Представления дошкольников о родительстве на примере детей шестого года жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 23.11.2019

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Будникова, Е. В. Представления дошкольников о родительстве на примере детей шестого года жизни / Е. В. Будникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64352/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена вопросам исследования представлений о родительстве детей старшего дошкольного возраста. В результате проведенного исследования, применений различных методик, автор показывает степень осмысленных представлений о родительстве у детей шестого года жизни.

Ключевые слова: родительство, материнство, отцовство, старший дошкольный возраст, семья.

Семья — это уникальный, пока единственный, социальный институт, который воспитывает и воспроизводит людей как носителей социальной, культурной и этнической информации. Однако, при всей значимости этого института, представления о том, каким следует быть родителем исследованы недостаточно.

Одним из ключевых этапов формирования родительства является дошкольный возраст. Социальная ситуация развития ребенка шестого года жизни характеризуется установлением отношений сотрудничества со взрослыми, попытками влиять на них. Общение ребенка со взрослым становится все более разнообразным, постепенно оно все более приобретает черты личностного — взрослый выступает для ребенка источником социальных познаний, эталоном поведения в различных ситуациях.

В группе детского сада социальные роли детей становятся более устойчивыми. Ролевое взаимодействие становится более содержательным. В игровых действиях используются предметы-заместители, игрушки. Совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой дети начинают создавать модели разнообразных отношений. Играя с куклами, девочки и мальчики представляют себя матерью и отцом, полноценной семьёй, родителями. Плавность, согласованность игры сочетается с импровизацией, наблюдается длительная перспектива игры — дети могут возвращаться к неоконченной игре. Сюжеты игр совместно строятся и творчески развиваются, большое место начинают занимать игры с общественно значимыми сюжетами, отражающими социальные отношения. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из окружающей среды.

Родительство, оно же материнство или отцовство, является одним из базовых жизненных предназначений, важным состоянием и особой социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. То, от чего оно зависит, и как можно вмешиваться в процесс формирования родительства представляет собой значимую социально-психологическую проблему на данном этапе развития общества.

Современная наука не дает представлений о том, каким необходимо быть родителем, и когда надо начинать прививать идеи о родительстве, поэтому было проведено исследование с группой детей шестого года жизни. Целью исследования являлось выявление связи детско-родительских отношений и детские представления о родительстве. Предметом исследования являлась связь детско-родительских отношений и представлений старших дошкольников о родительстве.

Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Никольское МО «Енотаевский район». В нём приняло участие группа детей старшего дошкольного возраста. Континент участников исследования составил 22 человека в возрасте от 5 до 6 лет.

В исследовании использовались следующие методики:

  1. Индивидуальная игра в куклы (авторская модификация Г. Г. Филипповой, С. А. Абдуллиной на основе критериев анализа игры С. Л. Новоселовой), с целью изучения содержания компонентов представлений о родительстве по речи ребёнка, эмоциональным проявлениям и игровым действиям во время игры с куклой-младенцем, а также определение желания ребёнка принимать на себя родительскую роль на основании выбора игрушки.
  2. Методика исследования детского самосознания «Половозрастная идентификация» Н. Л. Белопольской.
  3. Рисунок «Моя семья».

По результатам исследования были выделены наиболее значимые параметры и характеристики к ним, которые свойственны для высокого уровня сформированности компонентов представления о родительстве, у старших дошкольников:

– ценностно-смысловой компонент — ребенок желает и жаждет принимать родительскую роль в индивидуальной игре в куклы, представляет себя в будущем в образе матери или отца, хорошего, чуткого и ответственного родителя;

– эмоциональный компонент — ребенок, как девочки, так и мальчики, имеет высокую эмоциональную включенность в сюжетно-ролевую игру с куклой-младенцем и испытывает психологический комфорт в позиции матери или отца, родителя;

– когнитивный компонент — речь ребенка наполнена разнообразными категориями во время игры с куклой, звучат комментарии в игре, правильно произносятся звуки родного языка, регулируется сила голоса, темп речи, интонация;

– поведенческий компонент — у ребенка появляется определенный характер и разнообразие игровых действий с куклой-младенцем.

На основании полученных результатов, можно говорить о том, что большинство испытуемых уже на данном этапе возрастного развития имеют представления о родительстве. В дошкольном возрасте, когда дети впервые начинают примерять на себя роль родителей в сюжетно-ролевых играх, берет начало зарождение представлений о родительстве и психологической готовности к родительству. Далее у младших школьников она развивается в процессе реального взаимодействия с детьми раннего возраста.

Представления о родительстве необходимо рассматривать как содержательный компонент взросления детей, который распространяется в семейной среде и получающий активную формирующуюся подпитку в социальных условиях проживания. Определенный опыт родительства, образцы его поведения, будущие отцы и матери получают в раннем возрасте, в родительской семье, и от усилий родительской семьи во многом зависит успешность выполнения будущей родительской роли.

Литература:

  1. Грибанова (Абдуллина) С. А. Представления о родительстве у детей дошкольного возраста // Знание. Понимание. Умение. — 2013. — № 2. — с. 294–297. (0,33 п.л.).
  2. Филиппова Г. Г., Абдуллина С. А. Особенности внутренней позиции родителя у детей младшего школьного возраста // Российский психологический журнал. — 2016. — Том 13. — № 3. (0,5 п.л.; 0,25 п.л.).
  3. Абдуллина С. А. Психолого-педагогические условия формирования представлений о родительстве у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 18–19 июня 2013 г. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова — Ульяновск: SIMJET, 2013. — с. 13–17. (0,28 п.л.).
  4. Кулагина, И. Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И. Ю. Кулагина. — М.: Изд-во УРАО, 2005. — 176 с.
  5. Кон, И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе/ И. С. Кон // Советская этнография. 1987. — № 6. — С. 26–33.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, время игры, группа детей, Детский сад, дошкольный возраст, индивидуальная игра, представление, ранний возраст, родительская роль, родительская семья, сюжетно-ролевая игра.


Похожие статьи

Социальное развитие детей дошкольного возраста через...

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и...

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ

Ключевые слова: игра, ребёнок, Сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, окружающий мир. Игра — это первая школа общественного

Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра является ведущей в...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии...

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка.

Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Дошкольный возраст — это первый этап усвоения общественного опыта. Ребенок растет и развивается при воздействии не только воспитания, но и влияния впечатлений от окружающего мира.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный

Сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Л. С. Выготский.

Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка

В процессе работы с детьми дошкольного возраста, мы убедились в том, что игра занимает очень важное, если не сказать, центральное место в жизни ребёнка. Особое место, на наш взгляд, занимают игры, которые создаются самими детьми — это творческие игры.

Конспект педагогического совета «Сюжетно-ролевая игра...»

В режиссерской игре ребенок наделяет ролью не себя, а игрушку или предмет-заместитель. Как называется этап? Каков возраст детей?

ребенок , игра , сюжетно - ролевая игра , дошкольный возраст , роль, уровень развития игры , старший дошкольный возраст...

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

Горюнова Т. М. ''Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного

Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего

ребенок, детский сад, ранний возраст, игровая поддержка ребенка, специалист, игра...

Похожие статьи

Социальное развитие детей дошкольного возраста через...

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и...

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ

Ключевые слова: игра, ребёнок, Сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, окружающий мир. Игра — это первая школа общественного

Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра является ведущей в...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии...

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка.

Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Дошкольный возраст — это первый этап усвоения общественного опыта. Ребенок растет и развивается при воздействии не только воспитания, но и влияния впечатлений от окружающего мира.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный

Сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Л. С. Выготский.

Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка

В процессе работы с детьми дошкольного возраста, мы убедились в том, что игра занимает очень важное, если не сказать, центральное место в жизни ребёнка. Особое место, на наш взгляд, занимают игры, которые создаются самими детьми — это творческие игры.

Конспект педагогического совета «Сюжетно-ролевая игра...»

В режиссерской игре ребенок наделяет ролью не себя, а игрушку или предмет-заместитель. Как называется этап? Каков возраст детей?

ребенок , игра , сюжетно - ролевая игра , дошкольный возраст , роль, уровень развития игры , старший дошкольный возраст...

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

Горюнова Т. М. ''Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного

Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего

ребенок, детский сад, ранний возраст, игровая поддержка ребенка, специалист, игра...

Задать вопрос