Нормотворчество органов внутренних дел | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 25.11.2019

Статья просмотрена: 1131 раз

Библиографическое описание:

Перфилова, А. А. Нормотворчество органов внутренних дел / А. А. Перфилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64389/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье исследуются особенности нормотворческой деятельности органов внутренних дел. Рассматриваются отдельные проблемные вопросы нормотворчества ОВД.

Ключевые слова: нормотворчество, органы внутренних дел, министерство внутренних дел, законодательная деятельность.

Исследование особенностей нормотворчества является актуальным, так как важное значение имеет выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего процесс законотворчества в нашей стране, ведь существует множество проблемных вопросов в данной области.

Проблемы нормативно-правового регулирования и организации деятельности органов внутренних дел до сих пор вызывают научный и практический интерес ввиду того, что невозможно представить совершенный механизм нормотворчества без детального анализа предыдущего этапа становления и развития ведомственного нормотворчества ОВД.

Несомненно, особое место и роль в масштабе ведомственного регулирования имеет нормотворческий процесс. Данная деятельность регламентируется блоком подзаконных нормативных актов, однако, еще раз отмечая специфику ведомства Министерства внутренних дел Российской Федерации, важно отметить, что режим делопроизводства и режим секретности должны быть соблюдены; таким образом, возникает необходимость в разработке собственного ведомственного нормативного правового акта, который должным образом будет регулировать данные отношения.

На сегодняшний день к существенной проблеме следует отнести процесс систематизации ведомственных нормативных актов, которые должны быть подвергнуты данному процессу в ближайшее время.

Большое количество нормативных правовых актов представлены большим объемом разнородных положений и норм, которые регламентируют различные стороны общественной жизни. В рамках оптимизации государственного аппарата наглядно прослеживается динамика нормотворческой деятельности, и все же важно утверждать о потребности изучения и глубокого научного анализа существующей ведомственной нормотворческой деятельности. Первоочередно требуется отразить исторический опыт нашего государства, первооткрывателя в данном аспекте. Таким образом, правовой опыт регулирования нормативно-правовой и организационно-управленческой деятельности советской милиции позволяет считать его новаторством, вследствие чего возникает правовая и познавательная значимость данного аспекта

В настоящее время полномочия МВД в нормотворческой деятельности определяются Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и рядом других законодательных правовых актов (Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. N№ 1039) [1].

Правом издания нормативных правовых актов обладают министр внутренних дел, а также лицо, исполняющее его обязанности. Заместители министра, руководители подразделений МВД России правомочны издавать нормативно-правовые акты лишь только в случаях, которые законодательно определены. Содержательная часть издаваемых нормативных актов затрагивает непосредственно компетенцию деятельности МВД России.

В органах внутренних дел немаловажен процесс обобщения практики применения законодательства, прямо касающегося деятельности МВД России, который применяют в процессе разработки предложений по совершенствованию действующего ведомственного законодательства, а также подготовки законопроектов нормативных актов, непосредственно связанных с деятельностью органов внутренних дел.

На сегодняшний день основной проблемой остается установление единства формы и содержания, которая исходит из унифицированности требований как к оформлению (посредством использования юридической техники), так и к предмету правового регулирования. Под формой нормативного акта следует понимать его внешнюю «оболочку», начиная от названия, заканчивая структурой.

Содержание представлено как круг регулируемых вопросов в общем аспекте функционирования нормативно-правового акта. Процесс унификации — выработка общих требований к содержательной части закона, а также установление единообразного оформления.

Важен тот факт, что издаваемые министерством положения, уставы, инструкции, правила и иные нормативные правовые акты должны быть утверждены приказами МВД России. Логично заметить, что ведомственным нормотворческим органам следует помнить о выборе формы кодифицированного акта ввиду того, что к подобного рода документам предъявляются требования по объему, установленному предмету правового регулирования. Немаловажен аспект устранения коллизий и пробелов (выявленных недостатков), которые имеются в правовом регулировании деятельности ОВД. МВД России, как и другие государственные органы, проводит проверку (оценку) фактического воздействия нормативных правовых актов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. N№ 83 «Правила проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов» [2].

МВД России участвует в процессе разработки многих законов, в том числе определяющих порядок участия граждан в охране общественного порядка, установления основ системы профилактики правонарушений в Российской Федерации.

Созданный правовой механизм системы МВД России позволяет реализовывать в полном объеме возможности новой законодательной базы, регламентирующей деятельность рассматриваемого правоохранительного института. В то же время сохраняются типичные проблемы ведомственного правотворчества, как количественные, так и качественные.

Основной проблематикой ведомственного нормотворчества выступает отсутствие функционального аппарата, который является важным элементом в процессе осуществления государственной политики. Основная функция ведомственного нормотворчества — осуществление государственной политики, т. к. с помощью данной функции возможно проанализировать, насколько надежно и эффективно обеспечиваются права, свободы и законные интересы человека и гражданина правоохранительными органами.

Следующий насущный вопрос — это достаточно большое количество существующих на сегодняшний день нормативных актов в ведомственном законодательстве. Так, следует отметить такие числовые количества, как превышение за 60 тысяч ведомственных нормативных правовых актов, что влечет за собой «раздувание» нормативных положений как в смысловой нагрузке, которую они несут, так и «захламленность» большим количеством норм, что влечет их неисполнение [3].

Считаем, что первостепенно в рамках территориального нормотворчества необходимо проводить «инвентаризацию» местной системы ведомственных нормативных документов посредством их систематизации (учеты, кодификация, унификация, консолидация — данные виды систематизации различны по своей специфике, но именно данный аспект позволит выстроить логичную систему ведомственного законодательства.

Еще одна проблема, как федерального ведомственного нормотворчества, так и территориального, заключается в нестабильности правового порядка в рамках сложившейся системы права, ввиду чего и прослеживается обильное количество различных изменений и дополнений в данные источники.

Следует заметить, что до сих пор действуют ведомственные нормативные акты, которые не соответствуют требованиям общественности и в значительном объеме несут противоречивость в аспекте средств юридической техники и содержат серьезные правотворческие ошибки.

Таким образом, подводя итоги, можно отметить, что:

– ведомственное нормативно-правовое регулирование следует считать инструментарием правотворческой деятельности;

– ведомственное правовое регулирование следует считать неотъемлемым элементом процесса организации деятельности полиции. Исторический анализ ведомственного нормотворчества имеет значение для исследования современного состояния ведомственного нормотворчества;

– сама по себе нормотворческая деятельность выступает системообразующим фактором в механизме правового регулирования деятельности МВД России. Модернизационные процессы ведомственного законодательства нормативных правовых актов в части функционирования правовой системы в целом с учетом современных условий адаптации институциональных преобразований в системе МВД России должны быть направлены, во-первых, на систематизацию нормативных правовых актов, которые необходимо принимать только в рамках предоставленных полномочий по конкретным направлениям деятельности органов внутренних дел, а также единый учет, в том числе с использованием современных поисковых систем, во-вторых, на и систематизацию ведомственных нормативных правовых актов с последующим исключением устаревших и дублирующих норм;

– совершенствование ведомственного механизма нормотворчества является необходимым условием, которое впоследствии стабилизирует комплексность подхода в части оптимизации, систематизации правового регулирования всей деятельности МВД России. Повышение эффективности ведомственного нормотворчества в любом случае ощутимо предопределяет качество правоприменения в целом.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 18.07.1996 N 1039 (ред. от 17.04.2003) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства РФ от 30.01.2015 N 83 (ред. от 29.08.2018) «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов»)
  3. Шильников И. А. Актуальные проблемы системы оценки деятельности органов МВД России // Российский следователь. 2017. № 19. С. 53–56.
Основные термины (генерируются автоматически): акт, ведомственное нормотворчество, Российская Федерация, ведомственное законодательство, дело, нормотворческая деятельность, правовое регулирование, государственная политика, содержательная часть, фактическое воздействие.


Похожие статьи

Ведомственное нормотворчество: современное состояние...

Так, по мнению Н. С. Шмаковой ведомственное нормотворчество — это «объективно

Говоря же о правовом регулировании на уровне ведомств и министерств, уместнее употреблять

Ведомственные правовые акты — это, по сути, такие акты органов исполнительной власти...

Некоторые вопросы совершенствования правового...

Арзамасов Ю. Г. Ведомственный нормотворческий процесс в Российской Федерации / Ю. Г

Основные термины (генерируются автоматически) : акт, правовое регулирование, подзаконный акт

нормотворческая деятельность, пробелы, подзаконный правовой акт...

Правотворческий процесс как стадиальность правотворческой...

– локальный нормотворческий процесс, подразделяющийся на нормотворческий процесс местных органов власти и корпоративный нормотворческий процесс. Неотъемлемым признаком правотворческой деятельности выступает стадийность.

Правотворчество в Российской Федерации: проблемы...

правотворчество, правотворческая деятельность, государственная воля, правовое государство, правовое регулирование, акт

Действующее законодательство Российской Федерации неполно регулирует различные стороны правотворчества, до сих пор отсутствует...

Сущность и значение административного нормотворчества

акт, Российская Федерация, локальное нормотворчество, локальный нормативный акт, нормативный правовой акт, законопроект, правотворческий процесс, должная правовая регламентация, Пояснительная записка, норма. К вопросу о содержании и этапах...

Некоторые аспекты ответственности субъектов нормотворческой...

Нормотворчество — продукт человеческой деятельности, а значит явление подверженное воздействию многих субъективных факторов. К их числу можно отнести социально-правовую активность субъектов нормотворческой деятельности, уровень их правового сознания и...

Особенности организации нормотворческой деятельности...

Ключевые слова: нормотворческая деятельность, территориальное общественное самоуправление, региональное нормотворчество, законодательство субъекта. Масштабы нормотворческой деятельности субъектов Российской Федерации (далее — РФ) впечатляют.

Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как...

Правовой фундамент для динамичного развития нормотворческой деятельности муниципальных образований образуют Конституция РФ [1], Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]...

Суд как субъект нормотворческой деятельности

В статье анализируются проблемные вопросы нормотворческой деятельности суда. Обоснована авторская позиция по разделению понятий «судебная практика» и «судебный прецедент». Акцентируется внимание на необходимости подчиненного положения судебного...

Законотворчество и проблемы его совершенствования...

В статье проанализировано состояние законотворческой деятельности в Российской Федерации, рассмотрены родственные с ней правовые категории, раскрыто практическое значение законотворчества в современный период.

Похожие статьи

Ведомственное нормотворчество: современное состояние...

Так, по мнению Н. С. Шмаковой ведомственное нормотворчество — это «объективно

Говоря же о правовом регулировании на уровне ведомств и министерств, уместнее употреблять

Ведомственные правовые акты — это, по сути, такие акты органов исполнительной власти...

Некоторые вопросы совершенствования правового...

Арзамасов Ю. Г. Ведомственный нормотворческий процесс в Российской Федерации / Ю. Г

Основные термины (генерируются автоматически) : акт, правовое регулирование, подзаконный акт

нормотворческая деятельность, пробелы, подзаконный правовой акт...

Правотворческий процесс как стадиальность правотворческой...

– локальный нормотворческий процесс, подразделяющийся на нормотворческий процесс местных органов власти и корпоративный нормотворческий процесс. Неотъемлемым признаком правотворческой деятельности выступает стадийность.

Правотворчество в Российской Федерации: проблемы...

правотворчество, правотворческая деятельность, государственная воля, правовое государство, правовое регулирование, акт

Действующее законодательство Российской Федерации неполно регулирует различные стороны правотворчества, до сих пор отсутствует...

Сущность и значение административного нормотворчества

акт, Российская Федерация, локальное нормотворчество, локальный нормативный акт, нормативный правовой акт, законопроект, правотворческий процесс, должная правовая регламентация, Пояснительная записка, норма. К вопросу о содержании и этапах...

Некоторые аспекты ответственности субъектов нормотворческой...

Нормотворчество — продукт человеческой деятельности, а значит явление подверженное воздействию многих субъективных факторов. К их числу можно отнести социально-правовую активность субъектов нормотворческой деятельности, уровень их правового сознания и...

Особенности организации нормотворческой деятельности...

Ключевые слова: нормотворческая деятельность, территориальное общественное самоуправление, региональное нормотворчество, законодательство субъекта. Масштабы нормотворческой деятельности субъектов Российской Федерации (далее — РФ) впечатляют.

Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как...

Правовой фундамент для динамичного развития нормотворческой деятельности муниципальных образований образуют Конституция РФ [1], Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]...

Суд как субъект нормотворческой деятельности

В статье анализируются проблемные вопросы нормотворческой деятельности суда. Обоснована авторская позиция по разделению понятий «судебная практика» и «судебный прецедент». Акцентируется внимание на необходимости подчиненного положения судебного...

Законотворчество и проблемы его совершенствования...

В статье проанализировано состояние законотворческой деятельности в Российской Федерации, рассмотрены родственные с ней правовые категории, раскрыто практическое значение законотворчества в современный период.

Задать вопрос