Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как средство развития информационной компетентности старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сацук, Н. В. Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как средство развития информационной компетентности старшеклассников / Н. В. Сацук, А. А. Чалкина, Д. В. Кузина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64501/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются особенности развития информационной компетентности старшеклассников посредством использования профориентационного фестиваля. Разведены понятия «информационная компетентность» и «информационная грамотность». Дана характеристика новому профессиональному виду деятельности — «цифровой куратор» и требованиям, которые необходимы для ее освоения. Приведено описание этапов организации профориентационного фестиваля «Цифровое кураторство» на базе университета.

Ключевые слова: цифровой куратор, информационная компетентность, информационная грамотность, профориентационная проба, информационные технологии, обучающиеся старших классов.

В настоящее время информационные технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Происходит усложнение профессионально-информационных компетенций, ужесточаются требования работодателей к потенциальным сотрудникам относительно их умений грамотно выстраивать взаимодействие с различными субъектами и организациями в виртуальном пространстве. Для того, чтобы быть успешным на рынке труда, современный выпускник образовательной организации любого уровня должен владеть определенными умениями и навыками, позволяющими ему использовать информационные технологии для решения различных по своему масштабу и сути задач.

Поэтому одной из важнейших задач для современной школы становится вооружение обучающихся способностями к активной, самостоятельной обработке информации с использованием технологических средств, а одним из основных приоритетов общего образования — формирование у учащихся информационной компетентности и культуры [1]. На это и направлен профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство», с помощью него у старшеклассников повысится уровень компетентности в информационной сфере.

В чем заключается суть «информационной компетентности» ив чем состоит ее зависимость от «информационной грамотности»?

Существует множество различных определений данных терминов, но все исследователи этого явления склоны утверждать, что информационная компетентность — базовая для успешного формирования полноценной личности. Различные авторы определяют понятия «информационная компетентность» и «информационная грамотность» не однозначно (О. Б. Зайцева, А. Л. Семенов, В. Л. Акуленко, М. Г. Дзугоева, Н. Ю. Таирова, О. М. Толстых).

Для начала разберемся с тем, что информационная грамотность, по мнению института информационных технологий в образовании ЮНЕСКО в лице Суви Туоминена (Suvi Tuominen), руководителя проекта, это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения. Информационно грамотные люди обладают следующими базовыми навыками: критическое мышление, умение анализировать информацию и использовать ее для самовыражения, способность к независимому обучению, созданию информации, готовность быть информированным гражданином и профессионалом, участвовать в государственной деятельности и демократических процессах, протекающих в обществе [4].

А что касается информационной компетенции, то С. В. Тришина, например, рассматривает ее, как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности [3].

Кизик О. А. же относит к информационной компетентности: способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач; способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникативных технологий для достижения профессионально значимых целей; готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, необходимого для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде [3].

Большинство исследователей сходится во мнении о том, что информационная компетентность — это многоуровневая категория. В разных работах можно встретить разное количество уровней информационной компетентность, которые составляют иерархию уровней. При этом, как правило, каждый последующий уровень включает особенности предыдущего и имеет собственные черты, отличающие его. По мере продвижения по этой «иерархической» лестнице формируется новое мышление и как результат — информационная компетентность. Следовательно, информационная компетентность развивается, при переходе с одного уровня на другой, при этом ее состояние каждый раз может быть диагностировано, исходя из соответствия структуры и содержания знаний и умений определенного уровня развития. [7]

Изучив различные точки зрения на эту предметную область, мы остановились на определении А. В. Хуторского, который считает, что информационная компетентность — это владение навыками по самостоятельному поиску, анализу, оцениванию, организации, представлению, передачи информации смоделированных/ спроектированных информационных объектов и процессов, для решения возникающих вопросов в какой-либо сфере деятельности с использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий [3].

Таким образом, делаем вывод о том, что информационная грамотность является начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает в себя использование информации для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.

Чем интересен иполезен «цифровой куратор» школе?

Сегодня каждый пятый подросток говорит о том, что школа не помогает определиться с направлением будущей трудовой деятельности, хотя в процессе воспитательной работы этому уделяется достаточное количество времени. На наш взгляд, проблема может заключаться в том, что большинство образовательных организаций только знакомит с различными направлениями, но не создает возможности для того, чтобы каждый обучающийся мог себя попробовать в том или ином виде деятельности. Причем не обязательно это должен быть какой-то продвинутый или глубокий уровень освоения целой профессии, достаточно будет реализации серии небольших проб какого-то конкретного вида деятельности, но такого, чтобы он был прост, понятен и адаптирован под возрастные особенности обучающихся.

Существует так называемое испытание или профессиональная проверка, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствует сознательному, обоснованному выбору профессии — профессиональная проба. При прохождении профпробы школьник не только приобретает информацию о востребованности на рынке труда специалистов данного профиля, выполняемых ими функциях, условиях труда и возможностях карьерного роста, но и получает возможность выполнить профессиональное задание под руководством наставника. Профессиональная проба — это «погружение» в профессию. Она выступает своего рода «индикатором» правильности выбора сферы профессиональной деятельности [6].

Цифровой куратор — это профессия нового поколения, необходимая для достижения прорыва в цифровой грамотности наших граждан [5]. Получить ее не мешают ни возраст, ни уровень образования, ни профессиональный стаж. В этом ее большое преимущество. Для старшеклассников, цифровой куратор — это не только одно из направлений для профориентационной работы, но и хорошая возможность получить первый профессиональный опыт.

Начальный уровень освоения профессии «цифровой куратор» предполагает наличие квалификации «консультант-стажер», получить которую могут обучающиеся 10–11-х классов, закончившие специализированные курсы. Ребята, выбирающие это направление подготовки, смогут понять, подходит ли им сфера работы с людьми, с цифровыми продуктами, почувствовать свои сильные и слабые стороны в профессиональном общении. Те, кто найдет в этой сфере себя, смогут получить более продвинутый квалификационный уровень «цифрового куратора» — консультант. А в условиях набирающей темпы цифровизации образования, профессиональные знания и умения таких консультантов станут, как никогда, востребованы в социальной и образовательной сферах уже завтра. [2]

Для популяризации и знакомства с данной профессией, на наш взгляд, наиболее эффективной формой является фестиваль. Фестиваль это возможность для старшеклассников узнать о профессии не только со стороны теоретической, но и с практической. Обучающиеся старших классов хотят пробовать все на практики, так как быстрее они учатся именно на своих ошибках. А на фестивале через прохождения различных площадок и станций у них будет такая возможность.

Разработка иподготовка фестиваля «Цифровое кураторство— профессия будущего».

С целью ориентации старшеклассников общеобразовательных учреждений на получении профессии «цифровой куратор» нами был разработан и проведен фестиваль «Цифровое кураторство — профессия будущего» на базе нашего университета. В качестве участников мероприятия были приглашены учащиеся 10–11 классов средней общеобразовательной школы № 150 имени Героя Советского Союза В. С. Молокова».

Начиналось мероприятие с приветствия участников фестиваля, на котором их знакомили с целью данного фестиваля, представляли команду организаторов. Далее были организованы мини-лекции, которые познакомили обучающихся с новой для них профессией, объяснили ее актуальность и востребованность. Далее участники были распределены на группы случайным образом, каждой команде выдавался маршрутный лист, в соответствии с которым они должны были посетить 15 станций, направленных на развитие информационной грамотности. На каждой станции находился один куратор, который рассказывал группе обучающихся о том или ином «цифровом продукте», например: презентация с использованием гипер — ссылок; работа с тематическим словарём; как правильно сформулировать запрос в поисковой системе; сайт своими руками; приложения для развития воображения и другие.

В ходе работы на разных площадках, обучающиеся смогли попробовать себя в роли программистов, создавая сайты; узнали и попробовали отработать на практике полезные свойства поисковых систем; узнали о скрытых свойствах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint и многое другое. Таким образом, делаем вывод о том, что на фестивале были созданы условия для развития цифровой компетентности обучающихся.

Обратная связь была организована в виде «Памятного забора», на котором все участники смогли оставить свои отзывы и впечатления о проведенном фестивале. Как показал проведенный анализ, более 60 % надписей касались содержания работы площадок, еще 20 % отмечали «хороших и интересных лекторов», остальные отмечали «высокий уровень организации мероприятия», «душевную атмосферу», «возможность узнать что-то новое» и.т.д. Но главным результатом, мы считаем тот факт, что около трети от всех участников фестиваля (а их было более 200 человек) заинтересовались данной профессией и спрашивали у организаторов о том, где и как этому можно научиться.

Таким образом, опираясь на результаты, проведенного профориентационного фестиваля, можем сделать вывод о том, что он способствовал формированию у старшеклассников положительного и привлекательного образа профессии «цифровой куратор». А благодаря дополнительному и правильно обустроенному погружению в информационную среду, где обучающимся поколения Z наиболее комфортно, нынешние старшеклассники теперь готовы попробовать себя в профессии «цифровой куратор» и развивать не только свое цифровое настоящее, но и организовывать работу по вовлечению в этот процесс других людей.

Литература:

  1. Парфенова Т. В. Развитие информационной компетентности учащихся в профильной школе. [Электронный ресурс]// КиберЛенинка — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-informatsionnoy-kompetentnosti-uchaschihsya-v-profilnoy-shkole (дата обращения 11.11.2019г.)
  2. Духанина Л. Цифровое кураторство — профессия, обращение в будущее. [Электронный ресурс]//Учительская газета — URL: http://ug.ru/archive/78643 (дата обращения 11.11.2019г.)
  3. Оценивание уровня информационной компетентности учащихся основной школы. [Электронный ресурс]// refleader — URL: http://refleader.ru/merujgjgejge.html (дата обращения 11.11.2019г.)
  4. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. [Электронный ресурс]// — URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf (дата обращения 11.11.2019г.)
  5. Профессиональный стандарт. Консультант в области развития цифровых компетенций населения (цифровой куратор). [Электронный ресурс]// — URL: https://www.znanierussia.ru/useful/Documents/project-digital.pdf (дата обращения 11.11.2019г.)
  6. Профессиональная проба как эффективная форма организации ранней профессионализации детей и молодежи. [Электронный ресурс]// — URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-professionalnaya-proba-1735971.html (дата обращения 11.11.2019г.)
  7. Царева М. И. Информационная компетентность: теория и технология развития // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 580–583. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21838/ (дата обращения: 11.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): информационная компетентность, информационная грамотность, профориентационный фестиваль, том, цифровой куратор, вид деятельности, профессиональная деятельность, профессиональная проба, самостоятельный поиск, Цифровое кураторство.


Ключевые слова

информационные технологии, информационная компетентность, информационная грамотность, цифровой куратор, профориентационная проба, обучающиеся старших классов

Похожие статьи

Карьерные возможности цифрового поколения | Статья в журнале...

Попытаемся выявить возможности цифрового поколения связанные с профессиональным

Определив варианты деятельности в одной или нескольких сферах, цифровое поколение имеет

Это связано с тем, что «цифровое поколение» в научном сообществе оценивается с...

Информационная компетентность как планируемый результат...

Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования

Важно подчеркнуть, что информационная компетентность не ограничивается только умением работать с

У выпускников развиты такие читательские действия как поиск информации...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Немаловажное место в профориентационной работе занимает профессиональная консультация.

А если в школе к профориентационной работе будет подключен весь коллектив, то это обязательно принесет свои положительные результаты.

Система QR-квестов в формировании цифровой грамотности...

Для формирования цифровой грамотности были выделены компетентности цифровой грамотности (на основе данных

Преимущество организации QR-квеста в виде плаката заключается в том, что квест проходит в заочной форме, которая позволяет обучающимся...

Кураторствопрофессиональная функция вузовского...

Вопросы реализации профессионально-воспитательных ценностей во внеучебной деятельности вуза качественно меняют и расширяют профессиональные функции преподавателя высшей школы.

Формирование цифровой грамотности студентов...

Формирование цифровой грамотности студентов педагогического колледжа во внеурочной деятельности.

Преимущество организации QR-квеста в виде плаката заключается в том, что квест

После реализации всех форм внеурочной деятельности по формированию цифровой...

Возможности применения информационных технологий...

Профессиональная ориентация в образовательном учреждении начального профессионального образования должна

Поэтому в области применения информационных технологий в профориентационной работе с молодежью Интернет может занять одно из...

деятельности по профессиональному самоопределению...

Беседа и обсуждение профессиональной деятельности следующих специалистов

Беседа об информационной деятельности специалистов: вебмастер; веб-программист; системный

Обучающимся предлагаются 5 тем для исследования (работа в группах): «Профессии в сфере...

Информационная компетентность: теория и технология развития

Анализ результатов информационной деятельности бакалавра позволяет определить, насколько информационные потребности удовлетворяются, и какая в результате решена проблема. Значимость любой деятельности, любого явления определяется результатом.

Похожие статьи

Карьерные возможности цифрового поколения | Статья в журнале...

Попытаемся выявить возможности цифрового поколения связанные с профессиональным

Определив варианты деятельности в одной или нескольких сферах, цифровое поколение имеет

Это связано с тем, что «цифровое поколение» в научном сообществе оценивается с...

Информационная компетентность как планируемый результат...

Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования

Важно подчеркнуть, что информационная компетентность не ограничивается только умением работать с

У выпускников развиты такие читательские действия как поиск информации...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Немаловажное место в профориентационной работе занимает профессиональная консультация.

А если в школе к профориентационной работе будет подключен весь коллектив, то это обязательно принесет свои положительные результаты.

Система QR-квестов в формировании цифровой грамотности...

Для формирования цифровой грамотности были выделены компетентности цифровой грамотности (на основе данных

Преимущество организации QR-квеста в виде плаката заключается в том, что квест проходит в заочной форме, которая позволяет обучающимся...

Кураторствопрофессиональная функция вузовского...

Вопросы реализации профессионально-воспитательных ценностей во внеучебной деятельности вуза качественно меняют и расширяют профессиональные функции преподавателя высшей школы.

Формирование цифровой грамотности студентов...

Формирование цифровой грамотности студентов педагогического колледжа во внеурочной деятельности.

Преимущество организации QR-квеста в виде плаката заключается в том, что квест

После реализации всех форм внеурочной деятельности по формированию цифровой...

Возможности применения информационных технологий...

Профессиональная ориентация в образовательном учреждении начального профессионального образования должна

Поэтому в области применения информационных технологий в профориентационной работе с молодежью Интернет может занять одно из...

деятельности по профессиональному самоопределению...

Беседа и обсуждение профессиональной деятельности следующих специалистов

Беседа об информационной деятельности специалистов: вебмастер; веб-программист; системный

Обучающимся предлагаются 5 тем для исследования (работа в группах): «Профессии в сфере...

Информационная компетентность: теория и технология развития

Анализ результатов информационной деятельности бакалавра позволяет определить, насколько информационные потребности удовлетворяются, и какая в результате решена проблема. Значимость любой деятельности, любого явления определяется результатом.

Задать вопрос