Основы кооперации органов внутренних дел с различными органами государственной власти в сфере обеспечения общественной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 29.11.2019

Статья просмотрена: 1286 раз

Библиографическое описание:

Панькина, И. Ю. Основы кооперации органов внутренних дел с различными органами государственной власти в сфере обеспечения общественной безопасности / И. Ю. Панькина, Н. Ю. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64424/ (дата обращения: 20.04.2024).



Обеспечение общественной безопасности является трудоемкой и комплексной задачей, эффективное выполнение которой органами внутренних дел в одиночку невозможно. Без эффективного взаимодействия полиции с государственными органами исполнительной власти невозможно полное, объективное разрешение поставленных перед ней задач по охране общественного порядка и осуществления общественной безопасности. Таким образом, цель настоящей статьи — это всестороннее исследование способов и направлений взаимодействия органов отраслевого управления, представленных в лице полиции, с иным органами государственной и муниципальной власти общей компетенции для охраны общественного порядка.

Ключевые слова: общественная безопасность, органы внутренних дел, правоотношения, взаимодействие.

В правоотношениях, связанных с обеспечением общественной безопасности, затрагиваются интересы различных властных субъектов, начиная от высших органов государственной власти и высших должностных лиц государства, заканчивая органами государственной власти в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления и их представителями.

Как справедливо отмечает В. В. Тарышкин: «Вопрос взаимодействия органов внутренних дел и региональных органов государственной власти относится к числу системообразующих, т. к. в конечном счете является предпосылкой успешного выполнения стоящих перед ними правоохранительных задач, поскольку согласно ст. 10 Федерального закона «О полиции» взаимодействие с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами — один из основополагающих принципов полицейской деятельности. Его реализация способствует совершенствованию законодательства, укреплению правопорядка и общественной безопасности, соблюдению законности в деятельности органов внутренних дел, делает его публичным, доступным для государственного, общественного и гражданского контроля [1]».

Правовая регламентация взаимодействия полиции и органов государственной власти урегулированы подзаконными и ведомственными нормативными актами. Такими как Приказ Министерства юстиции РФ № 362, МВД РФ № 810, ФСБ РФ № 584 от 25 ноября 2010 г. «О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма», Приказ МВД РФ № 737, Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 900 от 18 октября 2010 г. «О внесении изменений в Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации», Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой, утвержденное МВД РФ № 1/8656, ФНС РФ № ММВ-27- 4/11 13 ноября 2010 г., Регламент взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, утвержденный Приказом МВД РФ от 2 сентября 2009г. № 684 «Об утверждении Регламента взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти».

Наиболее ярко взаимодействие органов внутренних дел с органами государственной власти проявляется на региональном уровне, где от имени последних выступают отраслевые министерства или специализированные органы исполнительной власти [2].

В вопросах, связанных с обеспечением общественной безопасности, полиция чаще всего взаимодействует с ФСБ РФ, с Министерством здравоохранения и социального развития РФ, МЧС России, ФМС России, ФНС России и т. д.

Взаимодействие полиции с федеральными органами исполнительной власти по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обеспечивается:

– единым пониманием поставленных перед ними задач, твердым знанием общих и особых обязанностей и способов их выполнения всеми взаимодействующими органами;

– знанием оперативной обстановки;

– наличием устойчивой и бесперебойной связи, постоянной взаимной информации о полученных новых данных в оперативной обстановке и действиях по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [3].

Для координации действий служб и подразделений МВД России с другими ведомствами и правоохранительными службами осуществляется организационно-методическая и практическая помощь при подготовке и проведении охранных мероприятий, а также осуществлялся контроль за принимаемыми мерами.

Ярким примером успешной кооперации различных служб и органов исполнительной власти в области обеспечения общественной безопасности является система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» («Система 112»), концепция которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 716-р от 04.05.2012г.

Составители данной программы отмечают, что в условиях современного технологического развития одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности России является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов. Однако за последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения кардинально изменились. Расширение грузопотоков и пассажиропотоков, рост плотности населения в городах, увеличение количества мест массового пребывания людей и усиление террористической угрозы поставили перед государством и его экстренными оперативными службами новые требования к оперативности и эффективности реагирования на поступающие от населения вызовы. В этой связи проблема оперативного и эффективного реагирования на поступающие от населения вызовы приобрела особую остроту в последнее время в связи с несоответствием существующей системы реагирования потребностям общества и государства, недостаточными эффективностью ее функционирования и уровнем готовности персонала к работе при взаимодействии нескольких экстренных оперативных служб.

Основными субъектами взаимодействия в рамках «Системы 112» являются службы экстренного реагирования, а именно служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях и служба «Антитеррор», которые осуществляют прием от населения вызовов и сообщений. Ведомственная принадлежность данных служб соответствует государственным заказчикам программы, которыми являются МЧС России, Минкомсвязь России, МВД России, Минздравсоцразвития России и ФСБ России. Координирующим органом данной федеральной программы является МВД России.

Цели «Системы 112» определены следующим образом:

– ускорение реагирования и улучшения взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах населения;

– организация удобного вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»;

– уменьшение социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций;

– гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза.

При этом сами авторы концепции «система 112» отмечают, что практическая реализация сопряжена с рядом проблем:

– нечеткое разделение полномочий между ведомствами, отвечающими за построение системы;

– недостаточность финансирования проекта в различных регионах;

– отсутствия типовых проектов на создание системы-112 в России (в силу значительной разнородности экономических и географических особенностей регионов, проект для Санкт-Петербурга не подходит, например, для республики Коми).

Тем не менее, наличие такой формы взаимодействия между различными правоохранительными службами позволяет ежегодно спасать жизни 10 000 тысяч человек [4].

Немаловажной проблемой в контексте обеспечения общественной безопасности является порядок взаимодействия органов внутренних дел с войсками национальной гвардии. Как уже отмечалось ранее, охрана общественного порядка является прямой обязанностью национальной гвардии. При этом данный орган исполнительной власти по своему правовому статусу является самостоятельным и в орбиту системы МВД России не входит. Тем не менее, фундаментом для построения войск национальной гвардии послужили внутренние войска МВД России, которые являлись значимым элементом в системе МВД России. Кроме того, в состав Росгвардии вошли ОМОН, СОБР, вневедомственная охрана, авиационные подразделения, лицензионно-разрешительная служба и др.

В соответствии с действующим законодательством МВД России и Росгвардия целый ряд одинаковых задач:

– осуществлять охрану общественного порядка и обеспечивать общественную безопасность;

– участвовать в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

– участвовать в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;

– участвовать в территориальной обороне Российской Федерации;

– оказывать содействие пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации и др.

А. А. Калинин отмечает, что взаимодействие между органами внутренних дел и войсками национальной гвардии обеспечивается и выражается через:

а) систему официальных отношений между органами внутренних дел и войсками национальной гвардии, регламентируемых юридическими предписаниями;

б) функциональное распределение, что подразумевает под собой «горизонтальный уровень»;

в) субординацию должностей, (вертикальный уровень), с четким объемом и мерой ответственности при принятии решений на разных уровнях;

г) систему коммуникаций, когда передача информации происходит сверху вниз, в виде отдачи распоряжений, указаний, заданий, и снизу вверх, в виде отчетов, а на горизонтальном уровне в виде консультаций, обмен мнениями равных субъектов взаимодействия.

Тем не менее, в настоящее время отсутствуют нормативно-правовые акты, которые бы четко регламентировали порядок, технологию и формы взаимодействия органов внутренних дел и войск национальной гвардии.

Как верно отмечает А. Ф. Майдыков, такое положение дел существенно затрудняет совместную деятельность, снижает эффективность и результативность работы, приводит к параллелизму и дублированию функций.

О необходимости правового разъяснения в части порядка взаимодействия МВД России и ФСВНГ РФ в своих работах упоминают и другие исследователи.

В этой связи на текущем этапе остается только рассуждать о том, на каких принципах и в каких формах должно осуществляться взаимодействие между Росгвардией и полицией в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

По мнению А. Ф. Майдыкова, совершенствование правового регулирования совместной деятельности органов внутренних дел и Росгвардии по решению общих для них задач должно идти по двум основным направлениям: 1) законотворчество; 2) межведомственное и ведомственное правовое регулирование. В рамках законотворческого направления ученый видит решение проблем в части дублирования полномочий двух правоохранительных структур посредством внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты (например, в Федеральный закон «О полиции»). В то время как межведомственное правовое регулирование, по мнению ученого, должно быть направлено на определение тактической стороны деятельности территориальных органов МВД России и подразделений (органов) Росгвардии, технологий и механизмов их совместной работы.

В свою очередь, А. В. Бецков и Р. Н. Слепцов выделяют целый ряд проблем в области взаимодействия Росгвардии и органов внутренних дел, в который включают: отсутствие правовой регламентации форм и порядка совместного применения личного состава; системное запаздывание с оценкой обстановки и принятием решения на применение силовых подразделений; низкокачественное и несогласованное планирование совместных специальных мероприятий; отсутствие единообразных административно-правовых подходов в организации объединенной системы управления, форм и способ совместных действий для выполнения поставленных задач. При этом исследователи отмечают, что решить данные проблемы можно «с учетом прошлого накопленного опыта взаимодействия органов внутренних дел и внутренних войск МВД России» [6].

На мой взгляд, такое предложение крайне бесперспективно и на практике реализовано быть не может. Это обуславливается в первую очередь тем, что внутренние войска находились внутри системы МВД России, и административно-управленческие отношения между внутренними войсками и органами внутренних дел имели «вертикальный» характер. В то же время Росгвардия является самостоятельным федеральным органом исполнительной власти и административные отношения с полицией при таких обстоятельствах будут носить «горизонтальный» характер. Поэтому экстраполирование ранее накопленного опыта взаимодействия на другой тип административных правоотношений не будет иметь никакой практической пользы.

С учетом изложенного, я считаю, что взаимодействие между полицией и Росгвардией необходимо строить исходя из соблюдения требований законности, оно должно проходить на основании межведомственного (двойного) нормотворчества, регулирующего совместную деятельность органов внутренних дел и войск национальной гвардии. Порядок же функционирования каждого органа в отдельности должен по-прежнему регулироваться соответствующими федеральными законами. Осуществление взаимодействия должно происходить в условиях четкого разграничения компетенции и не приводить к слиянию деятельности указанных органов.

Одним из первых примеров установления взаимодействия между полицией и Росгвардией является двойной Приказ Росгвардии и МВД России № 54/90 от 22.02.2019г., которым был утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия. Я полагаю, что данный приказ является лишь первым шагом в установлении устойчивого и эффективного взаимодействия полиции и Росгвардии по различным вопросам, одним из которых станет обеспечение общественной безопасности.

Литература:

  1. Тырышкин В. В. Некоторые вопросы взаимодействия органов внутренних дел и региональных органов государственной власти в сфере обеспечения общественной безопасности. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2018. — № 16–1. — С. 191–193.
  2. Захватов И. Ю., Петрова О. В. Проблемы взаимодействия МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации и региональных органов государственной власти // Труды Академии управления МВД России. — 2009. — № 2 (10). — С. 70–73.
  3. Маркина Э. В. Взаимодействие органов внутренних дел с федеральными органами исполнительной власти в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности. // Вестник Московского университета МВД России. — № 4. — С. 86–89.
  4. Официальный портал «Система 112» // http://112info.ru/sistema-112/ (дата обращения: 22.07.2019г.)
  5. Еферин В. П. Организация взаимодействия МВД России и Федеральной службы войск национальной гвардии (ФСВНГ) России // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. — 2017. — 2(42)
  6. Бецков А. В., Слепцов Р. Н. Организация взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации при участии в проведении контртеррористических операций.// Труды Академии управления МВД России. –№ 3 (47), 2018 — С.80–85.
Основные термины (генерируются автоматически): общественная безопасность, Российская Федерация, орган, национальная гвардия, исполнительная власть, общественный порядок, дело, государственная власть, служба, Россия.


Похожие статьи

К вопросу об определении понятия правоохранительных органов...

Сергун П. П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации. государственная служба, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация. Следующий вид государственной службы — это правоохранительная служба.

Полномочия органов государственной власти Российской...

Статья раскрывает структуру противодействия терроризму в России через полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

исполнительная власть, Российская Федерация, орган...

Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация, государственная власть, судебная власть, Конституционный Суд РФ. Взаимодействие органов исполнительной власти и органов судебной власти значительно многообразны...

Военные полномочия Президента России | Статья в журнале...

Российская Федерация, национальная безопасность, международная безопасность, коллективная безопасность, Совет Безопасности, государственная власть, обеспечение, национальная безопасность России... О факторах обеспечения системы военной...

Российская Федерация, общественная безопасность...

Российская Федерация, общественная безопасность, исполнительная власть, общественный порядок, полиция, федеральный орган

исполнительная власть, коррупция, орган, Россия, Российская Федерация, публичная служба, малый бизнес, государственная...

Российская Федерация, исполнительная власть, терроризм...

терроризм, Российская Федерация, Конституция РФ, террористическая деятельность, противодействие, государственная власть, национальное законодательство, общественная безопасность, общественный порядок...

Полиция в системе правоохранительных органов

Российская Федерация, общественная безопасность, исполнительная власть, общественный порядок, полиция, федеральный

Современная российская исполнительная власть испытывает особую потребность в новых. В свою очередь органы государственной...

общественный контроль, государственная власть, Российская...

Ключевые слова: охрана общественного порядка, народные дружины, общественные отношения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. На проект ФЗ №146414-5 «Об участии граждан в охране...

Правовая основа деятельности правоохранительных органов...

Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 5.04.2016 г. № 157

Российская Федерация , исполнительная власть , терроризм , орган , террористический акт , террористическая деятельность...

Похожие статьи

К вопросу об определении понятия правоохранительных органов...

Сергун П. П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации. государственная служба, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация. Следующий вид государственной службы — это правоохранительная служба.

Полномочия органов государственной власти Российской...

Статья раскрывает структуру противодействия терроризму в России через полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

исполнительная власть, Российская Федерация, орган...

Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация, государственная власть, судебная власть, Конституционный Суд РФ. Взаимодействие органов исполнительной власти и органов судебной власти значительно многообразны...

Военные полномочия Президента России | Статья в журнале...

Российская Федерация, национальная безопасность, международная безопасность, коллективная безопасность, Совет Безопасности, государственная власть, обеспечение, национальная безопасность России... О факторах обеспечения системы военной...

Российская Федерация, общественная безопасность...

Российская Федерация, общественная безопасность, исполнительная власть, общественный порядок, полиция, федеральный орган

исполнительная власть, коррупция, орган, Россия, Российская Федерация, публичная служба, малый бизнес, государственная...

Российская Федерация, исполнительная власть, терроризм...

терроризм, Российская Федерация, Конституция РФ, террористическая деятельность, противодействие, государственная власть, национальное законодательство, общественная безопасность, общественный порядок...

Полиция в системе правоохранительных органов

Российская Федерация, общественная безопасность, исполнительная власть, общественный порядок, полиция, федеральный

Современная российская исполнительная власть испытывает особую потребность в новых. В свою очередь органы государственной...

общественный контроль, государственная власть, Российская...

Ключевые слова: охрана общественного порядка, народные дружины, общественные отношения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. На проект ФЗ №146414-5 «Об участии граждан в охране...

Правовая основа деятельности правоохранительных органов...

Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 5.04.2016 г. № 157

Российская Федерация , исполнительная власть , терроризм , орган , террористический акт , террористическая деятельность...

Задать вопрос