Суд — исполнительный лист — списание с банковского счёта: в эту цепочку взыскания долгов всё чаще встраиваются мошенники. За последнее время случаи направления поддельных предписаний выросли в разы. Оперируемые суммы небольшие, чтобы не привлекать внимания правоохранительных органов.
Очень часто кредиторы получают несколько исполнительных листов по одному долгу, ссылаясь на то, что они потеряли оригинал документа. Затем эти дубликаты направляют в разные банки, где открыты счета организации-должника. Мошенники получают несколько возмещений по одной и той же сумме и переводят деньги в подставную фирму. Вернуть переплату сложно, так как такие компании сразу ликвидируются.
Действующая нормативная база предусматривает возможность взыскателю самостоятельно предоставлять исполнительные документы в подразделения ФССП России для инициирования возбуждения исполнительного производства, что создает условия для осуществления мошеннических действий по необоснованному взысканию денежных средств с физических и юридических лиц органами Федеральной службы судебных приставов России на основании исполнительных документов (перечень определен ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
При этом исполнительные документы практически не обладают степенями защиты от подделок. За исключением исполнительных листов, не существует унифицированных бланков для остальных видов исполнительных документов (они изготавливаются на обычной бумаге и заверяются подписями и печатями), что затрудняет возможность выявления их подделки.
Указанные обстоятельства позволяют мошенникам успешно подделывать исполнительные документы и самостоятельно предоставлять их в подразделения ФССП России, инициировать возбуждение исполнительных производств, тем самым осуществлять хищение денежных средств. Судебные-приставы-исполнители не обладают достаточной квалификацией для выявления подделок, более того, при возникновении оснований полагать, что поступивший исполнительный документ является поддельным, нормативными актами не установлен определенный порядок действий пристава-исполнителя, в том числе по приостановлению ведения исполнительного производства.
При этом, п. 1.1. статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрен механизм направления исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, но данный механизм лишь допускает такую возможность, что приводит к появлению вышеуказанных документов в бумажном виде с использованием форм и методов подделки.
Как следствие, аналогичные негативные аспекты имеются при направлении исполнительных документов в кредитные учреждения. Так, с 2012 года по закону об исполнительном производстве банки должны незамедлительно — в течение одного рабочего дня — блокировать счета должников после получения от судебных приставов исполнительного листа, для обращения взыскания на деньги должников, а штрафные санкции в случае не своевременного исполнения могут доходить до 1 млн рублей. Если у банка есть сомнения в подлинности листа или достоверности его содержания, у банка есть 7 дней на проверку, т. к. поступление повторных листов и листов с ошибочными сведениями увеличивается, а банки несут ответственность за необоснованные списания по ст. 856 Гражданского кодекса (должны вернуть клиенту средства с процентами по ключевой ставке ЦБ).
При этом кредитные учреждения не имеют возможности проверки исполнительных документов в сроки, определенные законодательством РФ (должны отчитаться перед судебными приставами в течение трех дней после получения документов). По закону банки отвечают за необоснованные списания — они должны вернуть клиенту средства с процентами. Но судебная практика таких дел неоднозначна, если банку удаётся доказать, что он предпринял все необходимые, достаточные меры для контроля за данным исполнительным листом, для анализа его оригинальности и известил при этом должника, то и суды, к сожалению, принимают решения не в пользу должников-предприятий, часто отказывают в возмещении данных сумм.
Ранее банковские организации участвовали в 77 миллионах исполнительных производств. Крупные финансовые организации получают в день по несколько сотен предписаний от судебных приставов. При таких объёмах фальшивый лист может быть пропущен:
Кроме того, по мнению автора, проверка исполнительных листов должна осуществляться без участия и мнения должника. В противном случае такой механизм принудительного исполнения решения судов станет недейственным. Каждый должник будет отвечать, что исполнительный лист — подделка, и взыскивать ничего не надо, а сам в кратчайший срок будет обнулять свой счёт, чтобы списывать оттуда было нечего.
Для борьбы с мошенничеством нужно создать единую базу исполнительных документов, к которой в том числе, будет предоставлен доступ банкам. Если не решить проблему поддельных предписаний, простота мошеннической схемы увеличит количество преступлений в десятки раз.
В отношении граждан речь идет, как правило, о небольших суммах (до 100 тыс. рублей), мошенники зарабатывают за счет рассылки подделок по банкам в массовом режиме. Списание у граждан более значительных сумм может спровоцировать у них обоснованное беспокойство, что быстрее выведет на след нарушителей. У компаний списываются немного большие суммы, цель мошенников та же — остаться в тени. Всё индивидуально. Общее — техника изготовления подделок. Для этого нужны печати и бланки суда. Их мошенники могут получить через знакомых в арбитражах и судах общей юрисдикции. Другой вариант — изготовить их самостоятельно. Практикуются оба способа.
Таким образом, несовершенство действующей нормативной базы, значительно отстающей от современных реалий, требует внесения изменений в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в части, касающейся исключения возможности для взыскателя самостоятельно направлять исполнительные документы в подразделения ФССП России. Целесообразно рассмотреть возможность решения указанного несовершенства правового механизма путем введения электронного документооборота и предоставление исполнительных документов в электронном виде, по аналогии с поступлением постановлений о взыскании штрафов налоговых органов и территориальных подразделений МВД России.
Литература:
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/
- http://www.cbr.ru/content/document/file/44104/str_30032018.pdf