О проблемах мотивации детей в секции робототехники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Степанова, Е. А. О проблемах мотивации детей в секции робототехники / Е. А. Степанова, И. Ю. Костикова, А. А. Аракчеева, Н. А. Личак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64301/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрены проблемы мотивации при выборе кружка робототехники в детском оздоровительном лагере им. Горького, проанализированы результаты возрастной характеристики участников кружка, даны рекомендации по совершенствованию программы обучения.

Ключевые слова:мотивации детей; кружковое движение.

В современном обществе формируется потребность в подготовке новых инженерных кадров, деятельность которых будет связана с техникой, программированием. Вырастить серьезного мотивированного специалиста — непростая и длительная задача, поэтому начинать необходимо с детства. В связи с этим возникает необходимость активизации кружковой деятельности, в частности, связанной с развитием робототехнического мышления.

У каждого ребенка есть свои интересы и определенный уровень знаний, соответствующий возрасту [1: с. 72]. Однако при проведении кружковой работы необходимо уделять большое отбору детей и их мотивации для того, чтобы в студию попадали заинтересованные, обладающие необходимым минимальным уровнем знаний дети.

Проблемы мотивации и интереса в обучении детей отображены в исследовательских работах многих ученых. Как отмечал немецкий педагог

А. Дистервег «…ум ребенка невозможно наполнить знаниями, он сам должен схватывать и усваивать их; человеку невозможно сообщить знания, возможно только их предложить, но овладеть ими он может только в результате собственной деятельности (самодеятельности)» [2]. Мотивация — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что «означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника», — отмечает А. К. Маркова [3]. Автор считает, что мотивация обучения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом аспектов. Г. И. Щукина отмечает, что без интереса никакие знания не будут прочными, поэтому задача учителя заключается в стимулировании интереса ребенка к предмету [4].

Эмпирической базой для исследования явилась кружковая работа в детском оздоровительном лагере им. Горького, расположенном на территории Ярославской области. В ходе практики за все четыре летние смены 2019 г. курс «Мир современной инженерии» прослушал 81 ребенок, 51 из которых закончил обучение успешно, получив сертификат от одной из ведущих российских фирм — Компании «1С» [6]. Более 60 % слушателей в качестве поощрения были вручены методические пособия и сертификаты об успешном окончании курса по 1С-программированию. Остальные дети были награждены сертификатами ведущего технического вуза региона ФГБОУ ВО «Ярославского государственного технического университета» [5]. Данные сертификаты были выданы детям, которые в дальнейшем хотели бы продолжить свое обучение в вузе как учащиеся дополнительных курсов и абитуриенты (см. рис. 1).

Рис. 1. Результаты прохождения курса школьниками «Мир современной инженерии» в «Артеке Ярославии»

Курсы посетили дети от 8 до 17 лет. Основной аудиторией, на которую был рассчитан курс, являлись дети в возрасте 14 лет (29 %), 12 лет (22 %) и 13 лет (20 %) (см. рис. 2). Как показала практика проводимых занятий, дети младше 12 лет усваивали материал хуже.

Рис. 2. Возрастная характеристика участников 1–4 смен

Разбирая особенности недостаточно успешного усвоения материала и мотивации в ходе работы, нами были выделены следующие проблемы:

– попадание в кружок по программированию по остаточному принципу;

– отсутствие первоначального отбора, оценки уровня подготовленности детей;

– отсутствие полной информации о предоставляемых образовательных услугах и осознанного выбора секции;

– отсутствие желания у ребенка в принципе заниматься дополнительной кружковой деятельностью в свободное время.

Таким образом, при создании секций дополнительного образования следует учитывать возрастные категории детей и особенности подачи в них интересующей информации. Кроме того, необходимо составлять учебную программу с расчетом на тот или иной возраст, стимулируя и активизируя информационное пространство вокруг ребенка. Обучение должно быть интерактивным, повышая уровень заинтересованности детей. Например, в виде игр, соревнований, где каждый ребенок может показать свои сильные стороны, а педагог посмотрел бы со стороны на юного потенциального программиста. И если все вышеперечисленные механизмы будут работать, то учащийся сможет показать себя при любом уровне знаний и успешно применить полученные навыки в будущем.

Литература:

  1. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей// Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. С. 136–203.
  2. Беганцова И. С., Карюхина А. С. Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Журнал «Молодой учёный № 21 (80)». 2014. С. 72–76. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/80/13784/ (05.11.2019).
  3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. 1983. 96 с.
  4. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 1971. С. 22–33.
  5. Официальный сайт ФГБОУ ВО «Ярославского государственного технического университета» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ystu.ru/ (05.11.2019).
  6. Официальный сайт компании «1С» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://1c.ru/ (05.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский оздоровительный лагерь, кружковая работа, проблема мотивации, современная инженерия, уровень знаний.


Ключевые слова

мотивации детей, кружковое движение

Похожие статьи

Режим дня в детском оздоровительном лагере как основа...

Постановка проблемы. Детский оздоровительный отдых — это одна из систем, в которых производится воспитание и

Одним из направлений организации отдыха и оздоровления детей является работа детских оздоровительных лагерей (ДОЛ) во время каникул в школах, что...

Менеджмент и специфика деятельности специалиста по работе...

Ключевые слова: менеджмент, детский оздоровительный лагерь, специалист по работе с молодежью.

Детский оздоровительный лагерь для подростков и детей, как принято считать, является

Но существует проблема — в современном правовом поле нет механизма...

Пути решения проблемы низкой мотивации школьников на...

Современное школьное образование имеет множество проблем, и одной из

Дети, которые имеют серьезные проблемы со здоровьем, зачастую не имеют ни сил, ни возможности

Решать проблемы мотивации к изучению иностранного языка необходимо в свете мировой...

Психолого-педагогические особенности развития творческих...

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала.

Кружковая деятельность как метод формирования умений...

Формировать детский коллектив и оздоровительную активную деятельность в природе.

В сборнике: Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества.

Современное состояние проблемы формирования правовых знаний у учащихся старших...

Вожатый как ключевое звено воспитательной системы летнего...

Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику организации образовательной

Так как детские оздоровительные лагеря находятся по большей части на природе, и, как

Полученные знания об окружающем мире дополняются и корректируются воспитателями и...

Развивающие направления деятельности загородного лагеря...

Только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию

Особое внимание организаторы летнего отдыха подростков обращают на содержание деятельности загородного лагеря отдыха.

Как воспитать инженера | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Проблема молодых инженерных кадров существует и в крупных промышленно развитых странах, прежде всего, Европы и США, где большинство юношей и девушек порываются в юристы, финансисты, экономисты. Как отмечается в докладе Еврокомиссии.

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт...

Современная типология детских оздоровительных лагерей представлена: загородными детскими оздоровительными лагерями; лагерями труда и отдыха; оборонно-спортивными лагерями; оздоровительными лагерями для молодежи...

Растим будущих инженеров в детском саду | Статья в журнале...

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. Конфуций. Современный мир ставит перед образованием не простые задачи: ‒ детям учиться должно быть интересно; ‒ знание должно быть применимо детьми на практике...

Похожие статьи

Режим дня в детском оздоровительном лагере как основа...

Постановка проблемы. Детский оздоровительный отдых — это одна из систем, в которых производится воспитание и

Одним из направлений организации отдыха и оздоровления детей является работа детских оздоровительных лагерей (ДОЛ) во время каникул в школах, что...

Менеджмент и специфика деятельности специалиста по работе...

Ключевые слова: менеджмент, детский оздоровительный лагерь, специалист по работе с молодежью.

Детский оздоровительный лагерь для подростков и детей, как принято считать, является

Но существует проблема — в современном правовом поле нет механизма...

Пути решения проблемы низкой мотивации школьников на...

Современное школьное образование имеет множество проблем, и одной из

Дети, которые имеют серьезные проблемы со здоровьем, зачастую не имеют ни сил, ни возможности

Решать проблемы мотивации к изучению иностранного языка необходимо в свете мировой...

Психолого-педагогические особенности развития творческих...

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала.

Кружковая деятельность как метод формирования умений...

Формировать детский коллектив и оздоровительную активную деятельность в природе.

В сборнике: Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества.

Современное состояние проблемы формирования правовых знаний у учащихся старших...

Вожатый как ключевое звено воспитательной системы летнего...

Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику организации образовательной

Так как детские оздоровительные лагеря находятся по большей части на природе, и, как

Полученные знания об окружающем мире дополняются и корректируются воспитателями и...

Развивающие направления деятельности загородного лагеря...

Только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию

Особое внимание организаторы летнего отдыха подростков обращают на содержание деятельности загородного лагеря отдыха.

Как воспитать инженера | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Проблема молодых инженерных кадров существует и в крупных промышленно развитых странах, прежде всего, Европы и США, где большинство юношей и девушек порываются в юристы, финансисты, экономисты. Как отмечается в докладе Еврокомиссии.

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт...

Современная типология детских оздоровительных лагерей представлена: загородными детскими оздоровительными лагерями; лагерями труда и отдыха; оборонно-спортивными лагерями; оздоровительными лагерями для молодежи...

Растим будущих инженеров в детском саду | Статья в журнале...

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. Конфуций. Современный мир ставит перед образованием не простые задачи: ‒ детям учиться должно быть интересно; ‒ знание должно быть применимо детьми на практике...

Задать вопрос