Понятие и общая характеристика ответственности перевозчика при перевозке грузов автомобильным транспортом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.11.2019

Статья просмотрена: 515 раз

Библиографическое описание:

Слюсарь, А. А. Понятие и общая характеристика ответственности перевозчика при перевозке грузов автомобильным транспортом / А. А. Слюсарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64272/ (дата обращения: 24.04.2024).



Эффективное экономическое развитие любого государства невозможно без активного товарного оборота между коммерческими организациями, некоммерческими структурами, равно как и организациями с различными долями государственного участия. По мере активизации этого процесса масштабы сотрудничества расширяются, соответственно увеличиваются и объемы перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом в силу его наибольшей доступности и экономической целесообразности.

Договором перевозки в действующем законодательстве признается соглашение, согласно которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату [1, ст. 785 ГК РФ]. Договорные отношения строятся не только на правах и обязанностях сторон, но и на ответственности в случае неисполнения ими своих обязательств.

В российском законодательстве отношения сторон, возникающие в результате перевозки, в том числе грузов, регламентированы главой 40 «Перевозка» части II Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в действующей редакции от 18.03.2019 г). Кроме этого, в п. 2 ст. 784 ГК РФ предусмотрено, что общие условия перевозки устанавливаются транспортными уставами и кодексами, законами и принятыми в соответствии с ними правилами. На текущий момент для автомобильных перевозок это: Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, введенным в действие Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ (в редакции от 30.10.2018 г.), Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (в редакции от 12.12.2017 г., с изм. от 22.12.2018); иные нормативно-правовые акты. Кроме того, ввиду общей диспозитивности гражданского законодательства РФ, предусмотрено право сторон определять их ответственность за нарушение обязательств в соглашении, с единственным ограничением: если законодательством не установлено иное.

Проанализировав действующие нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность за неисполнение обязательств по перевозке, можно сделать выводы, что такая ответственность имеет определенную специфику.

Во-первых, это всегда ограниченная ответственность, сужающая право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме того, такая ответственность в значительной мере является односторонне-нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны. Таким образом, можно выделить ряд особенностей, действующих при привлечении перевозчика к ответственности за нарушение обязательств:

– возможность взыскания лишь части причиненных убытков;

– действие императивных норм, касающихся размера ответственности перевозчика, что не позволяет снизить или исключить полностью ответственность перевозчика в соглашениях;

– возможность определения размера и пределов ответственности перевозчика по соглашению сторон только в установленных законодательством случаях.

Во-вторых, спецификой ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок (например, ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и ответственность отправителя за их неиспользование) [2, с. 28].

Общим правилом для всех видов перевозки является презумпция вины и ответственности перевозчика за вред, причиненный за утрату, недостачу или повреждение груза с момента заключения договора до момента доставки груза в место назначения. Данное утверждение в качестве общеобязательного толкования правовых норм было признано в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации (ВАС РФ) от 14.12.2010 г. № 9587/10, где указывалось, что вина перевозчика презюмируется, и на нем лежит бремя доказательства того, что потеря груза, его повреждение или опоздание были вызваны обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог, и последствия которых он не мог предотвратить [4, с. 1].

Проанализировав нормы законодательства, касающиеся перевозок грузов, можно выделить следующие характеристики ответственности по договору перевозки:

  1. ответственность по договору перевозки строится скорее по принципу вины (чем без вины), хотя и в форме презумпции вины обязанной стороны;
  2. ответственность по договору перевозки ограничена пределами стоимости груза (не более стоимости груза).

Институт ответственности перевозчика выполняет две важные функции. С одной стороны, он защищает имущественные интересы лиц, которые пользуются услугами по перевозке. С другой стороны, он не позволяет применить к перевозчику чрезмерные финансовые требования, которые могут привести к угрозе функционирования как отдельно взятой транспортной организации, так и в целом транспортного сообщения.

В силу этого ответственность по договору перевозки имеет ряд существенных отличий в сравнении с общегражданским институтом ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств. О. Н. Толочко считает, что перевозчик как сторона по гражданско-правовому договору находится в определенной степени в более привилегированном положении по сравнению с другими участниками транспортного процесса [3, с. 36–37].

Проблема ответственности перевозчиков, в том числе при перевозке грузов автомобильным транспортом, является довольно сложной и до сих пор не до конца разрешенной. Данное обстоятельство связано не в последнюю очередь с тем, что нарушение обязательств перевозчиками при оказании ими услуг оказывает непосредственное экономическое влияние на грузоотправителей. Естественно, что, чем шире предел ответственности перевозчика, тем спокойнее для грузоотправителя. И, наоборот, в таких обстоятельствах перевозчику приходится все сложнее оказывать услуги без материального ущерба для себя и морального давления со стороны грузоотправителя или иного собственника груза.

Следует подчеркнуть, что проблема ответственности перевозчика включает в себя, помимо прочего, два основных вопроса, а именно:

1) пределы ответственности перевозчика во времени;

2) круг тех случаев, наступление которых влечет ответственность перевозчика.

Очевидно, что перевозчик должен нести ответственность только за свою вину, которая может возникнуть при выполнении транспортного процесса, как во времени, так и по существу. Однако, перевозочный процесс является сложной деятельностью, охватывающей ряд вспомогательных и дополнительных операций, включение которых в понятие перевозки может вызывать сомнения. Так, при рассмотрении вопроса ответственности перевозчика, в некоторых случаях необходимо установить, что нарушение было результатом неправомерных действий или бездействия представителей перевозчика — работников, ответственных за выполнение договора. Если будет установлено, что работники предприятия использовали все возможности и резервы, но все же не смогли предотвратить нарушения обязательств и, следовательно, не виноваты в нарушении договора, то возникает вопрос: может ли перевозчик в этом случае быть признан виновным и нести материальную ответственность. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения того, что по принципу виновной ответственности, все предприятия-должники обязаны отвечать за нарушение договорных обязательств на одинаковых началах, то тогда ответственность за вину с установлением презумпции виновности должника выглядит более справедливой, чем презумпции невиновности, которая может быть лишь дополнительной лазейкой для ухода перевозчика от ответственности, и без того весьма ограниченной.

Эти и другие особенности, и коллизии Арбитражными судами РФ ежегодно рассматриваются в сотнях споров, вытекающих из договора перевозки грузов. Практика его применения субъектами хозяйствования и судебная практика показывают несовершенство отдельных положений действующего законодательства об автомобильной перевозке грузов, разницу в теоретическом представлении об этом договоре, различия правового регулирования в соседних государствах.

Поэтому можно резюмировать, что правовое регулирование ответственности перевозчика должно обеспечивать решение по крайней мере двух важных задач. А именно:

– давать достаточную защиту организациям и грузоотправителям, пользующимся услугами транспорта;

– стимулировать перевозчиков к надлежащей организации транспортного процесса и не порождать для них чрезмерных финансовых трудностей [5, с. 16–17].

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) [Электронный ресурс] // Доступ из Консультант плюс.
  2. Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Ч. II. С. 397
  3. Толочко, О. Н. Международное транспортное право / О. Н. Толочко. Гродно: ГрГУ, 2006. — 134 с.
  4. Постановление Президиума ВАС РФ от 14.12.2010 N 9587/10 по делу N А31–6093/2009, опубликовано в «Вестник ВАС РФ», 2011, N 3 [Электронный ресурс] // Доступ из Консультант плюс.
  5. Санникова Л. В. О правовой природе транспортных обязательств / Л. В. Санникова. — М.: Юрист, 2007, № 5. — с.16–19.
Основные термины (генерируются автоматически): ответственность перевозчика, договор перевозки, нарушение обязательств, автомобильный транспорт, ответственность, ГК РФ, перевозка грузов, предел ответственности перевозчика, Российская Федерация, транспортный процесс.


Похожие статьи

Ответственность сторон по договору перевозки груза...

Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, условия которого, ответственность сторон определяются соглашением сторон, если ГК РФ, Уставом железнодорожного транспорта РФ [2] (далее — УЖТ РФ), иными законами и изданными в...

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору...

Перечисленные мной проблемы в сфере гражданско-правовой ответственности третьих лиц по договору перевозки грузов автомобильным транспортом не являются исчерпывающим перечнем трудностей в отношениях по поводу перевозки грузов автомобильным...

Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика...

Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира.

Пределы ответственности перевозчика смягчают его размер материальной ответственности. Ключевые слова: воздушный транспорт, перевозка...

Основания и размер ответственности экспедитора по договору...

Основаниями привлечения экспедитора к ответственности являются нарушения обязательств, указанных и оговоренных договором транспортной экспедиции. Перевозчик несёт ответственность за весь период нахождения груза во владении, т.е. с момента...

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным...

Что же касается договора перевозки грузов автотранспортом в частности, то его субъектный состав весьма необычен и интересен, именно исследования о субъектах в рамках данного договора позволяют в полной мере понять правовую природу и специфические особенности...

Проблемы правового регулирования перевозки грузов...

Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика по... ГК РФ в главе 40 «Перевозка» закрепляет, что условия перевозки

Момент заключения договора перевозки груза наступает тогда, когда перевозчик, произведя приём к перевозке груженого подвижного...

Особенности договора перевозки груза автомобильным...

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор автоперевозки грузов

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом представляет собой отдельный вид значительной группы...

Понятие договора перевозки грузов автомобильным...

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом представляет собой самостоятельный вид транспортного договора в РФ основной задачей которого, по мнению законодателя, видится оформление правоотношений возникающих по поводу перевозок грузов.

Особенности договора транспортной экспедиции

Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика по... Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор...

Похожие статьи

Ответственность сторон по договору перевозки груза...

Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, условия которого, ответственность сторон определяются соглашением сторон, если ГК РФ, Уставом железнодорожного транспорта РФ [2] (далее — УЖТ РФ), иными законами и изданными в...

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору...

Перечисленные мной проблемы в сфере гражданско-правовой ответственности третьих лиц по договору перевозки грузов автомобильным транспортом не являются исчерпывающим перечнем трудностей в отношениях по поводу перевозки грузов автомобильным...

Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика...

Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира.

Пределы ответственности перевозчика смягчают его размер материальной ответственности. Ключевые слова: воздушный транспорт, перевозка...

Основания и размер ответственности экспедитора по договору...

Основаниями привлечения экспедитора к ответственности являются нарушения обязательств, указанных и оговоренных договором транспортной экспедиции. Перевозчик несёт ответственность за весь период нахождения груза во владении, т.е. с момента...

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным...

Что же касается договора перевозки грузов автотранспортом в частности, то его субъектный состав весьма необычен и интересен, именно исследования о субъектах в рамках данного договора позволяют в полной мере понять правовую природу и специфические особенности...

Проблемы правового регулирования перевозки грузов...

Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика по... ГК РФ в главе 40 «Перевозка» закрепляет, что условия перевозки

Момент заключения договора перевозки груза наступает тогда, когда перевозчик, произведя приём к перевозке груженого подвижного...

Особенности договора перевозки груза автомобильным...

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор автоперевозки грузов

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом представляет собой отдельный вид значительной группы...

Понятие договора перевозки грузов автомобильным...

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом представляет собой самостоятельный вид транспортного договора в РФ основной задачей которого, по мнению законодателя, видится оформление правоотношений возникающих по поводу перевозок грузов.

Особенности договора транспортной экспедиции

Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика по... Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор...

Задать вопрос