Эффективность деятельности органов государственной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.11.2019

Статья просмотрена: 196 раз

Библиографическое описание:

Курбангалиев, И. И. Эффективность деятельности органов государственной власти / И. И. Курбангалиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 209-213. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64216/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена краткому анализу эффективности и результативности деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, прослеживается динамика результативности за последние годы.

Ключевые слова: Роспотребнадзор, надзорная деятельность, результативность, эффективность.

Актуальность определения эффективности деятельности органов государственной власти в настоящее время не может быть оспорена так как от эффективной реализации функций по контролю и надзору в обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, возложенных на Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, во многом зависит от того насколько действенно обеспечивается пресечение фактов нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности [2].

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее — Управление Роспотребнадзора Республики Башкортостан) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Функциями Роспотребназора являются контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка [2].

Нормативно-правовыми основами деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан являются: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, международные договора Российской Федерации, акты Министерства здравоохранения Российской Федерации, Положение о Федеральной службе, акты Федеральной службы и Положение о Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан [2].

Осуществление деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан производится с помощью взаимодействия с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В настоящее время существует методика определения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (совместно с обеспечивающим его деятельность ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан»), в основе методики лежит построение математических моделей зависимостей между показателями деятельности Роспотребнадзора, качества среды обитания и здоровья населения. Расчеты проводит по данной методике ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора (г.Пермь).

Рассмотрим итоги деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан за последние три года (Рисунок 1).

Рис. 1. Динамика эффективности деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан [5]

По итогам рисунка можно сделать вывод о ежегодном снижении запланированных проверок с 1398 в 2016 году до 1375 проверок в 2018 году. Также в 2018 году внеплановых проверок было проведено на 8 % больше чем в 2017, но меньше чем в 2016 на 16 %. Увеличение количества проверок в 2018 году по сравнению с 2017 годом произошло из-за роста количества внеплановых проверок, что составило 9,3 % или 1,2 раза относительно прошлого года.

В результате проверок деятельности юридических лиц было охвачено 3989 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, среди деятельности которых были выявлены нарушения обязательных требований законов о сан-эпидем. благополучии населения и защиты прав потребителей: 3247 (81,4 %) (2017 г. — 85,6 %)

Всего удельный вес проверок с выявленными нарушениями составляет 73,9 % (3669 проверок), в том числе 99,9 % из общего количества плановых проверок (1375) было выявлено при проведении 1374 плановых проверок нарушения (Рисунок 2).

По результатам 2295 (63,9 %) из 3592 проведённых внеплановых проверок выявлены различные правонарушения [5].

Рис. 2. Удельный вес проверок, по которым были выявлены нарушения

Всего да 2018 год было выявлено 29060 правонарушений, что составило 7,9 к среднему количеству правонарушений на одну проверку с выявленными нарушениями составило 7,9. По всем 3669 (100 %) проверкам по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях.

По итогам проверок за выявленные нарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации всего наложено 7778 мер административного наказания.

Рассмотрим динамику эффективности деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в 2014–2018 гг.(рисунок 3)

Рис. 3. Динамика экономической эффективности, исходя из предотвращенных потерь ВРП в Республике Башкортостан

За счет контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в 2018 г. (таблица 1):

Было предотвращено 4648 случаев смерти (2014 г. — 708, 2015 г. — 861, 2016 г. — 1149, 2017 г. — 3754);

Значительно увеличилось количество предотвращенных случаев заболеваний, что составляет — 239 208 случаев (2014 г. — 155 954, 2015 г. — 166 325, 2016 г. — 153 896, 2017 г. — 211 155) [3].

Расчеты эффективности и результативности основаны на числе предотвращенных в результате контрольно-надзорной деятельности экономических потерь от смертности и заболеваемости населения, ассоциированных с негативным воздействием факторов среды обитания.

Согласно расчетам её эффективность составляет, исходя из ВРП — 7313,1 млн. руб., в том числе:

потерь от смерти 979,29 млн. руб.,

потерь от заболеваний 6333,721 млн. руб.

Таким образом, сумма затрат на выполнение контрольно-надзорных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 2018 г. составила 110,3 млн. руб., что говорит о том, что суммы экономической эффективности предотвращенных потерь ВРП в Республике Башкортостан в 2018 г. составили 66,46 руб. на 1 руб. затрат.

Выведем общие итоги контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан за 2015–2018 гг. в таблице 1.

Таблица 1

Общие итоги контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан за 2015–2018гг.

Показатель

2015

2016

2017

2018

Затраты на выполнение контрольно-надзорных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, млн. руб.

82,2

80,76

109,77

110,3

Валовый региональный продукт (скорректированный) на одного занятого, млн. руб.

0,79

0,75

1,06

1,16

Предотвращенный экономический ущерб исходя из валового регионального продукта, млн. руб.:

2256,66

3501,0

6460,11

7313,1

в том числе потери от смерти

65,87

409,69

758,00

979,29

в том числе потери от заболеваний

2190,79

3091,31

5783,84

6333,72

Экономическая эффективность, исходя из предотвращенных потерь ВРП в Республике Башкортостан

27,45

47,3

58,85

66,46

Таким образом, в результате анализа эффективности и результативности деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, мы делаем выводы о достаточной эффективности осуществления контрольно-надзорных функций Управления за последние три года.

Необходимо отметить, что применяемые меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, соответствуют приоритету правам и свободам граждан.

В тоже время проводится реформирование контрольно-надзорной деятельности с целью повышения эффективности Роспотребнадзора.

Одной из проблем в деятельности Роспортебнадзора является сохранение баланса между качеством, количеством проверок и возрастанием административных барьеров, которые эти проверки влекут за собой.

Необходимо повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности при снижении издержек со стороны бизнеса.

Данную проблему возможно решить путем следующих мер:

− введение надзорных каникул;

− введения особого режима проверок МСП;

− замена штрафа на предупреждение (КоАП РФ)

− в том числе изменения Федерального закона № 294-ФЗ: профилактика нарушений, контроль без взаимодействия, изменение оснований внеплановых проверок (обязательный претензионный порядок), институт предостережения, риск-ориентированный контроль (надзор), проверочные листы (чек-листы), запрет проведения повторных проверок.

Внедрение механизма профилактики, способствующее соблюдению поднадзорными объектами обязательных требований и предотвращению ими типовых нарушений.

Одной из общих проблем эффективности деятельности органов государственной власти является открытость результатов деятельности.

В этом направлении в контрольно-надзорной деятельности внедряется:

− Публичная отчетность;

− Общественный мониторинг правоприменения, проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики;

− Работа с открытыми данными;

− Повышение эффективности работы пресс-службы;

− Внедрение «Всероссийских горячих линий».

Таким образом, приоритетными задачами Роспотребнадзора являются:

− реализация документов стратегического планирования;

− совершенствование федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по направлениям:

1) Развитие модели управления санитарно-эпидемиологическими рисками в части оптимизации организации контроля, мониторинга, оценки риска здоровью населения с учётом пространственных инструментов управления на территории мегаполисов и крупных городских агломераций

2) Внедрение новых форм контроля (надзора), таких как контрольная закупка, исследование и измерение параметров объектов (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении социально-гигиенического мониторинга.

3) Развитие лабораторного дела организаций Роспотребнадзора, совершенствование материально-технической базы лабораторий, внедрение современного аналитического оборудования с целью лабораторного обеспечения Роспотребнадзора в условиях рискориентированного подхода контрольно-надзорной деятельности.

4) Переход к использованию современных информационных технологий при планировании деятельности Службы, осуществлении контроля (надзора) и обеспечении контроля (надзора).

− предупреждение и реагирование на угрозы биологической безопасности естественного и преднамеренного характера;

− совершенствование действующих правовых механизмов и создание дополнительных гарантий защиты прав и интересов граждан в наиболее проблемных секторах потребительского рынка, вопросов развития национальной системы защиты прав потребителей;

− внедрение и реализация ведомственной целевой программы в рамках применения механизмов проектного управления Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;

− реализация основных направлений совершенствования контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора.

Итак, в ближайшее время повышение эффективности деятельности Роспотребнадзора будет проведено по поставленным задачам в нескольких направлениях.


Литература:

  1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, — 2008 — № 52 (ч. 1), — ст. 6249.
  2. Приказ Роспотребнадзора от 10.07.2012 № 748 «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан» (ред. от 05.08.2015 № 637) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://02.rospotrebnadzor.ru/about/functions/ (Дата обращения: 29.09.2019).
  3. Результативность и эффективность контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в 2018 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://02.rospotrebnadzor.ru/content/184/37957/ (Дата обращения: 29.09.2019).
  4. Результативность и эффективность контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в 2017 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://02.rospotrebnadzor.ru/content/184/36638/ (Дата обращения: 29.09.2019).
  5. Результаты надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан за 2018 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://02.rospotrebnadzor.ru/ (Дата обращения: 29.09.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, Российская Федерация, Республика, контрольно-надзорная деятельность, проверка, контрольно-надзорная деятельность Управления, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, Федеральная служба, потребительский рынок, экономическая эффективность.


Похожие статьи

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации. Автор : Уметбаева Юлия Ильдусовна. Рубрика : Юриспруденция.

Среди функций федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора можно выделить: контрольно - надзорные...

Российская Федерация, санитарно-эпидемиологическое...

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из

Более того, отмена согласовательной нормы для внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в сфере

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации.

Некоторые вопросы правового регулирования функций...

Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется санитарно-эпидемиологическим законодательством Российской Федерации, которое основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 30.03.1999 N...

Реформа в области государственного контроля и надзора в рамках...

Реформа контрольной и надзорной деятельности связана с такими программами Российской Федерации, как: Государственная программа “Экономическое развитие и инновационная экономика” (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля...

Система государственных органов, выполняющих...

Система государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции в сфере труда, правовые инновации.

государственный контроль, Российская Федерация, требование, контрольно-надзорная деятельность, муниципальный контроль, орган, предприниматель...

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления...

Таким образом, непосредственно нормотворчеством занимается Министерство, а Служба реализует контрольно-надзорные функции, но это не означает, что последняя не может вносить свои предложения по совершенствования законодательства в исследуемой сфере.

Проект Федерального закона «Об основах государственного...»

‒ повысить эффективность и результативность контрольно-надзорной деятельности

В рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля собирают ряд доказательств.

Система надзорных органов в области энергетической...

Под контрольной деятельностью мы предлагаем понимать организуемую и осуществляемую в интересах общества и государства деятельность по проверке выполнения субъектами управления и должностными лицами установленных требований по обеспечению безопасного...

Формы и методы государственного контроля и надзора за...

государственный контроль , Российская Федерация , требование, контрольно- надзорная деятельность, муниципальный контроль

Обращаясь к отчетам Государственной инспекции труда в Республике Хакасия по обращениям граждан и результатам проводимых ими...

Регламентация государственного контроля и надзора в сфере...

Органы контрольно-надзорной деятельности являются институтами государства, которые, реализуя свои полномочия на основе

В структуре органов контрольно-надзорной деятельности подведомственной МПР России, как отмечалось выше, имеются Департаменты...

Похожие статьи

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации. Автор : Уметбаева Юлия Ильдусовна. Рубрика : Юриспруденция.

Среди функций федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора можно выделить: контрольно - надзорные...

Российская Федерация, санитарно-эпидемиологическое...

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из

Более того, отмена согласовательной нормы для внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в сфере

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации.

Некоторые вопросы правового регулирования функций...

Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется санитарно-эпидемиологическим законодательством Российской Федерации, которое основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 30.03.1999 N...

Реформа в области государственного контроля и надзора в рамках...

Реформа контрольной и надзорной деятельности связана с такими программами Российской Федерации, как: Государственная программа “Экономическое развитие и инновационная экономика” (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля...

Система государственных органов, выполняющих...

Система государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции в сфере труда, правовые инновации.

государственный контроль, Российская Федерация, требование, контрольно-надзорная деятельность, муниципальный контроль, орган, предприниматель...

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления...

Таким образом, непосредственно нормотворчеством занимается Министерство, а Служба реализует контрольно-надзорные функции, но это не означает, что последняя не может вносить свои предложения по совершенствования законодательства в исследуемой сфере.

Проект Федерального закона «Об основах государственного...»

‒ повысить эффективность и результативность контрольно-надзорной деятельности

В рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля собирают ряд доказательств.

Система надзорных органов в области энергетической...

Под контрольной деятельностью мы предлагаем понимать организуемую и осуществляемую в интересах общества и государства деятельность по проверке выполнения субъектами управления и должностными лицами установленных требований по обеспечению безопасного...

Формы и методы государственного контроля и надзора за...

государственный контроль , Российская Федерация , требование, контрольно- надзорная деятельность, муниципальный контроль

Обращаясь к отчетам Государственной инспекции труда в Республике Хакасия по обращениям граждан и результатам проводимых ими...

Регламентация государственного контроля и надзора в сфере...

Органы контрольно-надзорной деятельности являются институтами государства, которые, реализуя свои полномочия на основе

В структуре органов контрольно-надзорной деятельности подведомственной МПР России, как отмечалось выше, имеются Департаменты...

Задать вопрос