в систему мер государственного управления.
Также ст. 37 Закона «О недрах» устанавливается направления надзора в данной сфере, такие как деятельность в области геологического изучения недр, в сфере рационального использования недр, а также в области охраны недр.
В развитие указанной нормы закона принято Постановление Правительства РФ от 12 мая 2005 года № 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» [2]. Данным положением предусматривается осуществление геологического надзор в формах геологического контроля (надзора) и горного надзора.
Поскольку геологический надзор представляет собой часть системы государственных функций, правом осуществлять его обладают лишь уполномоченные органы государства, главные задачи которых заключаются в обеспечение соблюдения порядка пользования участками недр, а также утвержденных правил государственного учета и отчетности. К органам, полномочные выполоть меры геологического надзора, относятся: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор, орган геологического надзора); Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор, орган горного надзора); органы власти субъектов РФ.
Свои полномочия данные органы реализуют путем проведения проверок в рамках профильного законодательства с соблюдением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3].
Государственный геологический надзор осуществляется в формах геологического контроля за геологическим изучением, использованием и охраной недр, а также горного надзора за безопасным ведением работ в сфере недропользования.
Способом проведения геологического контроля являются периодические проверки на основании приказа компетентного государственного органа. Государственный контроль за использованием и охраной недр осуществляется в ходе плановых и оперативных проверок объектов недропользования, при согласовании планов развития горных работ, технических проектов и осуществлении иной разрешительной деятельности. Основные требования при его проведении, а также полномочия должностных лиц, осуществляющих проверку, закреплены Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр».
Систему геологического надзора составляют геологический контроль и горный надзор, которые имеют различия в объектах регулирования, однако имеют схожий предмет регулирования, а государственные органы имеют схожий круг полномочий.
К сфере регулирования геологического контроля входят соблюдение норм, стандартов и правил в области изучения, использования и охраны недр, а к сфере горного надзора — обеспечение соблюдения норм и требований по безопасному ведению работ в сфере недропользования, по охране недр, предупреждению и устранению вредного влияния на природный мир, население, объекты недвижимости.
Государственные инспекторы являются должностными лицами геологического контроля и горного надзора. К их полномочиям относятся проведение проверок субъектов недропользования, а также привлечение их к ответственности за нарушение установленных норм, правил и требований. Выявленные в ходе проверок нарушения влекут привлечением виновных лиц к административной ответственности.
Так, в соответствии со ст. 23.22 КоАП РФ Росприроднадзор уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.3, ст. 7.4, ст. 7.10, ст. 8.5, ст. 8.9, ч. 1 ст. 8.10, ст. 8.11, ч. 1 ст. 8.17, ст. 8.18, ст. 8.19, ст. 8.20 КоАП РФ. В свою очередь Ростехнадзор в соответствии со ст. 23.31 КоАП РФ осуществляет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ч. 2 ст. 7.3, ст. 7.4, ч. 2 ст. 8.10, ч. 1 ст. 8.17, ст. 8.19, ст. 8.39, ст. 9.1 и ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ [4].
Например, постановление Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре о привлечении открытое акционерное общество «С» к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за нарушение требований лицензии и проектного документа на разработку месторождения в результате ненадлежащей утилизации попутного нефтяного газа было оспорено. Суд первой инстанции счел, что в действиях истца не усматривается вина, так как истцом было доказано, что он не мог знать, какой объем попутного нефтяного газа надо утилизировать, и освободил открытое акционерное общество «С» от ответственности. Росприроднадзор подал иск в апелляционное производство [5].
Анализ судебной практики указывает на то, что наиболее распространенными составами административных правонарушений в области недропользования являются нарушения требований по охране недр и ресурсов, правил проведения работ по геологическому изучению недр, а также пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением его условий.
На основе вышесказанного можно отметь, что в данный момент функционирует целостная и эффективная система органов, которые осуществляют функции государства по надзору за рациональным использованием и охраной недр, а также способных оперативно привлечь правонарушителя к ответственности.
Литература:
- Закон РФ от 21 февраля 1992 № 2395–1 (ред. от 03.08.2018) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
- Постановление Правительства РФ от 12 мая 2005 № 293 (ред. от 27.07.2017) «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. — № 20. — Ст. 1885.
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6249.
- Шлютер М. С. Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования: монография / Шлютер М. С. — М.: Проспект, 2016. — 131 с.
- Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 15 августа 2012 г. по делу № А752942/2012 // СПС «Консультант Плюс».