Модель управления качеством, основанная на требованиях международных стандартов качества ISO | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 30.11.2019

Статья просмотрена: 341 раз

Библиографическое описание:

Мещеров, М. М. Модель управления качеством, основанная на требованиях международных стандартов качества ISO / М. М. Мещеров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64472/ (дата обращения: 18.04.2024).



Стандарты ISO предоставляют громадные возможности для оценки качества продукции и эффективности ее производства. На их базе даже разрабатываются проекты типовых моделей процессов управления качеством и технической компетентностью аккредитованных лиц.

ISO является международной организацией, которая стандартизирует и развивает принципы, которые должны соблюдаться в самых разных направлениях производства.

Особо интересными являются стандарты серии ISO 9000. Их задача — обеспечение и разработка принципов, которые помогают организовывать эффективную систему менеджмента качества.

Критерием соответствия качества продукции, а также методов ее производства является факт прохождения внешней сертификации. Конечные потребители могут обнаружить значки “ISO 99” и другие на мониторах для персональных компьютеров и другой продукции.

Это значит, что определенный товар был произведен в соответствии с требованиями данной международной организации, и ее рекомендациям удовлетворяет не только сама продукция, но и способы ее производства.

Главным аспектом стандарта ISO является ориентация на конечного потребителя. Негласной рекомендацией является не только удовлетворение требований целевой аудитории, но и стремление превзойти их.

Касаемо производственных процессов и оценки технической компетентности аккредитованных лиц, ISO рекомендует устанавливать ориентацию на лидерство. При этом лидеров на каждом из уровней должно объединять единство по направлению к достижению цели.

Важная рекомендация ISO — вовлечение персонала не только в производственные процессы, но и в обсуждение принципов создания продукции.

Когда речь заходит о деталях модели управления качеством посредством требований ISO или любой другой организации, всегда важно обращать внимание на тот громадный эффект, который это может оказать не только на процесс производства определенного продукта, но и на становление экономической мощи компании, сектора или целого государства. Например, «японское экономическое чудо» стало возможным именно благодаря тому, что на государственном уровне было принято решение обращать особое внимание на качество. Именно благодаря Японии начали развиваться различные системы, и их количество на сегодняшний день составляет многие тысячи.

Одна из проблем использования многочисленных систем качества заключается в том, что конечный потребитель не знает, что конкретно они значат. Если конкретный продукт сертифицирован десятью системами качества, и этот факт производитель активно использует в своей рекламной кампании, то конечный потребитель может быть попросту введен в заблуждение. Например, в некоторых странах сегодня весьма популярной наклейкой на упаковках продуктов питания является «Без ГМО». Но фактически это ничего не значит, потому как данная этикетка не сертифицируется какой-то известной международной системой и может применяться производителями по собственному усмотрению в рекламных целях и вообще без каких-либо обязательств. Простыми словами, во многих случаях она просто является элементом дизайна.

Международные стандарты качества ISO, в свою очередь, не позволяют так пренебрегать своими логотипами и сертификатами. Несмотря на то, что сертификат «ISO99» или подобное мало о чем рассказывает конечному потребителю, торговые сети, оптовые покупатели и некоторый процент целевой аудитории прекрасно знают, что это является результатом соответствия конкретной продукции целому набору требований и рекомендаций.

Поскольку факт соответствия определенной продукции международным стандартам качества ISO является чрезвычайно важным аспектом с рекламной точки зрения и часто открывает новые рынки сбыта, позволяет увеличивать обороты, многие компании заинтересованы в данном соответствии. Для этого часто приходится изменить не только подход к производству, но и философию всей компании, в частности, принципы подбора персонала, отношения как к квалифицированным, так и неквалифицированным кадрам.

Модель управления качеством, основанная на требованиях ISO, предполагает следующие особенности:

– В центре внимания производителя всегда находится потребитель и его потребности. Это, однако, не предполагает слепое следование результатам оценки потребительского спроса. Классическим примером нарушения данного принципа является широко известное изречение первого автомобилестроителя Генри Форда, который утверждал, что потребители предпочли бы приобрести более быструю лошадь, чем автомобиль.

– Любая модель качества, не только основанная на принципах ISO, предполагает создание механизмов, которые минимизируют количество ошибок, а в случае их возникновения упреждают повторение. Это позволяет значительно ускорить процесс производства, хотя в начале приводит к некоему торможению.

– Требования ISO для многих могут показаться чрезмерным вовлечением производителя в процесс сертификации из-за большого количества формальностей. Иногда некоторые требования могут казаться нецелесообразными и ненужными. Например, если количество потребляемой электроэнергии электрической лампочкой всегда является важной технической характеристикой, то подобные свойства ноутбука или монитора компьютера не являются доминирующими. И тем не менее, чтобы продукция могла быть сертифицирована по ISO и многим другим международным системам сертификации, она должна не превышать определенные показатели.

Практические подходы к повышению качества продукции, которую планируется сертифицировать по ISO, предполагают модель планирования, производства и слежения за качеством, которая известна как Цикл улучшения Деминга-Шухарта. Ее особенность в том, что улучшение является непрерывным и постоянным процессом, то есть, повышение качества носит постоянный характер. Описанные в 1939 году принципы до сих пор являются актуальными и применяются многими компаниями:

– Планирование. Это начальный пункт, который ставит наличие подробного плана во главу любого действия. Это не значит, что процесс производства исключает эмоциональность или изменение технологий, но прежде, чем какое-либо действие будет осуществлено, оно должно быть запечатлено на бумаге.

– Действие. Возможно только тогда, когда оно внесено в этап планирования.

– Проверка результатов. Любое действие, вне зависимости от того, привело оно к желаемому результату или нет, должно быть проанализировать и стать источником определенных выводов. Именно на основании сделанных выводов возможно внесение изменений в процессы планирования и действия.

– Корректировка. Изменение плана, какого-либо конкретного или всего процесса, что в конечном итоге позволяет снова запустить цикл, начав его с «Планирования», но уже с внесенными результатами.

Благодаря непрекращающемуся повторению цепочки из планирования, действия, проверки результатов и корректировки, процессы производства становятся более эффективными, что в конечном итоге положительно влияет на качество конечного продукта, который может быть сертифицирован международной системой ISO или другой. Важный побочный эффект этого подхода — то, что в компании происходит не только модернизация оборудования, уменьшение затрат и повышение эффективности процессов, но и в положительном направлении изменяется подход к управлению трудовыми ресурсами.

Литература:

  1. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник.- М.: ИНФРА — М, 2002.
  2. Ребрин Ю. И., Управление качеством. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004
  3. Холмс К. Тотальное управление качеством. Перевод с английского.- М.: издательство МГУП, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): ISO, конечный потребитель, процесс производства, качество, конечный итог, международная организация, международный стандарт качества, проверка результатов, техническая компетентность, целевая аудитория.


Похожие статьи

Управление качеством машиностроительной продукции

ГОСТ 15467–79, Международный стандарт ISO 8402–1986, Международный стандарт ISO 8402–1994 формулируют качество, как совокупность свойств и характеристик продукции, услуг, объекта, которые удовлетворяют установленные и предполагаемые потребности.

Стандартизация системы управления качеством

Управление качеством заставляет руководство и сотрудников компании постоянно работать над тем, чтобы процесс повышения качества товара

В зависимости от направления деятельности организации, от масштабов производства, численности сотрудников и множества других...

Роль международных стандартов при создании...

Меньше потерь – лучше результат. Стандарты повышают эффективность.

ИСОМеждународная организация по стандартизации [Электронный ресурс].

Основные термины (генерируются автоматически): стандарт, ISO, технический комитет, стандартизация...

TQM как система для повышения качества процессов

Чтобы желаемый конечный результат был достигнут необходимо планомерно и без перерывов работать в этом направлении

Стратегическое управление качеством процессов в организации считается важным фактором для долгосрочного успеха организации.

Анализ необходимости внедрения новой версии стандарта систем...

В статье описывается краткая предыстория создания и основные этапы развития международного стандарта систем менеджмента качества для аэрокосмической отрасли AS9100, впервые вышедшего в 1998 году.

Международная сертификация систем качества предприятий...

Основной результат настройки всех систем менеджмента качества в организации — это

Проверки подвергаются товары, возможность их продвижения на рынке, оборудование для

Сущность и этапы работ по международной сертификации систем качества предприятий и...

Применение стандартов ISO для достижения целей «зеленой»...

Международный единые стандарты качества продукции необходимы для улучшения

В новой версии стандарта ISO 14001 были расширены требования в области охраны

Не редко в России выдавались сертификаты серии стандартов ISO без проверок или целым комплексом...

Анализ подходов к оценке результативности систем менеджмента...

Стандарты ИСО серии 9000, предъявляющие требования к системе менеджмента качества

В силу того, что вышеуказанные стандарты не предлагают определенного механизма оценки

7. В качестве оценки результативности СМК может выступать информация о результатах...

Особенности применения стоимостного подхода при разработке...

Кроме качества продукции, семейство стандартов ISO 9001 также является инструментом для

В тех организациях, где внедрили стандарт управления качеством ISO 9001 разных редакций

12. Электронный ресурс Росстандарт Федеральное агентство по техническому...

Похожие статьи

Управление качеством машиностроительной продукции

ГОСТ 15467–79, Международный стандарт ISO 8402–1986, Международный стандарт ISO 8402–1994 формулируют качество, как совокупность свойств и характеристик продукции, услуг, объекта, которые удовлетворяют установленные и предполагаемые потребности.

Стандартизация системы управления качеством

Управление качеством заставляет руководство и сотрудников компании постоянно работать над тем, чтобы процесс повышения качества товара

В зависимости от направления деятельности организации, от масштабов производства, численности сотрудников и множества других...

Роль международных стандартов при создании...

Меньше потерь – лучше результат. Стандарты повышают эффективность.

ИСОМеждународная организация по стандартизации [Электронный ресурс].

Основные термины (генерируются автоматически): стандарт, ISO, технический комитет, стандартизация...

TQM как система для повышения качества процессов

Чтобы желаемый конечный результат был достигнут необходимо планомерно и без перерывов работать в этом направлении

Стратегическое управление качеством процессов в организации считается важным фактором для долгосрочного успеха организации.

Анализ необходимости внедрения новой версии стандарта систем...

В статье описывается краткая предыстория создания и основные этапы развития международного стандарта систем менеджмента качества для аэрокосмической отрасли AS9100, впервые вышедшего в 1998 году.

Международная сертификация систем качества предприятий...

Основной результат настройки всех систем менеджмента качества в организации — это

Проверки подвергаются товары, возможность их продвижения на рынке, оборудование для

Сущность и этапы работ по международной сертификации систем качества предприятий и...

Применение стандартов ISO для достижения целей «зеленой»...

Международный единые стандарты качества продукции необходимы для улучшения

В новой версии стандарта ISO 14001 были расширены требования в области охраны

Не редко в России выдавались сертификаты серии стандартов ISO без проверок или целым комплексом...

Анализ подходов к оценке результативности систем менеджмента...

Стандарты ИСО серии 9000, предъявляющие требования к системе менеджмента качества

В силу того, что вышеуказанные стандарты не предлагают определенного механизма оценки

7. В качестве оценки результативности СМК может выступать информация о результатах...

Особенности применения стоимостного подхода при разработке...

Кроме качества продукции, семейство стандартов ISO 9001 также является инструментом для

В тех организациях, где внедрили стандарт управления качеством ISO 9001 разных редакций

12. Электронный ресурс Росстандарт Федеральное агентство по техническому...

Задать вопрос